search
main
0

Увидеть волшебное в обыкновенном

Физика - это жизнь, а жизнь - это физика

Физика – это жизнь, ее процессы, состояния, движение. А то, что пока воспринимается нами как чудо, так это еще не открытые законы…

 

«Надеюсь, что кто-то из моих учеников откроет их для всех нас», – делится учитель физики Марина Сергеевна Крупышева. Она живет и работает в городе Шарья Костромской области. Шарья – небольшой, всего на 23 тысячи населения, районный центр, который украшает речка Шарьинка. Шарью называют северной столицей региона. Здесь работают два дома культуры с многочисленными кружками и студиями для взрослых и детей, спортивными секциями, труппой народного театра. В городке имеется несколько школ на пятьсот – тысячу мест, много детских садиков. Сыграть свадьбу, отметить важную дату можно в одном из ресторанов или кафе. Словом, уезжать из Шарьи не хочется. Марина Сергеевна с мужем живут здесь в собственном доме. Учительствуют.

С будущим супругом она познакомилась в Костромском педагогическом институте имени Николая Алексеевича Некрасова, где когда-то начали дружить и ее родители, тоже педагоги. Жизненный уклад учителя был прямо перед глазами. Родители собственным примером научили организованности, порядку обязательной подготовки к событиям и планированию. Даже во время каникул мама каждое утро объявляла: «Так. План на день» и перечисляла дела, которые две дочери должны были выполнить к вечеру. Еще родители научили творчески подходить к выполнению задуманного, потому что сами все время придумывали для своих детей что-то новое.

В школе Марина мечтала стать конструктором-модельером одежды. Вдохновлялась она мамой, которая раскладывала на полу ткань и приступала к выкройке платья себе или одной из дочерей. Став матерью двух дочек, Марина Крупышева начала шить уже для них. Да и в Кремлевском дворце (по окончании конкурса «Учитель года России»-2022) на ней было собственноручно сшитое платье.

Отец, учитель физики, любил во­зиться с техникой. Начав изучение электротехники и радиотехники еще в армии и продолжив в училище, восьмидесятилетний папа сохраняет свое увлечение до сих пор. Когда Марина была еще маленькой, он не отправлял ее гулять или помогать матери, а позволял наблюдать за починкой домашней техники.

«Помню, как у неработающего телевизора папа снимал заднюю крышку, ставил табуретку и садился с плоскогубцами и отвертками искать причину поломки. Я подлезала к нему под руку, вставала рядышком и смотрела вместе на генераторные, полупроводниковые лампы, диоды, конденсаторы, схемы. Спрашивала: «А это что? А это как работает?» Было любопытно посмотреть, что там, внутри игрушек. Так ли у них все устроено, как в телевизоре? Разбирала на части неваляшек и говорящих кукол», – делится Марина Сергеевна.

Теперь она сама рассказывает своим ученикам о транзисторах, осциллографах и полупроводниковых лампах. Ученикам, никогда не видевшим таких приборов. Марина Крупышева трудится учителем физики в шарьинской школе №6, ведет классное руководство в 8‑м «А» классе и дополнительные занятия для интересующихся физикой учащихся разных школ города.

Раз в неделю пятые и шестые классы приходят к ней на занятия кружка «Удивительная физика». Знакомятся с элементарными приборами, такими как измерительный цилиндр, весы с разновесами, калориметр, динамометр, амперметр, вольтметр и др. Но сначала их нужно ознакомить с понятиями «шкала» и «цена деления», ведь в школе на уроках физики они этого еще не проходили.

Физика – наука экспериментальная, поэтому учительница старается на каждом уроке проводить опыты, практические работы, привлекать учеников к проведению исследований. Современные дети, больше принадлежащие миру виртуальному, чем реальному, совершают удивительные для себя открытия, занимаясь простейшими опытами. Очень радуются, когда им удается точно взвесить физическое тело не на электронных, а на тех самых старых рычажных весах, где чаши нужно уравновесить с помощью гирек. «На занятиях мы изучаем окружающий нас мир, его устройство, удивительные законы, – уточняет Марина Сергеевна. – Удивительно, что давление воды не зависит от формы сосуда. Удивительно, как распространяются запахи, что вода из стакана не выливается, если накрыть его листом бумаги и перевернуть вверх дном».

Любопытные малыши задают много вопросов, порой таких, на которые и ответить-то с ходу трудно. Например, мальчишки часто интересуются, можно ли разделить два полюса магнита, чтобы каждый из них работал автономно. Простой ответ: «Нет, нельзя, потому что, даже если бы получилось распилить магнит, каждая его половинка перемагнитится, и у нее появится противоположный полюс» пытливые детские умы не удовлетворяет. Приходится отвечать развернуто и рассказывать, почему так происходит, а значит, углубляться в строение вещества.

После уроков в начале недели школу №6 посещают девятиклассники, чтобы посвятить полтора часа подготовке к ОГЭ по физике. Не во всех школах города есть необходимое оборудование, и на занятия «Практикум» собираются самые заинтересованные ребята. И снова опыты, показывающие зависимость силы трения, частоты колебаний маятника, силы тока на участке цепи подпитывают у ребят интерес к естественно-научным фактам и идеям. Середина недели посвящена решению более сложных задач с одиннадцатиклассниками и десятиклассниками, у них Крупышева ведет интенсивный курс физики по подготовке к ЕГЭ. Темы разные: механика и термодинамика, электричество и квантовая физика. Задачи трудные, так что необходимо многое уметь: записывать рассуждения, указывать законы и явления, проводить анализ процессов, устанавливать взаимо­связь величин, обосновывать выбранное решение. Показать самые коварные моменты, чтобы снизить вероятность повторения ошибок, в этом Марина Сергеевна видит свою помощь.

«Физика – предмет сложный, особенно в старших классах. И выбирают ее для сдачи экзамена высокомотивированные ученики. С теми, кто увлечен физикой и старается постичь эту науку, в которой много разных разделов, очень интересно заниматься. Поэтому я помогаю им систематизировать материал. Составлять свои опорные конспекты, а не пользоваться чужими; определять тип задачи и применять для ее решения подходящий алгоритм. Все эти знания необходимы будущим инженерам», – рассказывает Крупышева.

Марина Сергеевна постоянно учит детей делать что-то своими руками. Они и делают: соединяют электрические цепи, собирают простейшие приборы, работают с магнитами и линзами, взвешивают физические тела. «Видели бы вы, – говорит она, – как поначалу восьмиклассники боятся собирать электрические цепи! А потом осваивают правила подключения, и у них загораются лампочки, вращаются электромоторы. Даже регулировка громкости в простейших радиоприемниках приносит им радость». Восклицание «Ура! Получилось!» – главная награда для Марины Сергеевны. А основная педагогическая задача – подсказать, как все, чему она учит на уроках и дополнительных занятиях, может пригодиться и в повседневной жизни, и в научной практике. Ведь, по ее словам, «…через несколько лет они откроют новые законы, будут строить новые приборы и машины, полетят к другим планетам». И это не просто надежда. Одна из ее выпускниц поступила в Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, чтобы по окончании учебы строить космические корабли. Другие, как она их называет, «мечтающие дети» обучаются в крупнейших университетах страны.

Впрочем, ее жизнь не ограничена только школьными стенами. Она руководит городским объединением учителей физики Шарьи, организует мастер-классы по обмену опытом и привлекает педагогов из других районов к участию в вебинарах.

Марина Сергеевна автомобилистка с многолетним стажем и поэтому любит сменить обстановку, выехав на прогулку в лес. Раз в год они с мужем предпринимают вылазку в Нижний Новгород, где живут их взрослые дочери. Визит сопровождается обязательным семейным походом в местный драматический театр.

Много путешествует и со своими учениками, посещая театры, музеи, выставки не только в близлежащих Костроме, Ярославле и Нижнем, но и осматривая достопримечательности Йошкар-Олы, Москвы, Санкт-Петербурга. «Дети возвращаются из поездок очень сдружившимися, – отмечает Марина Крупышева. – В поездках они открывают друг в друге лучшие качества, заряжаются друг от друга энергией до такой степени, что забывают о мобильных телефонах».

После конкурса «Учитель года» в числе пятерки финалистов Марина Сергеевна приняла участие в совместной программе повышения квалификации Академии Минпросвещения России и Московского физико-технического института «Фазовый переход. За служение физике». Программа включала лекции, круглые столы, практикумы и образовательные экскурсии. Учителя физики из разных городов страны ознакомились с современными научными трендами в различных сферах: нанотехнологии, микроэлектронике, двумерных материалах, робототехнике, космических и арктических исследованиях. «Мы разговаривали с теми молодыми учеными, которые сегодня совершают открытия в науке с прицелом на будущее. За пять дней увидели много нового и интересного, побывали в университетских лабораториях. Я училась в педагогическом институте, наукой мы там занимались мало, да и оборудование в те дни было попроще. А вот то, что молодые физики делают в МФТИ, используя современнейшие приборы и установки, очень нас впечатлило», – говорит Крупышева. Конечно, этими впечатлениями она поделилась в специально созданной для интересующихся физикой старшеклассников группе в соцсети, где регулярно размещает сведения о значимых открытиях и новых технических разработках российских и зарубежных ученых.

Будущие ученые воспитываются в школе, а интерес к науке зачастую рождается в простых открытиях, которые объясняют физические явления. На конкурсном уроке в Тюмени педагог с ребятами изучали зависимость протекания диффузии (окрашивания) от разных условий. Как цветные шарики-молекулы проникают в пустоты между другими молекулами, так ее энергия заполняла собой все пространство класса. Дети унесли домой раскрашенные в необычные цвета футболки, а Марина Сергеевна – новые подходы к образовательному процессу. Казалось бы, что нового может для себя узнать специалист с 30‑летним стажем? Содержание предмета знает прекрасно, методикой владеет превосходно, новые технологии применяет, а вот приемы виртуальной среды, используемые более молодыми коллегами, захотелось перенять.

Конкурс дал возможность посмотреть на себя со стороны. «Это был вызов. Вызов самой себе: смогу ли я сделать что-то интересное, достойное конкурса. Для этого нужно было выйти за рамки привычного комфорта, подключить не только знания, интуицию, но и креатив, эмоции. Теперь точно могу сказать – этот опыт получился!» – подводит итоги Марина Крупышева.

Галина СЕРГЕЕВА, Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте