После того как я решилась принять участие в конкурсе «Учитель года», мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы коллег: «Зачем ты согласилась на это?», «Стоит ли тратить свои силы и нервы ради конкурса?» И действительно, меня и саму одолевали сомнения: как можно оставить собственных учеников, для того чтобы давать открытые уроки в чужой школе и чужом классе; что нового я могу представить на суд коллегам и готова ли я к этому? Эти сомнения не оставляли меня на протяжении всего конкурса, но теперь после его завершения с уверенностью могу сказать, что нисколько не жалею о том, что в мою жизнь в этом учебном году вошел конкурс.
Участие в конкурсе открыло для меня уникальную, ни с чем не сравнимую возможность самообразования. Как известно, конкурсная программа построена на постепенном усложнении заданий от тура к туру. Успешное завершение каждого этапа – маленькая победа, дающая стимул к новому поиску. Работа в режиме конкурса требует от его участника каждый раз быть разным, при этом оставаясь самим собой. А ведь умение быть оригинальным, но не лицедействовать, умеющим удивлять, не сводя весь процесс обучения к развлечению и поверхностному рассмотрению отдельных научных фактов вне системы, быть немного загадочным для своих учеников – неотъемлемые качества современного учителя. Но значение конкурса не только в этом.
«Учитель года» – это еще замечательная площадка для обмена опытом. Имея достаточно большое количество учебных часов, мы редко получаем возможность увидеть уроки коллег – конкурс дает нам такой шанс. Уроки, представление педагогического опыта, мастер-классы педагогов других школ позволяют по-новому осмыслить и оценить собственную педагогическую концепцию, более критично отнестись к привычным, давно ставшим рутинными формам работы на собственном уроке.
Безусловно, участие в конкурсе требует напряжения всех сил, но лично я никогда не оставалась одна со своими проблемами и сомнениями. Огромную помощь мне оказывали администрация и учителя моей школы, окружной методический центр, Московский институт открытого образования. Добрые советы и конструктивная критика, методическая помощь и просто психологическая поддержка – когда я вспоминаю об этом, мне кажется, что в течение этого года я прошла самые эффективные за время работы в школе курсы повышения квалификации.
Отдельно хочется сказать несколько слов о финалах окружного и городского этапа конкурса, проходивших в Центре дополнительного профессионального образования «Поведники». Думаю, что участие в них само по себе стало наградой для каждого конкурсанта. Ведь работа в кругу единомышленников, в творческой атмосфере и обстановке доброжелательности и взаимопомощи – это настоящий праздник. Несмотря на всю сложность испытаний, неформальное знакомство, вечера с песнями под гитару, дружеские эпиграммы и шаржи будили в душе какие-то добрые детские воспоминания о школьных и студенческих лагерях актива. А новые встречи и знакомства! Участие в конкурсе не только дало мне, как и другим конкурсантам, бесценный педагогический и психологический опыт, но и подарило много новых знакомых и друзей, занимающихся тем же делом, что и я, и разделяющих мое представление о важности и значимости этого дела.
Если бы в начале года мне сказали, что я, пройдя все этапы конкурса, буду призывать других к участию в нем, я бы, наверное, не поверила. Тем не менее говорю коллегам-учителям: «Участвуйте в конкурсе «Учитель года», потому что вы действительно испытаете незабываемые чувства и переживания, и вам с новой силой захочется заниматься любимым делом – учить детей!»
Ольга КОММИССАРОВА, учитель русского языка и литературы Центра образования №324 «Жар-птица»
Комментарии