search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель»
0

Увидеть, услышать, сказать… Театральный фестиваль как образовательное поле

Детский театральный фестиваль «Пролог-Весна» задуман как семинар. Акцент в нем сознательно перенесен с традиционно принятых показов спектаклей и присуждения награждений на процессы общения и обучения. Каждый участник (как взрослый, так и ребенок) включается в творческий цикл тренингов, мастер-классов, «круглых столов», занимается в студии журналистики, участвует в творческой кухне профессиональной критики. Создается максимально насыщенная образовательная среда, в которой в предельно сжатые сроки рождаются и разворачиваются одновременно несколько историй с разными героями, сюжетами, смыслами.

Другая линия работы – с письменной речью. Детская редакция, в реальных условиях осваивающая журналистские умения и навыки, задает коллегам – взрослым и детям – вопросы, собирает и фиксирует зрительские суждения, которые отражаются в ежедневно создаваемой газете . Таким образом авторы актерских и режиссерских работ могут получить быструю обратную связь, услышать зрительский отклик, найти единомышленников.

Обсуждалки

На фестивале-семинаре нет готовых, заранее заданных параметров оценки спектакля, нет привычных номинаций и присуждения призовых мест. Номинации возникают «по ходу пьесы», эксперты выявляют достоинства увиденного и фиксируют их. Один спектакль может получить сразу несколько номинаций. Кроме того, эти формулировки могут носить рекомендательный, чуть ироничный характер.

Не секрет, что в мире профессионального театрального движения номинации и призовой рейтинг связаны скорее с распределением грантов, социальных и материальных благ и далеко не всегда с художественными достоинствами постановки.

На фестивале-семинаре другие, прежде всего образовательные цели. Каждый показанный спектакль обсуждается несколько раз, на разных уровнях, с разных позиций и точек зрения в кругу детей-зрителей с помощью модератора, по специально созданной методике безоценочного интервью (так называемые обсуждалки). Дети учатся активно слушать, задавать вопросы на понимание, уточнение, высказывать деликатные «я-суждения», сохраняющие душевное здоровье обеим сторонам – как ответчикам, так и вопрошающим, бережно относиться к собственному зрительскому впечатлению, а через него – к попытке принять иную точку зрения.

«Театральный гусь»

Воспитание зрительской культуры в такой логике – это прежде всего работа со словом, инициирование высказываний, постоянное провоцирование детей на применение разных речевых стратегий. Цель: приобретение опыта участия в дискуссиях, создающих условия для рождения обоснованного мнения, опирающегося на продуманную систему аргументации. Это так называемый коммуникативный образовательный модуль.

Другая линия работы – с письменной речью. Детская редакция, в реальных условиях осваивающая журналистские умения и навыки, задает коллегам – взрослым и детям – вопросы, собирает и фиксирует зрительские суждения, которые отражаются в ежедневно создаваемой газете «Театральный гусь». Таким образом авторы актерских и режиссерских работ могут получить быструю обратную связь, услышать зрительский отклик, найти единомышленников.

«Критика» – от слова «критерий»

Безусловно, чрезвычайно сложно и болезненно выставлять на всеобщее достаточно строгое обсуждение собственное детище – спектакль, плод тяжелого педагогического труда. Взрослый, ответственный разговор – без обиняков. Действительно мучительно и тяжело, но… необходимо! Владение театральной «предметностью» на достаточно высоком уровне – вторая составляющая профессиональной компетентности руководителя детской театральной студии. И возможность получить экспертную оценку, «измерить» уровень владения мастерством, самостоятельно провести профдиагностику предоставляется именно на таких встречах представителей двух профессиональных «цехов».

«Критика не от слова «критиковать», то есть порицать, отыскивать недостатки, а от слова «критерий», базовый признак», – не устает повторять на встречах с детьми и взрослыми, занимающимися театром, председатель жюри фестиваля и редактор журнала «Мир детского театра» Валерий Бегунов.

Критик – профессиональный зритель, с огромным опытом подобного рода впечатлений и анализа, последовательно реализующий тезис «Образование через всю жизнь». Только находясь в контексте искусства как явления эстетической культуры, можно всерьез заниматься воспитанием и обучением. Невозможно четко отделить форму (получившийся творческий продукт, который собственно и есть предмет оценивания критиков) от педагогического содержания.

Педагог – по определению рефлексивная профессия. И в этом смысле участвовать в подобного рода диалогах, «круглых столах» для руководителей детского театра не менее (а возможно и более) важно, чем для режиссеров профессиональных студий. Например, Светлана Шанская (художественный руководитель театра «Птица», Ижевск) в течение нескольких лет скрупулезно ведет записи «круглых столов» и дискуссий. «Я фиксирую не столько замечания или восхищение, сколько собственные мысли и резюме по этому поводу. Этот материал накапливается и позволяет проследить историю творческих замыслов, размышлений».

Заполняя пространство

Тренинги и мастер-классы, которые проводят педагоги, владеющие различными техниками и методиками, позволяют детям ощутить на себе влияние разных подходов к творчеству.

«Никогда не думала, что воображение можно так сильно «включить», что начинаешь падать от усталости, пошатывает от обыкновенного хлопка в ладоши… Это было потрясающе! Проходя по обыкновенному полу, ты думаешь, что можешь упасть в огромную пропасть над морем. А когда ползешь по полу, кажется, что сверху на тебя могут свалиться маленькие камушки». (Впечатление от тренинга «Актерское мастерство». Педагог Российской академии театрального искусства Алексей Блохин.)

«Ловили хлопки, заполняли пространство, а потом разбивались на команды и из предметов, которые нам дали, мы сделали живую программку для спектакля». (Впечатление от тренинга «Преображение пространства». Педагоги Московского института открытого образования Ирина Есина и Светлана Супье.)

«Услышала, как эти герои «шипели», словно змеи, хотя говорили обычные слова». (Впечатления от тренинга «Звукопись». Педагог – кандидат искусствоведения, театральный критик Геннадий Демин.)

Тренинговые группы смешанные: в их составе дети и взрослые, представители нескольких студий. На протяжении пяти фестивальных дней состав творческих групп постоянно меняется. Ребята говорят: «Мы начинаем больше понимать друг друга, лучше чувствовать состояние человека, стоящего рядом». Столкновение с новым материалом, способом общения (и более узко – говорения), интенсивное проживание «здесь и сейчас» позволяют быстро присваивать навыки, овладевать театральными техниками и приемами. Например: «Узнать, как медитируют йоги».

Мини-курсы (тренинги, мастер-классы, знакомство с музейной педагогикой, активные экскурсии, «круглые столы», интервью и письменные отзывы) в программе фестиваля-семинара так же важны, как «обязательная программа» – собственно спектакли.

Мне очень понравилось!

«Что дал мне фестиваль? Фестиваль дал мне немало! Во-первых, я пообщалась с новыми ребятами, с кем-то даже мы сдружились, во-вторых, я, как человек, играющий на сцене, в театре «Раз – Два – Три», посмотрела, как играют другие театральные коллективы. В-третьих, я поучилась тому, чему меня еще не учили. Мне ОЧЕНЬ понравилось на фестивале! Наконец-то я попробовала себя в роли журналиста». И в этом контексте внешняя оценка – лишь еще одно мнение в ряду других.

В фестивале «ПРОЛОГ-ВЕСНА» 2008 года приняли участие 26 коллективов (около 500 человек): 16 московских, 4 – из Подмосковья (Краснознаменск, Электросталь, Королев, Реутов), 6 – из Курска, Кирова, Инты, Ижевска, Глазова. Одиннадцать коллективов принимали участие в программе впервые.

Казалось бы, всего один фестиваль. Много ли образовательных задач он может решить? Прожив его от первого до последнего дня, понимаешь – немало, потому что отсюда люди понесут дальше свой опыт и свои размышления.

Елена КОЛОСОВА, педагог кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте