search
main
0

Увидеть, услышать, сказать… Театральный фестиваль как образовательное поле

Детский театральный фестиваль «Пролог-Весна» задуман как семинар. Акцент в нем сознательно перенесен с традиционно принятых показов спектаклей и присуждения награждений на процессы общения и обучения. Каждый участник (как взрослый, так и ребенок) включается в творческий цикл тренингов, мастер-классов, «круглых столов», занимается в студии журналистики, участвует в творческой кухне профессиональной критики. Создается максимально насыщенная образовательная среда, в которой в предельно сжатые сроки рождаются и разворачиваются одновременно несколько историй с разными героями, сюжетами, смыслами.

Другая линия работы – с письменной речью. Детская редакция, в реальных условиях осваивающая журналистские умения и навыки, задает коллегам – взрослым и детям – вопросы, собирает и фиксирует зрительские суждения, которые отражаются в ежедневно создаваемой газете . Таким образом авторы актерских и режиссерских работ могут получить быструю обратную связь, услышать зрительский отклик, найти единомышленников.

Обсуждалки

На фестивале-семинаре нет готовых, заранее заданных параметров оценки спектакля, нет привычных номинаций и присуждения призовых мест. Номинации возникают «по ходу пьесы», эксперты выявляют достоинства увиденного и фиксируют их. Один спектакль может получить сразу несколько номинаций. Кроме того, эти формулировки могут носить рекомендательный, чуть ироничный характер.

Не секрет, что в мире профессионального театрального движения номинации и призовой рейтинг связаны скорее с распределением грантов, социальных и материальных благ и далеко не всегда с художественными достоинствами постановки.

На фестивале-семинаре другие, прежде всего образовательные цели. Каждый показанный спектакль обсуждается несколько раз, на разных уровнях, с разных позиций и точек зрения в кругу детей-зрителей с помощью модератора, по специально созданной методике безоценочного интервью (так называемые обсуждалки). Дети учатся активно слушать, задавать вопросы на понимание, уточнение, высказывать деликатные «я-суждения», сохраняющие душевное здоровье обеим сторонам – как ответчикам, так и вопрошающим, бережно относиться к собственному зрительскому впечатлению, а через него – к попытке принять иную точку зрения.

«Театральный гусь»

Воспитание зрительской культуры в такой логике – это прежде всего работа со словом, инициирование высказываний, постоянное провоцирование детей на применение разных речевых стратегий. Цель: приобретение опыта участия в дискуссиях, создающих условия для рождения обоснованного мнения, опирающегося на продуманную систему аргументации. Это так называемый коммуникативный образовательный модуль.

Другая линия работы – с письменной речью. Детская редакция, в реальных условиях осваивающая журналистские умения и навыки, задает коллегам – взрослым и детям – вопросы, собирает и фиксирует зрительские суждения, которые отражаются в ежедневно создаваемой газете «Театральный гусь». Таким образом авторы актерских и режиссерских работ могут получить быструю обратную связь, услышать зрительский отклик, найти единомышленников.

«Критика» – от слова «критерий»

Безусловно, чрезвычайно сложно и болезненно выставлять на всеобщее достаточно строгое обсуждение собственное детище – спектакль, плод тяжелого педагогического труда. Взрослый, ответственный разговор – без обиняков. Действительно мучительно и тяжело, но… необходимо! Владение театральной «предметностью» на достаточно высоком уровне – вторая составляющая профессиональной компетентности руководителя детской театральной студии. И возможность получить экспертную оценку, «измерить» уровень владения мастерством, самостоятельно провести профдиагностику предоставляется именно на таких встречах представителей двух профессиональных «цехов».

«Критика не от слова «критиковать», то есть порицать, отыскивать недостатки, а от слова «критерий», базовый признак», – не устает повторять на встречах с детьми и взрослыми, занимающимися театром, председатель жюри фестиваля и редактор журнала «Мир детского театра» Валерий Бегунов.

Критик – профессиональный зритель, с огромным опытом подобного рода впечатлений и анализа, последовательно реализующий тезис «Образование через всю жизнь». Только находясь в контексте искусства как явления эстетической культуры, можно всерьез заниматься воспитанием и обучением. Невозможно четко отделить форму (получившийся творческий продукт, который собственно и есть предмет оценивания критиков) от педагогического содержания.

Педагог – по определению рефлексивная профессия. И в этом смысле участвовать в подобного рода диалогах, «круглых столах» для руководителей детского театра не менее (а возможно и более) важно, чем для режиссеров профессиональных студий. Например, Светлана Шанская (художественный руководитель театра «Птица», Ижевск) в течение нескольких лет скрупулезно ведет записи «круглых столов» и дискуссий. «Я фиксирую не столько замечания или восхищение, сколько собственные мысли и резюме по этому поводу. Этот материал накапливается и позволяет проследить историю творческих замыслов, размышлений».

Заполняя пространство

Тренинги и мастер-классы, которые проводят педагоги, владеющие различными техниками и методиками, позволяют детям ощутить на себе влияние разных подходов к творчеству.

«Никогда не думала, что воображение можно так сильно «включить», что начинаешь падать от усталости, пошатывает от обыкновенного хлопка в ладоши… Это было потрясающе! Проходя по обыкновенному полу, ты думаешь, что можешь упасть в огромную пропасть над морем. А когда ползешь по полу, кажется, что сверху на тебя могут свалиться маленькие камушки». (Впечатление от тренинга «Актерское мастерство». Педагог Российской академии театрального искусства Алексей Блохин.)

«Ловили хлопки, заполняли пространство, а потом разбивались на команды и из предметов, которые нам дали, мы сделали живую программку для спектакля». (Впечатление от тренинга «Преображение пространства». Педагоги Московского института открытого образования Ирина Есина и Светлана Супье.)

«Услышала, как эти герои «шипели», словно змеи, хотя говорили обычные слова». (Впечатления от тренинга «Звукопись». Педагог – кандидат искусствоведения, театральный критик Геннадий Демин.)

Тренинговые группы смешанные: в их составе дети и взрослые, представители нескольких студий. На протяжении пяти фестивальных дней состав творческих групп постоянно меняется. Ребята говорят: «Мы начинаем больше понимать друг друга, лучше чувствовать состояние человека, стоящего рядом». Столкновение с новым материалом, способом общения (и более узко – говорения), интенсивное проживание «здесь и сейчас» позволяют быстро присваивать навыки, овладевать театральными техниками и приемами. Например: «Узнать, как медитируют йоги».

Мини-курсы (тренинги, мастер-классы, знакомство с музейной педагогикой, активные экскурсии, «круглые столы», интервью и письменные отзывы) в программе фестиваля-семинара так же важны, как «обязательная программа» – собственно спектакли.

Мне очень понравилось!

«Что дал мне фестиваль? Фестиваль дал мне немало! Во-первых, я пообщалась с новыми ребятами, с кем-то даже мы сдружились, во-вторых, я, как человек, играющий на сцене, в театре «Раз – Два – Три», посмотрела, как играют другие театральные коллективы. В-третьих, я поучилась тому, чему меня еще не учили. Мне ОЧЕНЬ понравилось на фестивале! Наконец-то я попробовала себя в роли журналиста». И в этом контексте внешняя оценка – лишь еще одно мнение в ряду других.

В фестивале «ПРОЛОГ-ВЕСНА» 2008 года приняли участие 26 коллективов (около 500 человек): 16 московских, 4 – из Подмосковья (Краснознаменск, Электросталь, Королев, Реутов), 6 – из Курска, Кирова, Инты, Ижевска, Глазова. Одиннадцать коллективов принимали участие в программе впервые.

Казалось бы, всего один фестиваль. Много ли образовательных задач он может решить? Прожив его от первого до последнего дня, понимаешь – немало, потому что отсюда люди понесут дальше свой опыт и свои размышления.

Елена КОЛОСОВА, педагог кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте