Образовательные путешествия, так же как и практикумы, проекты и любые другие организационные формы, расширяют возможности деятельностной организации обучения. Они играют роль своеобразных увеличительных стекол, под которыми для учащихся становятся яснее личностные смыслы знаний и умений, полученных в урочной работе, выявляется значение накопленного опыта творческой деятельности для решения новых учебных и жизненных задач, для взросления. Тем самым дополнительные организационные формы способствуют лучшему пониманию программного учебного материала, повышают у школьников мотивацию учебной деятельности и делают названные организационные формы при правильном их применении весьма эффективными для обучения, воспитания и развития.
В Центре образования №1449 имени Героя Советского Союза М.В.Водопьянова мы сумели добиться сочетания различных организационных форм при построении организационно-технологической системы экологического образования.При проведении экспедиционных исследований в течение нескольких лет на одном объекте возможна постепенная реализация всех подходов. На начальном этапе – краеведческого, к которому можно привлечь широкий круг учащихся и педагогов, проявивших интерес к экологии данного района, на втором этапе – ландшафтного с привлечением мотивированных и опытных учащихся и отдельных педагогов, специализирующихся на экологической проблематике, на заключительном этапе – геосистемного, но уже с привлечением школьников и педагогов, прошедших горнило экспедиций, а также сотрудников научных институтов или студентов вузов.В самой экспедиции можно выделить предварительный, подготовительный, активный и камеральный этапы. Предварительный этап представляет собой совместную работу педагогов, учащихся и родителей. Ученики, опираясь на имеющиеся у них знания географии и биологии, выбирают возможные, по их мнению, районы проведения будущей экспедиции. После выбора районов они вместе с руководителем проекта выполняют оценку познавательной ценности каждой возможной поездки и производят экономическую прикидку стоимости путешествия. На следующем шаге на общем собрании возможные районы предлагаются на обсуждение родителям. После собрания все участники проекта (ученики, педагоги и родители), сообразуясь с полученными оценками, совместно определяют район предполагаемой экспедиции.После этого участники проекта приступают к детальному изучению района: составляют подробное физико-географическое описание, определяют интересные природные и краеведческие объекты, изучают транспортную доступность района. Закончив определение основных объектов экспедиции, участники проекта приступают к разработке маршрута экспедиции и научной программы. При этом к маршруту предъявляются самые жесткие требования по разным аспектам и с учетом возможного стечения всех неблагоприятных обстоятельств. Далее, как правило, двумя группами учащихся разрабатываются альтернативные маршруты. После детальной проработки и обоснования своих маршрутов группы выносят их на защиту. По результатам защиты и выбирается основной маршрут экспедиции, который затем может еще детализироваться и корректироваться.На примере байкальской экспедиции предварительный этап выглядел следующим образом. Учениками были предложены два района: Алтай и озеро Байкал. В результате общего собрания было принято решение о проведении экспедиции на озеро Байкал – объект Всемирного наследия. После выбора района экспедиции учениками было разработано два независимых маршрута:- вдоль Байкальского хребта;- по Чивыркуйскому перешейку.В результате защиты маршрутов в качестве окончательного варианта был выбран маршрут вдоль Байкальского хребта, который и был впоследствии детально проработан, проект представлен на окружной экологической конференции, где стал победителем.Подготовительный этап любой экспедиции одинаков. Сообразуясь с особенностями района проведения и продолжительности экспедиции, определяется необходимое снаряжение и составляется продуктовая раскладка с учетом местных условий и возможностей. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется проработке научной программы экспедиции. Учитывая состав участников и их возраст, опираясь на базовые знания школьных курсов, руководитель экспедиции вместе с активом определяет основные виды работ. После этого в рамках программы дополнительного образования идет специальная подготовка научных групп. В рамках байкальской экспедиции весь отряд был разделен на следующие группы: геологическую, энтомологическую, гидрохимическую, метеорологическую, ботаническую. Общие задачи групп были определены до экспедиции.На активном этапе байкальской экспедиции учащиеся в группах набирали полевой материал. Краеведческая работа выполнялась всем отрядом.Камеральный этап заключался в обработке привезенного полевого материала, анализе и синтезе полученных данных. Ученики на основе данных предварительной обработки полевого материала и в опоре на базовые знания школьных предметов совместно с руководителем экспедиции определяли темы своих исследовательских (проектных) работ. Особо хочется отметить тот факт, что над проектами работали не только непосредственные участники экспедиции. К разработке были привлечены и те учащиеся, которые не попали в байкальскую экспедицию по разным причинам.На материале байкальской экспедиции были выполнены следующие исследовательские работы:- энтомологическое описание реки Куркулы;- микроклиматическое описание Байкальского хребта;- ботаническое описание Байкальского хребта;- гидрохимические исследования рек и озер Байкальского хребта;- разработка экологической тропы вдоль Байкальского хребта;- создание электронной энциклопедии экспедиции.Все эти работы участвовали в различных научных конкурсах и конференциях окружного, городского и международного уровней. Многие из них стали лауреатами и победителями. Кроме этого, все работы опубликованы в сборнике научно-практической конференции.В нашем комплексе внимание уделяется не только отдельным экспедициям. Проводится системная программно-методическая работа, которая обеспечивает развитие туристско-краеведческой деятельности по крупным образовательным направлениям. Так, разработано обеспечение экологического экспедиционного туризма (авторский курс дополнительного образования «Экологический экспедиционный туризм», примерная программа дополнительного образования «Экологическое краеведение»). Создана детско-взрослая общность – общественная организация «Экспедиционный клуб «Горностай», которая систематизирует всю работу в области краеведения и экспедиций. Разработана программа научно-технического сотрудничества по договорам с ООПТ РФ (Национальный парк «Паанаярви», Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова, Национальный парк «Таганай»). Реализуется программа взаимодействия в области краеведения и экспедиции с Дирекцией природных территорий СВАО. Разработана методика организации категорийных эколого-краеведческих экспедиций. В целях профилизации краеведческой деятельности для мотивированных детей проводятся профильные городские лагеря и выездные экологические практики.Материально-техническая база нашего комплекса полностью соответствует программным целям туристско-краеведческой деятельности. Имеются необходимое индивидуальное и групповое снаряжение для проведения экспедиций и походов 3-й степени, 1-3-й категории сложности, полевые исследовательские комплекты для выполнения работ в условиях автономных экспедиций, собственный скалодром для подготовки к категорийным походам. Создана конвергентная лаборатория для проведения постоянных мониторинговых исследований. Открыт музей естественной истории Земли с комплектом оборудования для камеральной обработки полевых данных. Появились информационные исследовательские комплексы в кабинетах химии, физики, биологии.В работе по туристско-краеведческому направлению принимают участие 15 педагогов (13 имеют высшую квалификационную категорию, 2 – степень кандидата наук, 5 – звание «Почетный работник общего образования РФ»). Они подготовили свыше 60 победителей и призеров всероссийских и городских конкурсов, конференций и соревнований. Работают 2 инструктора детско-юношеского туризма с правом руководства детскими походами 1-й категории включительно, 1 инструктор по туризму с правом руководства детскими походами до 3-й категории сложности включительно. К работе по данному направлению привлекаются научные сотрудники Российского государственного аграрного университета и Дирекции природных территорий СВАО.В последние 5 лет воспитанники комплекса получили ряд значимых городских и всероссийских наград. Были одержаны победы в номинации «Экспедиционный туризм» в первенствах Москвы по туризму. Обучающиеся стали лауреатами и дипломантами городского фестиваля «Юные таланты Московии», лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса «Отечество», призерами Всероссийского смотра-конкурса юных туристов в номинации «Маршрутные экспедиции». В 2013 году Центр образования №1449 был удостоен гранта мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательного учреждения в номинации «Туризм и краеведение».Разумеется, образовательное путешествие как форма организации образовательного процесса эффективно не только в естественно-научной области. Образовательные путешествия давно вошли в языковую практику школьников (погружение в культурно-языковую среду), они связаны со спортивными соревнованиями, гуманитарными учебно-исследовательскими и художественно-творческими проектами. В образовательных путешествиях участвуют также учителя. Их образовательные путешествия вплетены в профессиональное обучение, повышение квалификации, научно-методическую работу, обмен опытом, участие в семинарах, конференциях.В завершение, не претендуя на полноту перечня, укажем следующие главные функции образовательного путешествия в школьном образовательном процессе:1) расширение, углубление, детализация образования базового уровня;2) пробуждение высокой и устойчивой внутренней мотивации учения, познавательной и исследовательской активности учащихся;3) развитие наблюдательности, качеств рефлексии и творческого воображения;4) обогащение опыта эмоциональной и творческой деятельности, опыта сотрудничества и межличностного общения, в том числе в ходе диалога культур;5) освоение компетенций коллективной творческой работы в условиях личной, солидарной и взаимной ответственности, готовности к волевым усилиям, преодолению трудностей, к взаимопомощи, в том числе в ситуациях повышенной ответственности (поведения и общения в выездной группе, в среде пребывания);6) обогащение жизненного опыта детей для осознанного выбора ими призвания, дальнейшего профессионального самоопределения. Образовательное путешествие – это среда интенсивного самопознания и самостроительства.Опираясь на опыт организации эффективного образовательного процесса в нашем комплексе, мы можем утверждать, что образовательное путешествие, если оно педагогически целесообразно и системно выстроено, способно существенно обогатить формы не только досуга и дополнительного образования детей, но и реализации программ общего образования. Образовательное путешествие расширяет для школьников поле достижимых творческих задач и позволяет выйти на уровень понимания освоенных знаний, умений, обобщить накопленный опыт познания, общения и творчества.Фаина БЫХОВСКАЯ, директор Центра образования №1449, заслуженный учитель РФ;Александр КОЛЕСОВ, преподаватель ОБЖ Центра образования №1449
Комментарии