search
main
0

Увеличить оклады! Это надо сделать, чтобы в школу пришли лучшие – писали газеты 100 лет назад

По данным статистиков, в 1899 году в нашей стране проживало 126,4 миллиона человек. Общее число преподавателей составляло 113984 человека, в том числе – 22879 женщин. Учащихся было 3801133 человека (из них 831544 – женского пола).

В это время в России ощущался серьезный недостаток практически подготовленных учителей и учительниц для начальных училищ. Он был настолько ощутим, что в некоторых местах начальные училища вовсе не открывались. Желающие обучаться и их близкие родственники должны были сами приспосабливаться к этим трудностям. Бывало так, что дети посещали школы, находившиеся на значительных расстояниях от родных домов. Поэтому иногда несовершеннолетних устраивали на проживание в уездные города к родственникам или знакомым «под надзор».

Газеты конца 1899-го и начала 1900 годов много писали о реформе средней школы начала ХХ века. Поднимались вопросы об увеличении оклада учителям средних учебных заведений «с целью привлечения в них лучших учителей».

Предлагалось в высших классах ввести преподавание психологии и химии, сократить программы по изучению несовременных языков: «Увлечение администрации древними языками слишком дорого стоило нашему обществу». За древними классиками были забыты русский язык и русская литература: «Из гимназий выходят полуграмотные питомцы, не знакомые основательно с русской грамматикой», а также с русской литературой и русской историей.

Был поднят вопрос об увеличении и расширении программ по русскому языку, русской литературе и истории, к тому же и о введении в цикл гимназических предметов новых наук – гигиены и юриспруденции.

А вот когда военный министр генерал-лейтенант А. Куропаткин посетил учебные кадетские корпуса, он выразил свое удивление учителям, что их воспитанники почти не читают Тургенева, Толстого, Гончарова. Он также указал, что обучающимся кадетам вовсе не обязательно иметь трудовые навыки по части тонких ручных работ: выпиливания табакерок, ложек и прочей посуды. Кадеты, по мнению министра, должны были к выпуску уметь работать топором, пилить бревна, стругать рубанком доски.

Столетней давности журналисты обращали внимание читателей на существовавшее отчуждение школы от семьи. К тому же считалось, что школа очень придирчива и излишне вторгается в права родителей. Для устранения неврозов детей при сдаче ежегодных переходных экзаменов необходимо было их отменить.

Для увеличения преподавательского состава в России 31 марта 1900 года министр просвещения в срочном порядке утвердил «Правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц». Согласно этим правилам мужские курсы открывались при городских училищах, а женские – при женских гимназиях. Но только там, где имелся достаточный состав опытных преподавателей и где были удобные для проведения занятий помещения. На эти курсы принимались молодые люди, достигшие 16, и девицы, достигшие 15-летнего возраста. От поступавших требовались знания курса городского училища или трех низших классов женских гимназий. Продолжительность обучения составляла всего один год. Слушатели и слушательницы проходили педагогику и дидактику начального обучения и имели практические занятия в школах. Курсы были под руководством и наблюдением директоров и инспекторов народных училищ.

На содержание каждого из таких курсов Министерство просвещения отпускало по одной тысяче рублей (чтобы представить величину этих денег, стоит вспомнить, что в то время в пределах десяти копеек можно было сытно пообедать). Из этих денег 120 рублей шло на оплату работы заведующего курсами, 780 рублей – на оплату работы преподавателей и 100 рублей – на учебные и хозяйственные нужды.

Вместе с решением вопроса нехватки учителей в 1900 году учебное ведомство обращало внимание начальствовавших в средних учебных заведениях и директоров народных училищ на необходимость ознакомления учащихся с новой метрической системой, принятой за границей. Рекомендовалось приобретать для училищ коллекции новых мер и весов, упражнять учащихся в математических задачах на перечисление русских мер (верст, сажен, вершков, пудов, ведер и проч.) в метрические и обратно. Это делалось с целью облегчения грядущего введения в России метрической системы.

Татьяна БИРЮКОВА, москвовед

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте