В дошкольных образовательных учреждениях Москвы в настоящее время вместе воспитывают детей разных национальностей. В условиях мультикультурного образовательного пространства становится чрезвычайно актуальным формирование у детей навыков межкультурной коммуникации, предполагающей уважение к точке зрения другого, доброжелательное отношение и интерес к другой культуре и вместе с тем нахождение цивилизованных способов выражения своего несогласия, поиск компромиссов.
В декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии подчеркивается, что общая культура страны, континента, мира складывается из множества разнообразных вливаний, и у каждого народа есть свой вклад в общую копилку ценностей. Россия как единая страна не может жить даже без самого малого своего народа. Задача педагогов – рассказывать детям о разнообразии людей, судеб, традиционных и новых стилей жизни, готовя их к взаимодействию в дальнейшем с другими людьми на самых разных уровнях. Детский сад и школа – модель будущего общества. Дети вырастают, становятся взрослыми, изменяется их облик, но какие-то черты характера и способы поведения в общении с другими людьми, заложенные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Например, умение находить решение в конфликтной ситуации самостоятельно, не прибегая к насилию («дать сдачи») или помощи взрослого, а путем рассуждения и компромиссов, или способность вступать в общение на разных языках, с представителями разных культур, умение обратиться к каждому вежливо, достойно, без стеснения, но и не навязываясь.В системе непрерывного образования дошкольная ступень – это база, от которой зависят все последующие достижения человека, на которой закладываются основы национальной культуры, формируется личность ребенка, происходит его социализация. Усвоенное в детстве оказывается психологически близким человеку. Понимание того, что есть люди, говорящие другим способом, чем твои близкие, живущие по иному годовому циклу праздников, иначе встречающие гостей, поздравляющие друг друга и веселящиеся, – составляет значительный этап в расширении мировоззрения ребенка, становится почвой для восприятия людей иной культуры.В детских садах Москвы реализуют интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, что означает овладение этими детьми русским языком как вторым и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и культуры воспитанников. Для родителей важно то, что, овладевая русским языком и приобщаясь к русской культуре, ребенок не забывает свой родной язык и культуру тоже.В мае 2013 года в Московском институте развития образования состоялся круглый стол «Воспитание и обучение дошкольников в условиях мультикультурного образовательного пространства», в котором приняли участие более 40 сотрудников Центра дошкольного и общего образования МИРО и педагогов образовательных учреждений Западного, Северо-Восточного, Северо-Западного, Южного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Центрального округов, а также Зеленограда. Участники круглого стола обсудили такие актуальные проблемы, как организация интеркультурного воспитания дошкольников, формирование у них навыков межкультурной коммуникации, обучение русскому языку как второму детей из семей мигрантов. Перед педагогами выступила заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования МИРО Лариса Парамонова, заведующая лабораторией дошкольного образования им. А.В.Запорожца Ирина Качанова, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного и общего образования МИРО Елена Арнаутова, которые подчеркнули: в современном детском саду должны работать воспитатели, которые способны актуализировать методы интеркультурной педагогики применительно к условиям конкретного детского сада, чувствительны к проявлениям интолерантности, умеют их распознавать и вовремя адекватно реагировать. Задача научных сотрудников заключается в том, чтобы помочь педагогам научиться планировать и выстраивать свою работу с учетом разнообразия языков, культур, политкорректно соединяя в заданиях представителей разного пола, возраста, рас, культур, убеждений; находить эффективные формы сотрудничества с многонациональными семьями воспитанников.На круглом столе свой опыт работы представили образовательные учреждения, входящие в состав стажировочной площадки «Ребенок в многонациональном мегаполисе: Центр развития ребенка – детский сад №1787 ЮАО (руководитель – Наталья Горбачева, старший воспитатель – Марина Свиридова), Центр развития ребенка – детский сад №1888 СВАО (старший воспитатель – Ирина Лощилина, педагог-психолог – Карина Качмазова), детский сад №2177 «Росток» СЗАО (руководитель – Жанна Новикова, социальный педагог – Марина Солдатова).Большое внимание в выступлениях участников и стендовых докладах было уделено новым формам и методам интеркультурного воспитания дошкольников, реализации проектов «Калейдоскоп культур» (ЦРР – детский сад №1787, детские сады №1823 и №773, «Город мастеров» – дошкольное отделение школы №97, «Школа добрых дел» – детский сад №2177 «Росток», «Музеи разных культур в детском саду» – ЦРР – детский сад №2262, «Путешествия со сказкой» – детский сад №2414).Длительный проект «Москва многонациональная – прогулки по городу», который реализуется в ЦРР – детском саду №1787, предусматривает ознакомление детей с родным городом, которое включает и знакомство с историей Москвы многонациональной, и приобщение к обычаям и традициям людей разных национальностей, испокон веков населявших нашу столицу. Ведь Москва исторически сложилась как город многонациональный, в котором издавна наряду с основным русским населением проживали татары и армяне, украинцы и грузины, о чем рассказывают нам и названия московских улиц и переулков: Большая Татарская и Большая Грузинская улицы, Армянский переулок и улица Маросейка. Реализация этого проекта в детском саду способствует формированию у детей представлений о том, что окружающий их мир мультикультурен, что люди разных национальностей издавна живут вместе и должны относиться друг к другу уважительно и доброжелательно. Особый интерес участников круглого стола вызвал опыт взаимодействия образовательного учреждения с различными структурами социума (музеями, библиотеками, выставочными залами, Московским домом национальностей, культурными центрами и посольствами разных стран), о котором рассказывали представители детского сада №275 ЦАО (руководитель – Анифа Мусукаева, старший воспитатель – Юлия Белоглазова). Воспитанники этого детского сада постоянно посещают выставки народного декоративно-прикладного искусства, дающие детям возможность узнать о жизни людей разных национальностей, и участвуют в них; для них организуют экскурсии в исторические, художественные и этнографические музеи города.Об интересных формах взаимодействия педагогов образовательного учреждения с многонациональными семьями воспитанников – проекте «Приглашаем в гости» – говорили сотрудники ЦРР – детского сада №2593 (руководитель – Татьяна Антонова, учитель-логопед – Марина Бенюхис). В рамках проекта родители приходят в детский сад и рассказывают детям о традициях своего народа. Вместе с ними педагоги устраивают дни национальной кухни. Дети с удовольствием готовятся к этим событиям – делают украшения, элементы костюмов, необходимые атрибуты для игр и соревнований, а затем с помощью родителей и воспитателей пекут русский каравай или лепят украинские вареники и дагестанские манты, готовят белорусские драники или татарское печенье.В своей работе педагоги ни в коем случае не подчеркивают исключительно традиционный образ жизни, чтобы не создавать у детей впечатления об отсталости представлений о мире каких-то народов, так как все современные дети в той или иной форме имеют доступ к компьютеру, находятся в курсе глобальных изменений в обществе. Использованию современных информационных технологий в реализации системы интеркультурного воспитания дошкольников было посвящено выступление педагога-психолога ЦРР – детского сада №1787 Светланы Еременко, которая рассказала о том, как там организуют виртуальные путешествия детей в разные уголки нашей страны и мира, как в детском саду проводят телемосты с семьями, живущими в других странах и регионах.Один из важнейших вопросов – подготовка педагогов к работе в условиях мультикультурного образовательного пространства – был затронут в докладах педагогов дошкольного отделения школы №909 (заместитель директора по дошкольному отделению – Светлана Кулак, старший воспитатель – Галина Тимакова) и детского сада №2292 (руководитель – Наталья Гурецкая, старший воспитатель – Ольга Сергиенко), а также ЦРР – детского сада №1787 (старший воспитатель – Людмила Шабанова). Они описывали такие интересные формы работы с педагогами, как создание мыслительной карты по методу Тони Бьюзена, проведение дискуссии с использованием технологии «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, совместное придумывание педагогами сказок для детей на тему «Мы – разные, в этом наше богатство, мы – вместе, в этом наша сила».Вывод, который можно сделать по результатам проведения круглого стола, был сформулирован в выступлении одного из участников: «Чтобы существенным образом изменить в положительную сторону интерэтнические отношения, важно, чтобы дети с раннего возраста приучались интересоваться культурой соседей без любопытства, но с пониманием; спокойно и адекватно относились к национально обусловленным различиям во внешнем виде, поведении, произношении. Мы убедились, что этого можно достичь, если воспитатели знают о культурах детей, посещающих дошкольное учреждение и с раннего возраста знакомят их с особенностями жизни разных народов, проживающих в многонациональном московском мегаполисе».Наталья РОДИНА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования
Комментарии