«Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет», считал Джон Рескин. Основы мировоззрения, убеждений и взглядов, принципы отношения к окружающему миру и многое другое закладывается в детстве.
Сегодня в Москве в образовательных комплексах есть возможность формирования единой образовательной среды от дошкольного отделения до старшей школы, общения педагогов разных уровней образования в рамках одной организации, выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка через все детство. И федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней образования преемственны и в требованиях к результатам, и в описании портрета ученика, и в структуре образовательной программы. Ничто вроде не мешает, кроме, порой, неготовности педагогов работать вместе и согласованно относиться к детству конкретного ребенка.Мы начинаем с того, что учим воспитателей и учителей вместе. Приглашаем в смешанные группы, обсуждаем в таких группах вопросы планирования, взаимодействия, конструирования занятий, тематики преемственных и совместных проектов, организации разных видов деятельности в детьми. Программы курсов повышения квалификации кафедры выстроены так, что педагоги знакомятся в тем содержанием, которое ребенок осваивал на предыдущем уровне обучения и с тем, что предстоит ему на следующем уровне.Например, организация проектной и исследовательской деятельности. Дошкольники учатся наблюдать, планировать, размышлять, обсуждать. А в начальной школе отдельные проектные и исследовательские действия совершенствуются, дети учатся выполнять их в технологической последовательности, под руководством взрослых формируется проектная и исследовательская компетентность. В основной школе учащийся уже может самостоятельно и осознанно с минимальной поддержкой учителя заниматься проектной деятельностью. Кафедра дошкольного и начального образования предлагает линейку преемственных программ, тематически связанных с пропедевтикой учебного проектирования и исследования у дошкольников, с формированием основ учебного проектирования у младших школьников и системой мониторинга их проектных умений, с технологией подготовки учащихся 5-6-х классов к участию в индивидуальных и групповых проектах.Программа «Преемственность между начальным общим и основным общим образованием» оказалась востребована школьными командами образовательных комплексов. Проектная и исследовательская деятельность, конструирование современных занятий по разным предметам и направлениям в дошкольном и начальном образовании, в том числе развитие актуальных подходов к преподаванию технологии, поддерживающих предпрофильные инженерные классы в московских школах, непрерывное экологическое образование, преемственность в технологиях и содержании образования на разных уровнях, сценирование учебных занятий в Московской электронной школе, использование разнообразных средств ИКТ – приоритеты Центра дошкольного и начального образования МИОО.Кроме преподавателей института с педагогами работают лучшие учителя-практики из московских школ. Мы сотрудничаем с ассоциациями учителей начальных классов и педагогов дошкольного образования, организуя совместные мероприятия. Ювенал говорил: «Детству надо оказывать величайшее уважение». И это уважение начинается с осознание взрослыми самоценности каждого возраста ребенка и согласованности подходов к его развитию, обучению и воспитанию.Анна ЯКУШКИНА, директор Центра дошкольного и начального образования МИОО
Комментарии