search
main
0

Уважайте детское незнание. Программа развития коллектива

В основу «Программы развития классного коллектива» положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии. Здесь описаны первые шаги по созданию воспитательной системы, адаптированной для работы со старшими подростками (7-8-е классы). Моделирование воспитательной системы класса – очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка заставляют вносить коррективы в первоначально созданную модель. В то же время организационный период не должен быть длительным, его оптимальная продолжительность – 7-8 месяцев. Целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса или проект развития классного коллектива.

предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:

Технология моделирования воспитательной системы

Технология моделирования воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:

1) изучение детей в классе, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка. (См. таблицу)

Проект развития классного коллектива

Цели проекта

Для классного руководителя:

– управление процессом развития личности;

– взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учеников:

– формирование коммуникативных навыков;

– самореализация;

– формирование Я-концепции.

Для родителей:

– получение социальных навыков;

– адаптация к социуму.

Для школы:

– включение воспитательной системы класса в воспитательную систему школы в качестве компонента.

Принципы деятельности

Воспитание – это жизнь рядом и вместе.

Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.

Человеку нужно быть нужным.

Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, позволь мне сделать – я пойму.

Уважение детского незнания.

Диагностика

Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:

– общие сведения;

– способности;

– темперамент;

– тип личности в общении;

– самооценка;

– успешность в деятельности;

– уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

– социометрия;

– социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

– анкетирование;

– тестирование;

– наблюдения;

– беседы.

Работа с родителями

Обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

– беседы;

– консультации;

– посещение семьи;

– проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Направления воспитательной работы

Воспитательная система функционирует за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:

Учение

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

– формирование потребности в самообразовании;

– развитие умений и навыков в учебной деятельности;

– выявление индивидуальных способностей;

– развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации:

– олимпиады по предметам;

– тематические КВНы;

– брейн-ринги;

– викторины;

– мозговые штурмы.

Творчество

Цель: развитие творческой активности.

– выявление и развитие индивидуальных способностей;

– развитие умений и навыков в творческой деятельности;

– развитие творческого воображения.

– конкурсы;

– выставки;

– концерты;

– уроки творчества.

– театральные постановки;

– вечера;

– акции и проекты;

– посещение театров, музеев, выставок.

Здоровье

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

– приобщение детей к здоровому образу жизни;

– обучение конструктивным способам отказа от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков.

– лекции и беседы;

– конкурсы плакатов и газет, посвященных здоровому образу жизни;

– спортивные соревнования;

– диспуты;

– ролевые игры.

Общение

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

– развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

– развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

– развитие способности к самопознанию, самоанализу;

– обучение коммуникативным навыкам.

– тренинги общения;

– ролевые игры;

– вечера отдыха;

– дискотеки;

– встречи с интересными людьми;

– экскурсии, походы, совместный отдых на природе;

– коллективные творческие дела.

Коллектив

Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

– развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

– повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и поддержки группы;

– обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

– коллективные творческие дела;

– КВНы;

Татьяна ТЮШИНА, учитель физики средней школы №40, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте