В основу «Программы развития классного коллектива» положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии. Здесь описаны первые шаги по созданию воспитательной системы, адаптированной для работы со старшими подростками (7-8-е классы). Моделирование воспитательной системы класса – очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка заставляют вносить коррективы в первоначально созданную модель. В то же время организационный период не должен быть длительным, его оптимальная продолжительность – 7-8 месяцев. Целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса или проект развития классного коллектива.
предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:
Технология моделирования воспитательной системы
Технология моделирования воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:
1) изучение детей в классе, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка. (См. таблицу)
Проект развития классного коллектива
Цели проекта
Для классного руководителя:
– управление процессом развития личности;
– взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для учеников:
– формирование коммуникативных навыков;
– самореализация;
– формирование Я-концепции.
Для родителей:
– получение социальных навыков;
– адаптация к социуму.
Для школы:
– включение воспитательной системы класса в воспитательную систему школы в качестве компонента.
Принципы деятельности
Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
Человеку нужно быть нужным.
Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, позволь мне сделать – я пойму.
Уважение детского незнания.
Диагностика
Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:
– общие сведения;
– способности;
– темперамент;
– тип личности в общении;
– самооценка;
– успешность в деятельности;
– уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
– социометрия;
– социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
– анкетирование;
– тестирование;
– наблюдения;
– беседы.
Работа с родителями
Обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
– беседы;
– консультации;
– посещение семьи;
– проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Направления воспитательной работы
Воспитательная система функционирует за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:
Учение
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
– формирование потребности в самообразовании;
– развитие умений и навыков в учебной деятельности;
– выявление индивидуальных способностей;
– развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации:
– олимпиады по предметам;
– тематические КВНы;
– брейн-ринги;
– викторины;
– мозговые штурмы.
Творчество
Цель: развитие творческой активности.
– выявление и развитие индивидуальных способностей;
– развитие умений и навыков в творческой деятельности;
– развитие творческого воображения.
– конкурсы;
– выставки;
– концерты;
– уроки творчества.
– театральные постановки;
– вечера;
– акции и проекты;
– посещение театров, музеев, выставок.
Здоровье
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
– приобщение детей к здоровому образу жизни;
– обучение конструктивным способам отказа от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков.
– лекции и беседы;
– конкурсы плакатов и газет, посвященных здоровому образу жизни;
– спортивные соревнования;
– диспуты;
– ролевые игры.
Общение
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.
– развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
– развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
– развитие способности к самопознанию, самоанализу;
– обучение коммуникативным навыкам.
– тренинги общения;
– ролевые игры;
– вечера отдыха;
– дискотеки;
– встречи с интересными людьми;
– экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
– коллективные творческие дела.
Коллектив
Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
– развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
– повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и поддержки группы;
– обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
– коллективные творческие дела;
– КВНы;
Татьяна ТЮШИНА, учитель физики средней школы №40, Кемерово
Комментарии