Четырнадцать лет – самое время начать писать стихи. Когда Андрею Вознесенскому было четырнадцать, он послал свои опыты Борису Пастернаку. Дальнейшая дружба с ним оказала сильное влияние на юношу, который хотел стать и стал поэтом. Жил и работал Вознесенский в последнее время по соседству с дачей-музеем Пастернака в Переделкине, в дни его рождения и смерти проводил поэтические чтения.
Первые зрелые стихи Вознесенского увидели свет в 1958 году. Его литературный путь не был легок. «Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложненностью ритмической системы, звуковыми эффектами. Фактически он ученик не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова», сказано о Вознесенском ныне.
При Хрущеве Вознесенскому разрешили выехать в США. Он дружил с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, писателем Артуром Миллером, встречался с Мерилин Монро.
Некоторые стихи Вознесенского, положенные на музыку, стали песнями настолько известными, что за ними теряется имя автора. «Плачет девочка в автомате», «Миллион алых роз», где пересказана новелла Константина Паустовского о любви художника Пиросмани к одной певице. Лирико-драматическая поэма «Юнона и Авось» на музыку Алексея Рыбникова (одна из первых рок-опер в Советском Союзе) не сходит со сцены -именно там звучит романс «Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь».
Андрей Вознесенский умер 1 июня 2010 года, 4 июня был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Олег ПАРАМОНОВ, учитель года России-93
Памяти Поэта
Пошел мой лучший час –
От трех до четырех.
Нет времени у гения,
Чтоб подводить итог.
Он не доступен временно
Шуршат на даче воры,
В стране переполох.
Он вне собачьей своры
Среди удуший жутких
Ему подарен вдох
В коротком промежутке
И, выдохнув стихами,
Остаться гений смог
Навеки между нами
2 июня 2010 г.
Комментарии