search
main
0

Утечка

Накануне смены руководства Министерства образования были подготовлены предложения на получение кредитных ресурсов МБРР. Нам кажется, они представляют интерес и сегодня

Проект

Поддержка реструктурирования системы образования

(повышение качества, доступности, мобильности образования и эффективности управления образованием в России)

Общие проблемы системы образования

Проблемы системы образования в значительной степени определяются диспропорциями взаимодействия системы образования и российского общества. Снижение востребованности “человеческого капитала” в обществе влечет за собой падение социальной ценности образования, снижает его качество. Тем самым еще больше уменьшаются эффективность использования “человеческого капитала” и конкурентоспособность России в постиндустриальном мире.

В результате рост противоречий в образовании выступает прежде всего как отражение социально-экономического положения образования в обществе, а не только как внутреннее явление самой сферы образования. Решение этих противоречий требует реструктуризации системы образования.

Направления реструктуризации системы образования

Для обеспечения развития общества, решения социально-экономических проблем образовательной системы необходимо сосредоточить усилия на следующих “узловых” пунктах реструктуризации системы образования.

А. Повышение качества образования.

Необходимость решения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:

современные запросы личности, общества, рынка труда вступают в противоречие со структурой образования, сложившейся в предыдущий исторический период;

сохраняется отрыв образования от личностно и социально значимых проблем, ориентация системы образования на воспроизведение готовых знаний, а не на развитие продуктивного мышления, обеспечивающего возможности личности для решения задач в поисковых неопределенных ситуациях;

школа в недостаточной степени способствует социализации личности и социальной защите ребенка.

Направлением решения проблемы повышения качества образования является изменение содержания образования, способствующее как развитию личности, так и удовлетворяющего требованиям гражданского общества.

В. Повышение доступности системы образования.

Необходимость решения данной проблемы обусловлена следующими факторами:

система образования все в меньшей степени способна удовлетворять конституционные права граждан на образование;

образование теряет доступность, становится зависящим от социальной принадлежности, места жительства, национальных и региональных различий, тем самым усиливая социальное неравенство и социальную напряженность.

Направлением решения этой проблемы является обеспечение равной доступности к образовательным ресурсам граждан России вне зависимости от их социального положения, места проживания, национальной принадлежности, пола, вероисповедания. Право на образование определяется только способностями и желаниями граждан.

С. Повышение мобильности личности в системе образования.

Здесь речь идет о следующих обстоятельствах:

обеспечение горизонтальной (географической) мобильности, предполагающее в первую очередь разработку социально-экономических нормативов и стандартов образования как факторов, гарантирующих профессиональную, академическую и социальную мобильность населения;

обеспечение вертикальной мобильности (непрерывного образования), определяемое преемственностью образовательных программ и возможностью перехода от начальных ступеней образования к более высоким ступеням.

Направлением решения этой проблемы является обеспечение преемственности образования, единство образовательного пространства Российской Федерации.

D. Повышение эффективности системы управления образованием.

Постановка проблемы эффективности системы управления обусловлена следующими моментами:

система управления образованием не соответствует современным задачам развития образования и здесь требуется разработка новой стратегии управления;

отсутствуют механизмы, компенсирующие неравные возможности регионов в финансировании образования, способствующие эффективному использованию бюджетных и привлечению внебюджетных средств в систему образования, росту прозрачности финансирования и позволяющие оперативно управлять ограниченными финансовыми ресурсами;

отсутствуют эффективные системы мониторинга за состоянием системы образования и средства анализа, оценки и прогнозирования системы образования как условие принятия рациональных управленческих решений.

Направлением решения этой проблемы является усиление аналитической, информационной, консультативной, прогностической, маркетинговой функций управления с одновременным ослаблением командно-административных функций. Для решения этих задач необходимо создание эффективной системы профессионального роста руководителей образования всех уровней. Необходимо создание системы мониторинга и прогнозирования в сфере образования.

Стратегические цели проекта

Стратегические цели предлагаемого проекта направлены на реализацию подготовленных Правительством Российской Федерации предложений по реструктуризации образования для обеспечения роста качества образования, равного доступа к образованию в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, мобильности образования и повышения эффективности управления системой образования.

Проект предполагает адресную поддержку инициатив регионов, отвечающих указанным выше основным направлениям национальной образовательной политики по реструктуризации системы образования.

Средства займа Всемирного банка будут использованы на:

(а) обновление содержания образования, введение в практику образования федеральных стандартов и вариативных образовательных программ, распространение образовательных технологий, отвечающих современным потребностям личности, общества и государства, создания открытой общественно-государственной системы оценки и контроля качества образования;

(b) разработку и реализацию национальной политики, обеспечивающей равную доступность граждан к образовательным ресурсам;

(c) ориентацию начального профессионального образования на рынки труда и обеспечение выпускникам широких возможностей социальной адаптации и профессиональной мобильности, в том числе за счет введения системы федеральных стандартов и дистанционного образования;

(d) разработку и реализацию стратегии управления образованием, направленной на усиление роли образования в обществе, на создание в обществе условий, способствующих росту спроса и потребности на услуги системы образования. Это предполагает разработку новых нормативно-правовых и финансовых механизмов функционирования системы образования, обеспечивающих повышение качества, доступности и мобильности образования.

Компоненты проекта реструктуризации

Компонент 1 – (Федеральный компонент) Реструктуризация федеральной системы образования, нацеленная на разработку и реализацию национальной политики в области общего и начального профессионального образования, повышения качества образования, его доступности и мобильности личности.

В рамках этого компонента средства займа будут использованы для финансирования следующих групп проектов:

Группа А – “качество образования”

разработка и внедрение образовательных программ и соответствующих методик обучения, воспитания и развития, повышающих возможности социализации детей, подростков и молодежи, в том числе детей групп “риска” (детей с отставанием в развитии, одаренных детей, детей с девиантным поведением);

развитие систем лицензирования, аттестации и аккредитации, системы оценки качества программного и учебно-методического обеспечения (в том числе учебников и учебных материалов), сертификации различных средств обучения и контроля;

разработка и внедрение технологий оценки и контроля качества образования (в том числе тестирования).

Группа В – “доступность образования”

разработка новых схем бюджетного финансирования на основе нормативного финансирования и целевого заказа, обеспечивающих эффективность распределения и использования бюджетных средств, гарантирующих доступность образования в регионах, по всем образовательным учреждениям вне зависимости от уровня образовательной ступени и форм собственности;

разработка федеральной поддержки региональных образовательных систем, обеспечивающих равную доступность к образованию.

Группа С – “мобильность личности в образовательной системе”

разработка национальных образовательных стандартов, обеспечивающих высокое качество и социальную направленность образования;

разработки программ, методических подходов и учебной литературы, ориентированных на социализацию детей, подростков и молодежи, усиление личностного компонента образования и развития продуктивного мышления, распространение этих программ и подходов с использованием современных информационных технологий (в т.ч. дистантного образования).

Группа D – “эффективность управления”

разработка системы управления качеством образования;

внедрение нового организационно-экономического механизма функционирования системы общего среднего и начального профессионального образования и его методическое и нормативно-правовое обеспечение;

разработка нормативно-методического обеспечения привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования (образовательные кредиты, образовательное страхование и др.);

создание системы национальной образовательной статистики как основы эффективного управления;

разработка системы национального мониторинга за системой образования и системной модели по ее анализу и прогнозированию;

создание современных систем подготовки педагогических работников и администраторов образования всех уровней, обеспечивающих обновление содержания образования и управление качеством.

Компонент 2 – (Региональный компонент) Повышение качества образования и эффективности управления системой образования на региональном уровне на основе национальной политики реструктуризации в области общего и начального профессионального образования.

В рамках данного компонента, в развитие федерального компонента, субъектам Федерации будут предоставляться средства на реализацию региональных программ реструктуризации системы образования, которые включают:

реализацию новых учебных планов, программ и материалов с учетом региональных особенностей (в том числе особенностей преподавания в национальных и сельских школах, а также в учреждениях, обучающих детей разных групп “риска”), отработку механизмов оценки результатов образовательных программ;

внедрение эффективных моделей управления образованием и механизмов финансирования на региональном и местном уровнях, включая схемы нормативного финансирования и обеспечение хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, реализацию инновационных программ, обеспечивающих профессиональный рост руководителей органов образования и образовательных учреждений регионального и муниципального уровней, руководителей школ и педагогических работников;

переориентацию системы начального профессионального образования на подготовку специалистов по системе заказов региональных органов власти и соответствующей конъюнктуре, складывающейся на региональных и федеральном рынках труда и обеспечивающей профессиональную и социальную мобильность выпускников;

создание на региональном уровне системы образования, обеспечивающей равенство доступа к образовательным ресурсам.

Условия получения займов субъектами Российской Федерации

Займы будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе исходя из:

готовности региона к проведению реструктуризации системы образования;

качества подготовленного субъектом Федерации проекта региональной программы;

социальной ситуации в регионе;

финансового состояния региона, его возможностей по софинансированию.

Займы будут предоставляться частями (траншами), причем условием предоставления каждого следующего транша будет выполнение регионом согласованной программы и достижение фиксированных индикаторов. Оценка представленных программ и мониторинг их реализации будут осуществляться экспертным комитетом, включающим представителей заинтересованных министерств, администраций регионов и образовательного сообщества.

Часть Регионального компонента займа будет использована для:

доработки региональных программ, представленных субъектами Федерации, согласования с региональными администрациями показателей реализации программ и условий предоставления средств;

мониторинга выполнения регионами согласованных программ, осуществляемых экспертными комитетами;

анализа и обобщения полученных в ходе реализации проекта результатов, распространения положительного опыта для внедрения другими регионами.

В первый год реализации проекта схема предоставления средств будет отработана в пилотном режиме с участием нескольких регионов.

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта позволит:

(a) содействовать успешной реструктуризации образования как одного из факторов преодоления социально-экономического системного кризиса российского общества;

(b) усилить роль системы образования на общество через повышение ее способности быстро реагировать на социальные потребности, на конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг;

(с) создать условия для выравнивания региональных различий в уровне и качестве образования и обеспечения равенства граждан в доступе к качественному образованию;

(d) увеличить способность к социальной адаптации учащихся и выпускников школ, учреждений начального профессионального образования к меняющимся условиям жизни современного общества, содействуя снижению напряженности, связанной с молодежной безработицей, преступностью, наркоманией;

(e) отработать модель эффективной финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для решения проблем реструктуризации региональных систем образования;

(f) повысить эффективность использования бюджетных средств всех уровней за счет внедрения нового организационно-финансового механизма стимулирования привлечения дополнительных, внебюджетных средств;

(g) повысить эффективность системы управления в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет создания системы обучения управленческого персонала.

Потенциальные риски

Успешной реализации проекта может препятствовать:

неготовность разных слоев общества к позитивному восприятию любых реформ в социальной сфере, в том числе и в сфере образования;

инерционность образовательной системы, что предполагает известное сопротивление любым изменениям;

неготовность регионов участвовать в программе кредитования на предлагаемых финансовых условиях.

Влияние этих рисков может быть снижено на основе привлечения широкой образовательной общественности к обсуждению проекта и хода его реализации, а также специальной программой PR-поддержки, которая должна быть предусмотрена в составе проекта.

Организационно-финансовая схема проекта

Инструментом кредитования, наиболее соответствующим задаче финансирования широкой программы реструктуризации образования, является смешанный заем с адаптивной программой. Данный тип займа даст возможность Правительству Российской Федерации реализовывать задачу системной модернизации образования на федеральном и региональном уровнях при поэтапном финансировании. Конкретные направления использования средств на каждом этапе финансирования и состав регионов – участников можно уточнять в зависимости от темпов реструктуризации так, чтобы в рамках каждого этапа финансирования состав мероприятий соответствовал темпам, последовательности реструктуризации и готовности регионов к разработке и реализации программ.

Средства займа будут направлены на решение задач реструктурирования системы образования на федеральном уровне (федеральный компонент) и на уровне субъектов Федерации (региональный компонент).

Федеральный компонент будет включать техническую помощь по решению поставленных выше задач, а также программно-целевое и общеметодическое обеспечение развития региональных систем образования, включая создание адекватной для решения этих задач информационной среды.

Региональный компонент будет включать региональные субзаймы бюджетной поддержки и техническую помощь.

Финансирование проекта

Объем займа – 530 млн.долларов США.

Срок реализации проекта – 5 лет.

Срок возврата кредита – 17 лет.

Предварительная оценка распределения средств проекта:

Млн.долл. США

Федеральный компонент

(Техническая помощь) 105

Региональный компонент 425

Техническая помощь 25

Субзаймы регионам

(Займы бюджетной поддержки) 400

ВСЕГО 530

Схема управления проектом

Управление проектом будет осуществляться Группой реализации проекта (ГРП), создаваемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации при участии Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, а также других заинтересованных министерств и ведомств. При Группе реализации проекта должны быть также созданы экспертные комитеты, обеспечивающие разработку модели реструктуризации, качественную оценку предлагаемых программ и мероприятий, мониторинг реализации региональных программ и проекта в целом. Предусматривается представительство в экспертных комитетах регионов и представителей образовательного сообщества.

План мероприятий по подготовке проекта

Оценочная миссия МБРР – апрель 1999 г.

Обсуждение доклада по оценке проекта – май-июнь 1999 г.

Переговоры между МБРР и Правительством РФ о подписании займа – июль 1999 г.

Представление проекта на Совете директоров МБРР – сентябрь 1999 г.

Подписание соглашения о займе – декабрь 1999 г.

Вступление займа в силу – март 2000 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте