search
Топ 10

Усвоил на уроке. Миф или реальность? Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 8: «Дидактический цикл»

Входной тест №1. Готовясь к уроку, начинающий педагог продумал вопросы, которые он задаст ученикам при опросе, запланировал объяснение нового материала в форме рассказа, наметил задания для закрепления. На что еще надо обратить внимание при проектировании современного урока по усвоению нового материала?

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Процесс усвоения нового происходит на основе формализации знаний. Конечная цель данного процесса – поместить некоторый объем знаний в своеобразную «упаковку». В этой «упаковке» знания можно передавать и контролировать с помощью новых информационных и педагогических технологий.

Прообраз технологичного способа усвоения нового материала – «Дидактический цикл процесса обучения», разработанный Людмилой Зориной с опорой на представления о структуре деятельности и закономерности учения. Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.

Технологию организации усвоения нового материала мы тоже назвали «Дидактический цикл». В основу этой технологии положены представления Людмилы Зориной о дидактическом цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.

В основе технологии лежит модель, представленная на схеме 1.

Первая фаза технологически выстроенного процесса усвоения нового материала, названная нами «Обнаружение незнания», осуществляется в два этапа: актуализация структуры знания и обнаружение недостатка этого знания для выполнения проблемного задания.

Прежде чем организовать усвоение нового материала, необходимо актуализировать в сознании учеников имеющиеся по данному поводу знания. Поэтому первый этап заключается в «обнажении» структуры имеющегося знания. Но, чтобы выявить недостаток знаний и пробудить желание получить новую информацию, в этой структуре необходимо обнаружить «брешь». Для этого ученикам дается специальное задание. Второй этап направлен на создание «познавательного дискомфорта». Незнание начинает раздражать ребенка, и он хочет получить знание. На этом этапе, при правильном его осуществлении, происходит постановка учебной цели и, что очень важно, принятие ее учениками. При этом цель может быть и не озвучена.

Вторая фаза дидактического цикла – «Освоение нового учебного материала» – предполагает активное восприятие нового, выявление и осознание внутренних связей и отношений между элементами этого нового материала. Такая организация усвоения знаний направлена на развитие у детей умственной самостоятельности, становление умения самостоятельно приобретать знания. При этом форма подачи материала может быть разной: слово учителя, текст учебника, просмотр кинофильма или диапозитивов, работа с энциклопедической литературой, поиск информации в сети «Интернет». Существенное значение на этом этапе имеет деятельность учащихся. Чтобы активизировать работу школьников, необходимо вооружить их способами восприятия нового, выявления и осознания внутренних связей и отношений между элементами этого нового материала.

Третья фаза дидактического цикла – осознание приращения к знанию (ликвидация незнания) – происходит в ходе сравнения цели с результатом. Этот процесс соответствует рождению новой структуры знания в сознании учащихся. Схематичное представление связей и отношений между отдельными элементами знания помогает его структурированию.

Чтобы понять, насколько «работоспособна» новая структура знания, необходима четвертая фаза – «Применение нового учебного материала». Она не предполагает его воспроизведения или традиционного закрепления, поскольку эти процедуры неэффективны. Речь идет о применении знания в знакомой или новой для ученика познавательной ситуации.

Пятая фаза – «Присвоение нового знания» – с одной стороны, способствует пониманию значимости нового знания и отвечает на вопрос «Зачем это нужно было изучать?». С другой стороны, это элемент подготовки ученика к внешкольной деятельности. Такая деятельность имеет не менее важное значение в образовании ребенка, чем специально организованная учебная. Сюда входят домашняя работа, самообразование, просмотр телепередач, общение с друзьями, ответы на вопросы младшего брата и т.д. Все это ситуации применения полученного знания, переноса учебного материала в кладовую субъекта образования, осознания его значимости.

Завершающая фаза дидактического цикла – «Осуществление обратной связи, самоконтроль» – направлена на коррекцию взаимодействия пары «учитель – ученик». Во-первых, учитель корректирует свою деятельность, во-вторых, ученик получает критерии для адекватной самооценки. Обратная связь осуществляется в соответствии с целями образовательного процесса. Если цель состояла в формировании у школьников умений, то задание по осуществлению обратной связи предполагает применение этого умения. На этапе обратной связи можно использовать тестовые задания. (См. таблицу № 1.)

Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию в процессе обучения, он должен обладать внутренним единством элементов, составляющих его систему. Поэтому каждое звено дидактического цикла, последовательность и наполнение звеньев меняются в зависимости от типа учебного предмета, характера его содержания, конкретных образовательных целей.

Тест № 2. Существуют ли возрастные ограничения для применения дидактического цикла?

Приведем пример применения технологии «Дидактический цикл» в 1-м классе на уроке русского языка по теме «Перенос слов». Представим технологическую карту урока. (См. таблицу № 2.)

Дидактический цикл можно применять как в младшей, так и в старшей школе, что свидетельствует об универсальности технологии.

Тест № 3. На страницах «Учительской газеты» вы познакомились с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Сравните ее с дидактическим циклом, найдите общее и отличия.

Людмила ПРОКОФЬЕВА, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту