search
main
0

Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам: как это будет

Одно из новшеств ЕГЭ-2015 – появление устной части в экзамене по иностранным языкам. На минувшей неделе прошла её апробация среди школьников 21 региона. В феврале грядет еще одна, рассчитанная на все субъекты РФ. Что же представляет собой устная часть экзамена и как она будет проходить? Разберем детально.

Зашифрованные КИМы

Итак, сначала все как обычно. В день Х участник ЕГЭ приходит в пункт сдачи экзамена, его встречают организаторы, проверяют, нет ли в кармане мобильного телефона, и провожают в аудиторию подготовки. Здесь школьник получает свой комплект экзаменационных материалов. Но в отличие от пакетов ЕГЭ по другим предметам, из бумажных документов этот содержит только бланк регистрации, без заданий – они размещены на дисках в зашифрованном виде.

В другой аудитории заблаговременно перед началом ЕГЭ оборудуют рабочие места, как правило, ноутбуками. На компьютерах устанавливают специальные программы, работу которых также не раз проверяют. При этом программа не содержит в себе КИМов, напомним, материалы – на дисках. И, как подчеркивают разработчики, «расшифровать их может только совокупность событий и ответственных специалистов»: во-первых, на компьютере должна быть установлена необходимая программа, которая распознает зашифрованные диски; во-вторых, на месте должен находиться член ГЭК, имеющий персональную электронную подпись, без которой невозможно расшифровать КИМы; в-третьих, только в начале экзамена можно будет скачать из интернета электронный код активации доступа к КИМам, который ранее недоступен. Таким образом, один из элементов при всем желании не позволит до начала экзамена расшифровать контрольно-измерительные материалы.

Экзамен стартует, из аудитории подготовки приглашают выпускника. Перед ним на экране отображается вся нужная информация, представляющая алгоритм действий в ходе сдачи. Школьник заполняет необходимые поля регистрационными данными, проверяет. Организатор также подтверждает, что все указано верно, вводит персональный код. Школьник произносит в микрофон номер КИМов, прослушивает, удостоверяется, что запись идет, – и экзамен начался.

Без подготовки на бумажке

Время выполнения заданий строго ограничено. «Мы предполагаем, что весь экзамен продолжится не более 15 минут, отведенных на выполнение 4-х заданий», – уточнила Людмила Каврева, заместитель начальника управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. В помощь сдающему на экране монитора будет отображаться время: сколько выделено на каждое из четырех заданий и общее, в виде обратного отсчета.

Итак,  всего предполагается 4 задания. По задумке разработчиков, они проверяют способность выпускника решать коммуникативную задачу – здесь и сейчас, без длительной подготовки на бумаге – так, как в реальной жизни мы используем иностранный язык.  «Экзамен проверяет именно навык живой речи, предельно приближенной к реальному использованию иностранного языка, умение решать определенные практические жизненные задачи», – поясняет Людмила Каврева.

Первое задание заключается в чтении отрывка из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. У участника есть небольшое количество времени на подготовку. Если он готов – включает запись и начитывает текст. Согласно методическим рекомендациям ФИПИ за это задание можно получить один балл.

Второе проверяет умение формулировать вопросы. Школьнику предлагается задать несколько вопросов на определенную тему, при этом визуальный стимул и ключевые слова будут заданы. Оценка – 5 баллов.

В рамках третьего задания экзаменуемый выбирает одну из трех фотографий, по сюжету сделанных им же, и рассказывает о ней, т.е. составляет небольшой связный текст. Задание оценивается на 7 баллов.

Наконец, четвертое задание заключается в сравнении двух ситуаций: ученик выявляет сходства, различия, рассказывает о своих предпочтениях, обосновывает их. За выполнение этой задачи также можно получить 7 баллов.

Когда все задания выполнены, школьник имеет возможность прослушать запись, чтобы убедиться, что все сделано технически четко. Если есть какие-то проблемы, они решаются с помощью организатора, который непременно присутствует в ППЭ.

Минимальный балл станет выше. Но ненамного

Теперь о том, что не касается технической стороны вопроса. По информации специалистов Рособрнадзора, две части экзамена – устная и письменная – будут сдаваться в разные дни. За письменную часть можно получить максимум 80 баллов, за устную – 20, при этом она является добровольной для сдачи. При необходимости апелляция подается единожды – на общий результат ЕГЭ (после сдачи и письменной, и устной части).

Как рассказала Ольга Котова, заместитель директора ФИПИ, несмотря на введение устной части, содержание письменной никак не изменится:

– Все те требования, которые федеральный компонент ФГОС предусматривает к подготовке выпускников к письменной части, – стабильны, не меняются. Поэтому нет никаких оснований для её изменения. Мы просто добавили устный компонент. Баллы никак не будут перераспределены. Если посмотреть историю вопроса, то письменная часть в предыдущие годы предполагала 80 баллов, ровно эти же 80 баллов за те же задания по не изменившейся с прошлого года системе оценивания письменной части остаются в 2015 году.

Кстати, специалист также пообещала, что после апробации открытый банк заданий ЕГЭ пополнится и материалами устной части.

Помимо прочего, как сообщила Людмила Каврева, в этом году на два балла будет увеличено общее количество баллов, необходимое для получения удовлетворительной отметки. Однако специалисты не видят в этом возможных проблем (напомним, по многим предметам в минувшем учебном году нижняя планка, наоборот, была опущена).

– Как показывают результаты предыдущих лет, средний тестовый балл участников ЕГЭ по отношению к минимальному порогу выглядит всегда очень и очень презентабельно, – пояснила Людмила Каврева.

Так, по данным Рособрнадзора, ежегодно ЕГЭ по иностранным языкам сдают примерно 80 000 участников. «В 2014 году средний тестовый балл по английскому языку составил 61. Если сравнивать с другими предметами, это один из самых высоких баллов. Примерно на этом уровне результаты держатся с момента внедрения ЕГЭ в штатном режиме. Так, в 2009 году средний тестовый балл составил 57,8, – уточнила специалист. – Иностранные языки сдают мотивированные дети. Чаще всего они идут поступать на те специальности, которые требуют знания языков».

Естественно, наиболее массовым является единый госэкзамен по английскому, его сдают порядка 80% тех, кто выбирает ЕГЭ по иностранным языкам. Примерно по 10% приходится на французский и немецкий языки. Испанский, по словам экспертов, «дается не во всех регионах и выбирается точечно».

Между тем в планах Рособрнадзора – расширение перечня иностранных языков, доступных для сдачи ЕГЭ. Так, возможно, в скором времени в нем появится китайский язык.

– В этом году у нас создана рабочая группа, и мы планируем в экспериментальном режиме провести экзамен по китайскому языку в девятых классах, – рассказал Анзор Музаев, заместитель главы Рособрнадзора. – Выпускников таких школ у нас в стране не очень много, это в основном Дальний Восток и несколько лицеев в Петербурге и Москве. Но тем не менее мы должны сделать шаг в этом направлении для тех, кто изучает китайский.

Кроме того, уже звучали предложения о включении в перечень итальянского языка, однако этот вопрос пока находится  в стадии рассуждений и обсуждений.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте