search
main
0

Успокаиваться на достигнутом рано. Впереди серьезная работа

​В последнее время слова «ресурс, эффективность, качество» приобрели новое звучание в системе образования, что связано напрямую с новыми задачами, процессами и механизмами, вошедшими в нашу жизнь.

Профсоюзная организация и на окружном уровне, и на уровне образовательного учреждения также может стать (или не стать) дополнительным ресурсом в решении задач повышения качества образования и развития государственно-общественного управления в нашей сфере. Несомненно, это зависит и от органа управления образованием, и от профсоюза, и от руководителя учреждения, и от председателя первичной профсоюзной организации – от их общего понимания целей, задач и инструментов реализации.Как многие другие реформы и проекты, новые финансово-экономические механизмы были инициированы у нас сверху и в том числе поэтому были восприняты в московском образовательном сообществе с недоверием, а иногда и непониманием и неприятием, что объяснимо для благополучной, миновавшей вал вакансий и достигшей достаточно высокого уровня зарплаты педагогических работников Москвы.Московская городская организация профсоюза, скажу откровенно, тоже испытывала опасения: не придем ли мы к значительному сокращению штатов, снижению нагрузки, ущемлению прав работников, конфликтам в коллективах, снижению уровня зарплаты? При этом в предлагаемом проекте мы видели много плюсов: увеличение самостоятельности, в том числе финансовой, образовательных учреждений, справедливость и прозрачность в распределении средств, возможность отказа от уравниловки в определении уровня зарплаты конкретного учителя, расширение форм государственно-общественного управления, возможность повышения статуса городской и первичной профсоюзных организаций. Мы не только поддержали предстоящие изменения, но и стали единомышленниками в их претворении.За короткий срок мы, Департамент образования и Московская городская организация профсоюза, прошли путь согласования общих целей и определили общие пути их реализации. Мы попытались сделать профсоюзную организацию дополнительным ресурсом в проекте развития образования в городе Москве, полноправным и полноценным участником этого дела.Для этого на уровне города мы проводили неоднократные консультации между Департаментом образования и Московской городской организацией профсоюза; профсоюзную экспертизу проектов постановлений Правительства Москвы и приказов Департамента образования. В этом году МГО участвовала в работе органов государственно-общественного управления образованием: – в Наблюдательном совете, созданном по решению московского правительства, при полном отсутствии в его составе чиновников (в него вошли депутаты Московской городской Думы, и Государственной Думы, омбудсмен по правам ребенка, представители родительской общественности, представители профсоюза;- в Комиссии по отслеживанию хода   и   результатов   реализации   пилотного   проекта, созданной на тех же принципах, что и Наблюдательный совет; – в работе аттестационной комиссии.Наконец, были внесены изменения в главный документ социального партнерства – Соглашение между Департаментом образования и Московской городской организацией профсоюза, а сейчас с учетом уже достигнутых результатов и определившихся проблем готовится новый его вариант.Гласность и открытость процесса перехода на новые финансовые механизмы, несомненно, способствовали изменению настроений в педагогическом сообществе, чему помогли и первые ощутимые результаты – рост зарплаты в пилотных школах.Однако мы часто были свидетелями того, что профессионально обусловленный консерватизм в педагогической среде оказывается трудно преодолимым и становится одним из главных рисков в реализации новых подходов. И Департамент, и мы понимали абсолютную важность принятия предлагаемых изменений всеми педагогами, всеми работниками образовательных учреждений города, а достигнуть этого можно только путем постоянного информирования, разъяснения, обучения, обеспечения участия педагогов в этих процессах, формирования общественного мнения в трудовых коллективах и, самое главное, обеспечения первых положительных результатов пилотного проекта.Мы можем констатировать, что Московская городская организация профсоюза, территориальные и первичные профсоюзные организации активно участвовали в реализации всех указанных направлений деятельности. В июне 2011 года вместе с руководителями пилотных школ прошли обучение в форме повышения квалификации по проблемам введения нового финансово-хозяйственного механизма председатели первичных профсоюзных организаций; проводилось и проводится постоянное обучение председателей первичных профсоюзных организаций по новым финансово-экономическим механизмам и формированию системы оценки качества; была обеспечена возможность для председателей первичных профсоюзных организаций участия и обмена мнениями в ходе работы стажировочных площадок на базе выделенных пилотных школ; были разработаны и опубликованы предложения по внесению изменений в коллективные договоры школ; разработки положений об оплате труда, стимулирующих выплатах; идет постоянная дискуссия по изменению функций первичных профсоюзных организаций в образовательных учреждениях; обеспечена возможность участия (членства) председателей первичных профсоюзных организаций в управляющих советах школ; определены общие подходы к критериям оценки педагогической деятельности, оценке работы других категорий работников; проводится изучение и анализ общественного мнения среди педагогов пилотных школ. Для поднятия статуса первичной профсоюзной организации, председателя первичной профсоюзной организации был рассмотрен положительно вопрос по установлению стимулирующих выплат председателям первичных профсоюзных организаций при обеспечении ими результативности работы первичной профсоюзной организации; разработаны критерии оценки этой деятельности.Что для нас важно: прежде всего изучение и анализ общественного мнения среди педагогов пилотных школ. В июне мы провели опрос председателей первичных профсоюзных организаций (464 человека), выявивший явные опасения и часто непонимание, отсутствие достоверной и полной информации:    «ничего хорошего» ожидали от введения НСОТ 26%;    усиление административного произвола – 29%;    конфликты с администрацией и в коллективе – 53%;    увеличение бумагооборота -54%;    сокращение штатов – 32%.Только 27% опрошенных ответили, что работа станет более интересной, хотя и более трудной. Каждый четвертый высказал ожидание более высокой зарплаты.На границе ноября-декабря мы приступили к новому опросу педагогов пилотных школ по первым результатам изменений в их учреждениях. На сегодня итоги подведены по опросу 573 респондентов. Они таковы:    74% ответивших сообщили, что в их образовательных учреждениях не было сокращения штатов;    94% респондентов отметили, что разработаны критерии оценки деятельности педагогов; 87% – что введены выплаты стимулирующего характера;    61% ответов подтверждают, что учителя стали более заинтересованы в результатах своего труда;    70% участников опроса отметили прозрачность процедур перехода и участие первичной профсоюзной организации во всех мероприятиях;    76% опрошенных подтвердили, что заработали управляющие советы.Было определено и много других параметров ответов и общая оценка ответов на них положительная, что стало дополнительным подтверждением того, что НСОТ принята педагогами.Второй момент – повышение роли первичной профсоюзной организации в ходе введения новых финансово-экономических механизмов и новой системы оплаты труда. Именно сейчас созданы оптимальные условия для выполнения первичными профсоюзными организациями своих главных функций:- информационно-разъяснительной;- представительско-защитной (коллективный договор, процедуры введения, учет мнения профсоюзной организации);- функции соуправления (работа в управляющем совете, комиссии по установлению стимулирующих выплат);- и, назовем ее, миротворческо-объединительной функции (конфликтные комиссии, формирование микроклимата в коллективе).Несомненно, роль первичной профсоюзной организации значительно, если не кардинально, меняется. Поэтому очень важно, чтобы во главе ее стояли грамотные, воспринимающие себя в качестве руководителя коллектива, способные отстаивать его интересы и при этом способные к продвижению новых идей люди.Оказалось, что желающих и способных это делать не так много. Смена руководителей первичных профсоюзных организаций составила в этом году более 30%, а оценка работы председателей первичных профсоюзных организаций по разработанным критериям еще выше поднимает планку требований к ним.Главными среди этих критериев мы считаем доверие коллектива к председателю первичной профсоюзной организации, отсутствие обоснованных жалоб работников, эффективность коллективного договора, обеспечение представления трудовых интересов работников при введении новых экономических механизмов и изменении системы оплаты труда. Таким образом, главными результатами пилотного проекта стали повышение ответственности образовательного учреждения на основе новой степени свободы, развитие творческой инициативы в коллективах, ощутимый прирост в заработной плате, активизация привлечения общественности к управлению образовательными учреждениями.Но неверным было бы в преддверии перехода к работе в условиях новых финансово-экономических механизмов в штатном режиме во всех образовательных учреждениях не оценить и главных проблем и рисков ближайшего будущего:- масштабы перехода выявят неготовность многих (или отдельных?) учреждений к быстрой реализации поставленных задач со всеми вытекающими отсюда последствиями;- необходимо определить, как будут реально отслеживаться и корректироваться результаты деятельности, когда все перестанет быть экспериментом, а станет буднями;- информации все еще недостаточно, что продолжает сохранять смятение в умах;- формализация критериев оценки деятельности работников (не с точки зрения объективизации, а с точки зрения формализма) может привести к тому, что будет оценен факт, а не результат, а это самая большая угроза успешности замысла;- продолжает оставаться недостаточной экономическая грамотность руководителей, культура демократического общения с коллективом, родительской общественностью;- важно, чтобы первичные профсоюзные организации, получив права, захотели и смогли ими воспользоваться на благо коллектива, а руководители осознали и использовали в этих же целях принцип социального партнерства.К «болевым» точкам, указанным педагогами в ходе последнего опроса, все еще  относятся:- то, что пока положительное личное отношение к НСОТ есть лишь у 46% респондентов;  – то, что рост дополнительной нагрузки (больше времени на бумаги, внеурочную работу, всевозможные обсуждения) отмечают 60% опрошенных;- то, что на субъективность критериев оценки указывают 24% опрошенных.Это значит, что успокаиваться рано, что нужно еще более серьезно вести работу в коллективах.Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте