Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательные технологии

Успешным станет каждый человек!

Учительская газета, №39 от 29 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Новые подходы в работе со слабоуспевающими и низкомотивированными школьниками

Проблемы школьного образования не оставляют равнодушными ни одного жителя нашей страны. Родителей волнуют возможность получения детьми хорошего образования в той школе, которая находится недалеко от дома, наличие грамотных учителей, комфортность и безопасность образовательной среды. Детей привлекают интересный, насыщенный событиями образовательный процесс, возможность пообщаться со школьными друзьями после занятий. Учителя сетуют на загруженность, отсутствие методической поддержки. Мнения всех этих категорий граждан не остаются незамеченными. Они внимательно изучаются и обсуждаются учеными и чиновниками, и не только в ходе конференций и съездов. Появляются реальные дела, такие как Проект поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Каковы же причины появления данного проекта в Челябинской области?

Существует множество объективных обстоятельств, влияющих на снижение качества образования в конкретной школе. Это и нестабильность рынка труда, и слабо развитая социальная инфраструктура, и возрастающая миграционная активность, и низкая материальная обеспеченность населения, и усиление асоциальных настроений. Данный перечень можно продолжать, исходя из особенностей конкретного региона. Подобные обстоятельства в научном обиходе получили наименование «неблагоприятные социальные условия». Такие условия становятся характерными для многих удаленных от региональных центров территорий.

Сегодня в телепередачах разгораются жаркие дискуссии о низком рейтинге российского образования, нравственности учителя, ненужности ряда школьных предметов. Новостные ленты информационных агентств достаточно часто сообщают о новых фактах агрессии в школах, плачевном состоянии школьной инфраструктуры. Появляются новые угрозы: буллинг, интернет-зависимость, влияние субкультур, опасные виды наркотических веществ. Прослеживаются тревожные тенденции снижения академической успеваемости, демонстрация агрессивного поведения, изменение нравственных ценностей.

Влияние неблагоприятных социальных условий на качество школьного образования стало вызовом современности и сферой приложения усилий чиновников, ученых, педагогов. Появилось понимание того, что необходимо поддерживать не только школы-лидеры, которые обеспечивают высокое качество образования, используют и разрабатывают новые педагогические технологии.
Считается, что именно эти школы занимаются подготовкой учеников, которые поспособствуют технологическому прорыву отечественной экономики. Вместе с тем не стоит забывать и о так называемых слабых школах. Чаще всего низкие образовательные результаты показывают низко мотивированные к обучению, слабоуспевающие, отстающие дети, как их принято называть. Стоит ли учителю махнуть на них рукой, не пытаться «вытягивать»? Ведь они не пойдут поступать в престижный вуз и не будут общаться с продавцом магазина или мастером цеха на английском языке.

В нашей Конституции и Законе «Об образовании в РФ» дан однозначный ответ на поставленный вопрос – каждый имеет право на качественное образование. Стоит признать: дети не виноваты в том, что оказались в таких условиях. Возможно, учителя просто не готовы справляться с отрицательным влиянием тех социальных условий, которые сказываются на успеваемости школьников. Они не в полной мере владеют способами преодоления воздействия негативных факторов, определяющих качество образования. Некоторые просто смирились с навешанным на их организацию ярлыком слабоуспевающей школы.

Вместе с тем исторический опыт указывает на то, что неблагоприятные условия не являются приговором, препятствием для реализации благоприятных жизненных сценариев. В мировой и отечественной практике есть масса примеров, когда педагоги (такие как А.С.Макаренко) в тяжелейших социальных условиях смогли дать путевку в жизнь не одному, а всем своим ученикам и воспитанникам.

Действительно, школа не способна изменить социальную инфраструктуру, исправить поведение пьющих родителей, оградить детей от потока негативной информации, купить каждому ребенку необходимые школьные принадлежности. Но это и не входит в функции педагогических работников. Вместе с тем у школы есть немало инструментов, способных снизить негативное влияние неблагоприятного социального фона. В первую очередь осуществление интересного ребенку образовательного процесса, организация свободного времени, помощь в самоопределении, профессиональная ориентация. Школа может стать ведущим центром притяжения внимания детей в противовес улице и интернет-пространству.

Для решения обозначенных проблем в Челябинской области с 2016 года реализуется проект поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Главный целевой ориентир проекта – дать равные возможности для достижения жизненного успеха независимо от стартовых условий. Суть его заключается в оказании адресной поддержки так называемым слабым школам, таким, в которых наблюдаются тенденции снижения качества образования, влияния негативного социального фона на развитие и поведение детей.

Оператором проекта выступает ЧИППКРО, привлекающий ресурсы лучших специалистов системы образования Челябинский области и других ведомств. Таким образом, поддержку школам – получателям сопровождения оказывают специалисты системы образования: ученые высшей школы, дополнительного образования учителей и педагоги-практики школ, занимающие лидирующие позиции в регионе и стране. Также в процессе сопровождения педагогических работников участвуют представители правоохранительных органов, что позволяет объединить усилия в повышении учебной успеваемости школьников и предупреждении случаев их противоправного поведения.

В проекте принимают участие образовательные организации из различных уголков нашей области. В таких школах многие дети не испытывают особого интереса к учебе и соответствующего старания. Поэтому и результаты экзаменов у них значительно хуже, чем у сверстников из других школ. Некоторые учащиеся имеют отклонения в развитии, и поэтому у них значительно снижены возможности для освоения изучаемой программы. Также в этих школах учатся дети, родители которых имеют проблемы с трудовой занятостью, ведут асоциальный образ жизни или не проявляют особого интереса к развитию собственных детей. Да и некоторая часть школьников состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних или имеют предрасположенность к агрессивному поведению.

В целом на обучение и поведение таких детей влияют различные негативные социальные факторы, снижающие качество образования. Поэтому проект направлен на поддержку школ, в которых большинство учащихся не имеют возможности самостоятельно преодолеть различные социальные, материальные и психологические проблемы, а учителя не знают, как им помочь.

Прежде чем стать участником проекта, образовательные организации принимали участие в серьезном исследовании. Анализировался целый комплекс данных, в первую очередь академические достижения учащихся: результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, результаты участия школьников в олимпиадах и получение ими аттестатов. Вместе с этим изучалось влияние неблагоприятных социальных условий, таких как низкий уровень привлекательности территории для проживания и работы, недостаточно развитая инфраструктура, социальный статус семей и другие, на успешность школы. Также учитывались количество обучающихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), и наличие у школьников склонности к употреблению наркотических средств и психотропных веществ. Последние данные предоставлялись областным Центром диагностики и консультирования. Все это было важно для получения комплексной информации, затрагивающей все аспекты и проблемы школ.

В результате была отобрана 51 школа Челябинской области из каждого муниципалитета. Не исключением стали закрытые города, а также образовательные организации, находящиеся в сельской местности. Педагоги этих школ получали комплексную поддержку в течение одного учебного года.

Были и неожиданные сложности в определении школ – участниц проекта. Само отношение к наименованию «школа с низкими результатами обучения» или «школа, функционирующая в неблагоприятных социальных условиях» вызывает неоднозначную реакцию – от осторожного интереса до полного неприятия. Директора отдельных школ высказывали опасения: не будет ли отрицательного влияния на репутацию школы, как к этому отнесутся родители, органы управления образованием, социальные партнеры? Однако взаимопонимание всегда удавалось найти.

Были и такие руководители управлений образования, директора школ, которые сами высказывали желание участвовать в проекте. Ведь он стимулирует развитие педагогов, предоставляет возможности для развития образовательной системы, помогает приобрести новые знания, освоить действенные педагогические технологии. Согласованность действий и желание работать – необходимое условие вовлечения педагогов школ в поиск новых методов работы с детьми. Ни для кого не секрет, что успешность ребенка зависит от веры в него учителя и желания дать хороший старт скрытым возможностям.

В свою очередь участники проекта искренне считают, что любой школе, любому педагогу можно помочь, продемонстрировав действенность управленческих, методических, педагогических стратегий взаимодействия с детьми и их родителями. Подобная помощь может запустить механизмы внутреннего развития педагогических коллективов школ.

Для определения лучших инструментов оказания помощи данным школам ученые и педагоги-практики занимались кропотливым поиском эффективных решений. Ими анализировались результаты мониторинговых процедур, данных научных исследований, в том числе зарубежных, и успешные решения практикующих специалистов.

Кроме этого, учитывалось мнение самих учителей и родительской общественности. Были опрошены более трехсот учителей и около 500 родителей для определения основных проблем, которые у них возникают в обучении и воспитании современных детей. Также принимался в расчет предыдущий наработанный опыт, полученный в результате реализации подобного проекта в 2017-2019 годах. В этот период был опробован и доказал свою результативность такой инструмент работы с другими школами, как адресная поддержка. Она получила широкое распространение в экономике, но показала свою эффективность и в системе образования. Суть такой поддержки заключается в учете запросов самих педагогов и особенностей школьников (детей с особенностями в развитии, детей мигрантов, несовершеннолетних из неблагополучных семей) в определении форм и направлений взаимодействия.

В результате анализа имеющихся данных были определены формы адресной поддержки. Они включали сочетание традиционных и инновационных подходов. Среди традиционных форм адресной поддержки можно назвать повышение квалификации учителей и их переподготовку по направлению «Практическая психология в образовании». В качестве новых форм применялись такие, как командное наставничество, адресный консалтинг, коучинг, сетевые сообщества педагогов. Повышение квалификации предполагало расширение знаний учителей о новых методах обучения низкомотивированных, слабоуспевающих детей. Профессиональная переподготовка включала обогащение знаний учителей в аспектах успешного общения с современными школьниками. Учителя также осваивали новые методы взаимодействия с родителями, способы снижения влияния негативных социальных факторов на развитие детей.

Командное наставничество заключалось в использовании возможностей школ-лидеров, а именно опыта учителей из лицеев и гимназий, которые достаточно известны в Челябинской области высоким качеством обучения детей. Такие учителя делились своими знаниями с коллегами из школ, в которых дети показывают более низкие результаты. Эти меры направлены на повышение качества преподавания учебных предметов, уровня методической грамотности учителей, освоение новых технологий в работе со слабоуспевающими и низкомотивированными школьниками.

Адресный консалтинг предполагал проведение консультаций для учителей, которые не владеют определенными знаниями в решении сложных ситуаций, возникающих во взаимодействии с детьми. Причем учителя получали знания как по психологии, так и по педагогике, а также знакомились с положениями юридической науки. Вся информация была направлена на решение одной важной задачи – преодоление трудностей школьников через повышение профессионализма учителей.

Коучинг включал в себя краткосрочные практические встречи ведущих психологов Челябинской области с педагогами для помощи им в быстром и грамотном решении сложных педагогических вопросов. Учителя получали консультации в очном и дистанционном форматах, исходя из занятости и удаленности школы от областного центра. Сетевое сообщество было создано в социальной сети «ВКонтакте» для профессионального общения учителей, имеющих схожие профессиональные затруднения. Также общение учителей в виртуальном пространстве позволило им идти в ногу со временем и не отставать от интересов школьников.

Основная идея адресной поддержки заключается не только в обеспечении учителей важной информацией по злободневным проблемам, но и в поиске внутренних сил самих педагогов. Это предполагает активизацию скрытых ресурсов, имеющихся в образовательных организациях, что важно для продолжения работы по улучшению качества образования после окончания проекта. Специалисты, оказывающие поддержку школам, пытаются помочь педагогам реанимировать прежние традиции и преодолеть синдром «слабая школа».

Таким образом, комплексное информационное, научно-методическое, консультационное сопровождение школ позволяет добиться определенных успехов. Конечно, краткосрочность поддержки (1 год) не может кардинально изменить ситуацию в школе. Однако содействовать в определенном продвижении школы, ее учителей и учеников в той или иной мере удается.

Можно смело утверждать, что погружение педагогов в течение года в содержание адресного консалтинга работает на повышение результатов образовательной деятельности. Это доказывается достижениями учеников по итогам участия в национальных исследованиях качества образования, результатами прохождения государственной итоговой аттестации. Вместе с тем появляются новые свойства у всех участников проводимых мероприятий – как самой образовательной организации, педагогов, обучающихся и их родителей, так и социального пространства вокруг школы.

Как правило, образовательная организация повышает свою репутацию в глазах родителей и учеников. Отмечается снижение количества конфликтов семей с образовательной организацией по вопросам взаимодействия со сложным контингентом обучающихся, растет удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых школой. Педагоги становятся проводниками для родителей в трудном поле воспитания детей и подростков, в том числе с девиациями в поведении.

В возродившуюся школу стремятся поступить и учиться, и работать. Учительский штат пополняется новыми интересными педагогами, умеющими увлечь детей своим предметом, не равнодушными к жизни своих подопечных. Важно добавить, что и социальные партнеры с большим энтузиазмом откликаются на потребности школы, так как вкладывают ресурсы в прочную, солидную организацию, которой можно доверять. Это позволяет укрепить материальную базу, развернуть более широкий спектр курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, востребованных современными детьми. Например, такие, как курсы по видеоблогингу, графическому дизайну, песочной анимации, посткроссингу, горным лыжам.

Что касается педагогов, то, получив мощный заряд знаний, они выходят на новую орбиту своего профессионализма. Повышается уровень их предметных, методических психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, позволяющих осуществлять образовательную деятельность с разными контингентами обучающихся. Известно, что иногда педагоги не могут адекватно реагировать на драки, оскорбления в детской среде, раздражаются. Содержание проекта направлено на повышение уровня конфликтологической культуры педагогических работников, позволяющей осуществлять профилактику нарушений поведения у обучающихся. Это означает, что дети ощущают себя более комфортно в благоприятной школьной среде, резонно рассчитывают на понимание и помощь со стороны взрослых товарищей. В педагогических коллективах приобретается опыт конструктивного взаимодействия со сложными детьми, которым хочется делиться с коллегами из других школ, возникает желание продолжать двигаться вперед. Поэтому в школах рождаются интересные инициативы и инновации. На практике разворачиваются яркие событийные мероприятия (походы, добровольческие акции, фестивали, выездные сборы и др.), наполняя и обогащая духовный мир учащихся.

В итоге повышаются значимость и ценность образовательной деятельности у школьников. Наблюдается тенденция снижения уровня детской и подростковой преступности. Отрадно подчеркнуть, что благодаря совместной системной работе школьных команд и социальных партнеров (ПДН ОВД РФ, социальных служб, некоммерческих организаций и др.) агрессия у школьников снижается, совершается меньше правонарушений и преступлений. Такую модель педагогической коррекции агрессии можно охарактеризовать следующими словами: «Педагогика, которая сражается против бездействия».

В целом, говоря о положительных изменениях самих учеников, отрадно констатировать главный результат проекта – это стремление школьников к самосовершенствованию, к достижению личной успешности, осознание ценности образования. При этом важным как для учителя, так и для ученика является совместный поиск ответов на множество вопросов: «Благодаря чему ты стал лучше учиться?», «Каковы условия успешной учебы в школе?», «Как изменились твои планы на будущее?». Как следствие – улучшение социально-психологического климата в классном коллективе и повышение ценности образования у тех обучающихся, которые раньше считались безнадежными или низкомотивированными.

Можно ли говорить о том, что в результате реализации проекта все стали прилежными учениками? Нет, конечно. Но мы можем утверждать, что появились заметные перемены в школьной жизни детей. У образовательной организации, к сожалению, нет полномочий устранить все неблагоприятные источники воздействия на ученика. Так же как нет возможности и полномочий заставить родителей изменить свой образ жизни на благо своих детей. Но есть возможность создать определенные образовательные условия, которые позволяют ученикам поучаствовать в общественно значимой деятельности, научиться конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, осознать ценность труда, познания, творчества.

Очень важным условием в этом процессе перевоспитания является преодоление стереотипов «двоечник», «разгильдяй», «хулиган» как в сознании учеников, так и в отношении к детям родителей и учителей. Потому что очень часто судьба ученика в школе складывается на основе предвзятого отношения, возникшего из-за, возможно, случайных негативных поступков. И сами дети начинают верить в то, что перспективы у них в жизни не самые радужные. Думать так – самое опасное заблуждение.
Выход есть, и он в будущем, создаваемом собственными руками.

Важно понимать: нет плохих и хороших, своих и чужих, отсталых и успешных. Есть разные дети, оказавшиеся в разных жизненных обстоятельствах, имеющие разные стартовые возможности, разные способности и таланты, разную мотивацию. Дорога в жизнь открыта всем детям вне зависимости от социальных условий, уровня материального достатка в семье и места рождения. Есть все необходимое под руками, чтобы получить образование и освоить престижную профессию. Нужно только избавиться от комплексов, стать чуточку увереннее в себе и понять, насколько круто в XXI веке учиться, насколько здорово создавать что-либо своей головой и руками, насколько престижно быть вежливым, насколько солидно быть человеком, насколько прекрасно зависеть только от своего трудолюбия.
Успешным может стать каждый ребенок! Помочь ученикам и их родителям осознать это – главная миссия участников проекта.

А.Хохлов, М.Солодкова, Д.Ильясов, К.Буров, А.Донской, Е.Селиванова, А.Севрюкова, сотрудники Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt