Мы создали систему работы с молодежью, которая учится и в свободное от учебы время хочет поработать. Чтобы запустить такую систему, предполагается провести некоторые организационные мероприятия: укрепить нормативную базу и выстроить работу с работодателями по подбору и поиску вакансий, которые интересуют молодежь.
Если говорить о рынке труда в Москве, то в Службу занятости ежегодно обращаются около 100 тысяч молодых людей, которые проявляют желание найти свое место в жизни и в свободное от учебы время заработать какие-то деньги. Если говорить о предпочтениях, то необходимо отметить, что молодежь – это люди в возрасте от 14 до 30 лет, и, конечно, вектор интересов и предпочтений с возрастом и полученным образованием существенно меняется. Например, интерес к работе у школьников сильно зависит от того, в каком классе молодой человек учится. В 9-м классе больше романтизма при выборе профессии, ребята мечтают о том. чтобы профессия была интересной, творческой, наполненной романтизмом, неведомым. В 11-м классе ребята становятся более прагматичными, они становятся взрослее и понимают, что нужны не только романтизм, но и вполне понятные земные вещи: карьера, зарплата, условия труда и так далее. Если сравнить школьника и учащегося профессионального колледжа или студента, то у них интересы совершенно разные. Некоторые студенты, например, уже имеют молодые семьи, у них есть дети, им нужно кормить семью, тут интерес весьма определенный – человеку необходимы хорошие заработки. Поэтому когда мы говорим о молодежи, то учитываем, что интересы всегда разные и дискретные.
Когда мы строим работу с молодежью, то исходим из того, что она составляет сложный конгломерат интересов и предпочтений, в том числе и мотивации к труду. При построении всех работ, предназначенных для молодежи, мы условно разделили всех на три большие группы. Первый большой конгломерат – школьники. Второй – это учащиеся колледжей. Третий – студенты. Эти три группы молодежи имеют каждая свои интересы с точки зрения трудоустройства и нахождения места в жизни.
Самые младшие школьники, достигшие 14 лет, работают меньше, чем подростки и студенты, для устройства на работу им необходимо заручиться разрешением родителей. Опыта работы у них пока нет, присутствует романтизм, они любят и должны работать группами под присмотром старших, занимаясь простой работой. Мы назвали работу школьников «Завтра – трудовая жизнь» и предложили им условно такие направления работы – историко-патриотическое, экологическое, социальное и спортивное. Историко-патриотическое направление – уход за захоронениями погибших воинов, благоустройство памятников, работа гидами в школьных музеях. Экологическое – это благоустройство садов и скверов, городская программа «Мой двор, мой подъезд». Мы хотим в этом году запустить программу работы и для зимы – заливку катков, мелкий ремонт спортивных площадок и так далее. Опыт показывает, что когда ребятишки сами ухаживают за спортивной площадкой, там всегда порядок. Социальное направление – это бытовое обслуживание ветеранов войны, социальный патронаж, в том числе уход за детьми. Эта работа, конечно, более связана с неквалифицированным трудом, к тому же есть такие простые работы, как упаковка, сортировка, складывание коробочек и так далее. Но я считаю, что это тоже хорошо, так как ребята работают добровольно и без принуждения. У младших школьников очень сильно развито чувство локтя, чувство товарищества. Если у них в классе есть лидер, которому нравятся, скажем, биологические проблемы, и он видит себя биологом, то все одноклассники идут с ним и работают по программе «Птицы Москвы». Если лидер увлекается музееведением, то все одноклассники будут работать в музее. Но еще раз скажу: как бы школьники ни хотели заниматься творческими делами, им все же предлагают работы, требующие невысокой квалификации, – озеленение, работа на фестивалях, массовых мероприятиях. Кстати, за трудом школьников очень внимательно и очень жестко наблюдают прокуратура, Инспекция по труду, поэтому тут соблюдены все критерии правильной организации труда.
Сегодня мы пытаемся сделать для молодежи несколько программ, предполагающих наставничество: «Трудовая проба», «Твое первое рабочее место», «Молодежный практикум». Все это для того, чтобы человек, придя в коллектив, не чувствовал себя совсем одиноким. Не секрет, что молодому парню при той же квалификации, которую имеет и более опытный человек, работодатель старается платить меньше из чувства корпоративной солидарности на производстве. Для того чтобы не было такой несправедливости, нужны специальные организационные мероприятия, в том числе и доплаты. Такая возможность есть, и мы будем пытаться организовать это на практике. Но для этого нужна нормативная база, ее необходимо выстраивать. К концу года мы напишем закон о занятости населения Москвы, там обязательно будет раздел о занятости молодежи, положения, которые укрепят это направление.
Поэтому сейчас, когда мы строим эту работу и пытаемся создать целостную, прозрачную и понятную систему, то исходим из того, что есть такие три больших блока. Мы предложим Правительству Москвы согласиться с такой трехуровневой системой трудоустройства молодежи. Конечно, по каждой из этих трех групп нужно создать специализированные банки вакансий (сейчас они есть, но в разбросанном виде), выстроить сопровождение молодежи во взрослой жизни. Особенно это касается студентов, потому что они через какое-то время будут нужны уже не на временной работе, а иметь постоянную хорошо оплачиваемую работу. Служба занятости не какой-то уникальный, единственный институт государства, который обеспечивает занятость. Мы должны работать, создавая максимальное количество каналов для трудоустройства: государственные службы занятости, частные агентства, рассказывать о трудоустройстве в СМИ, в интернете и так далее. Такая система в Москве работает, у нас действительно создана очень разветвленная система трудоустройства, и молодой человек всегда имеет возможность найти работу. Это правильно, я считаю, что нельзя человека загонять в «узкое горлышко». В Москве свыше 500 частных агентств, которые покрывают все сферы городского хозяйства. Кроме того, в каждом вузе есть организация, которая занимается трудоустройством студентов. Очень много тут делают ректораты, ассоциации выпускников вузов. Очень интересна организация, созданная Правительством Москвы, – «Центр государственного заказа выпуска молодых специалистов для нужд городского хозяйства». Это значит, что будет размещен городской заказ для того, чтобы студентов отбирали в вузах под готовые рабочие места. Есть также такие организации, как студенческие общины, студенческие отряды, которые проводят летние строительные работы и которые трудоустраивают на постоянные рабочие места. В свое время мы создавали бюро по трудоустройству, было сделано 23 станции таких бюро, они до сих пор работают, но их стало гораздо больше. Студенческие отряды сегодня ведут себя очень активно, несмотря на все рыночные преобразования. Они работают хорошо, очень много делают. Но проблема в том, что сегодня в связи с действующим законодательством все подрядные организации проходят конкурс. Студентам со строительными организациями конкурировать трудно, у них нет ни оборотных средств, ни необходимой техники, ни финансовых ресурсов. Студенческим отрядам нужно помогать, давать льготы. Мне, правда, кажется, что льготы сами по себе – не рыночный механизм и ввести их в законодательство будет сложно. Поэтому студентам нужно учиться выходить на конкурсы, участвовать в них и побеждать там, где это возможно, а государство может делать для них отдельные лоты. 17 июля на заседании студенческого правительства Москвы этот вопрос будет рассмотрен. Кроме того, думаю, нужно попросить работодателей, которые побеждают в конкурсах, предоставлять студенческим отрядам возможность выполнять часть работ. Конечно, все это зависит от добровольного желания работодателей, но тут речь идет о социальной ответственности бизнеса, который должен помогать городу. Мне кажется, что работодателей нужно заинтересовывать в создании таких рабочих мест для молодежи, но необходимо им как-то компенсировать часть затрат. Если это будет сделано, на рабочие места могут прийти и студенческие отряды.
Вот такова наша стратегия работы, касающаяся молодежи. Я говорю о постоянной занятости, потому что временная занятость очень смыкается с постоянной занятостью. Ее можно рассматривать как вхождение во взрослую жизнь или как свою личную трудовую пробу. Мы рассматриваем временную занятость как часть будущей работы. Раньше мы так не делали, у нас была программа трудоустройства, и мы трудоустраивали, была программа временной занятости, и мы ее четко выполняли, не связывая все с дальнейшей карьерой человека. Но это неправильно, ведь человек пытается встать на ноги, стать самостоятельным, кормить семью, потом еще престарелых родителей. С этой точки зрения мы имеем большое количество профконсультантов, психологов, у нас в городе около 2 миллионов обращений в год, и мы всем клиентам стараемся привить идеологию трудовой деятельности, посоветовать, как себя вести на рынке труда. Поэтому, говоря о временной занятости как ступеньке труда, мы считаем: человеку нужно попробовать себя, например, он попробует себя промоутером, а потом займется каким-то другим, более ему подходящим делом. Чем больше сфер и видов деятельности попробует человек в раннем возрасте, тем легче ему будет определиться в жизни. Романтизм постепенно уходит, и человек понимает: взрослая жизнь выдвигает другие требования. Не стоит сразу заявлять, что ты хочешь для начала получать тысячу долларов, ведь работодатель знает, сколько ты стоишь на рынке труда. Через две-три трудовые пробы человек понимает, что надо учиться, что надо набирать опыт, вести себя так, чтобы везло в жизни. Везет тому, кто старается. Лентяю никогда не везет.
Мы говорим тем, кто к нам обращается, что есть три главные составляющие для того, чтобы построить карьеру. Это фундаментальное образование: даже при нежелании учиться надо заставить себя пройти какие-то ступени обучения и учиться всю жизнь, что и делают многие серьезные люди. Второе – это, конечно, опыт, без опыта никакой умник работодателю не нужен. Опыт же объяснить и привить нельзя. Третье – при временной занятости работодатель воспринимает человека как производственный ресурс. Если он пришел к нему в компанию работать, ни о какой благотворительности речи не идет. Человек пришел, сел на рабочее место и начал приносить прибыль компании. Это рыночный критерий. Поэтому, начиная с временных работ, надо понимать, что работодатель принимает не красивую девушку или умного парня. Если у них нет опыта и знаний, они работодателю не интересны. Интересен тот парень, который знает свое дело и учился. Поэтому временная работа – очень серьезное дело, просто по характеру труда она занимает короткое место в жизни человек. Как бабочка – пролетела и завтра ее уже нет. Но если правильно к этому относиться, то временная работа станет одной из важных ступенек в личном карьерном росте.
В целом количество молодежи, которая признается безработной, на сегодня снизилось по сравнению с предыдущими годами. Обычно она составляет от 18 до 22%, сейчас этот показатель равен 17,5%, и это ниже, чем в прошлом году. Ежегодно на временные работы трудоустраиваются более 20 тысяч человек по очень многим специальностям. Это и работа простая, которая характерна для школьников младшего возраста, поскольку у них нет еще профессиональных навыков и опыта, и сложная, в которой студенты могут проявить свои навыки, работая в фирмах и на предприятиях. Заработки у ребят неплохие. Все, конечно, зависит от того, сколько готов платить работодатель. Но Московская трехсторонняя комиссия приняла решение, что в Москве минимальная оплата труда должна составлять не меньше минимальной оплаты труда – 5400 рублей. Поэтому в зависимости от фактически отработанного времени молодым людям должны платить определенную часть этой зарплаты. Кроме того, мы из средств города доплачиваем ребенку 1440 рублей. Поэтому в целом можно заработать от 4 до 7 тысяч рублей в месяц.
Сегодня для временного трудоустройства молодежи от 14 до 18 лет только Служба занятости уже заключила 119 договоров с предприятиями, которые будут трудоустраивать ребят на летнее время. Большую работу проводит Департамент образования, который решает вопросы создания молодежных трудовых объединений, городских лагерей труда и отдыха. Можно сказать, что трудоустройство молодежи – одно из приоритетных направлений в работе любого московского департамента и комитета. Мы общими усилиями пытаемся соединить все в такую систему, которая будет понятна, в которой будут учтены все интересы молодежи. Но все-таки трудоустройством молодежи очень много занимается Департамент образования, очень активно работают учреждения среднего профессионального образования, школы, институты. Поэтому, если человек хочет работать, в Москве он всегда найдет работу. Дело только в соотношении амбиций человека и его предпочтениях относительно места трудоустройства.
Комментарии