search
main
0

Успех приходит к образованным

Я выпускник Московского городского педагогического университета и горжусь этим. В настоящее время МГПУ – крупнейший образовательный центр, представляющий собой корпорацию преподавателей и студентов в лучших традициях университетского образования в России. В стенах университета обучаются тысячи студентов на множестве факультетов, кипит активная творческая и научная жизнь. Отличительная особенность университета как крупнейшего центра столичного образования – развитие фундаментальных и прежде всего гуманитарных дисциплин, что обеспечивает процесс целостного и непрерывного профессионального развития будущих специалистов.

Крайне важную роль в образовательном пространстве университета играет активная научно-исследовательская работа, объединяющая студентов различных курсов и факультетов МГПУ, соискателей и аспирантов и обеспечивающая преемственность всех ступеней образования. Заметное внимание уделяется и студенческим проблемам.

В бытность студентом я и многие мои товарищи активно участвовали в работе Студенческого научного общества (СНО), в проведении научных конференций и «круглых столов», имели возможность публиковать статьи в разного рода научных и научно-педагогических изданиях. В немалой степени в этом заслуга замечательного преподавательского состава МГПУ. На всю жизнь запомнятся лекции, прочитанные на историческом факультете МГПУ многими видными профессорами и доцентами-историками, такими, как И.Осиновский, И.Андреев, Г.Ртищева, Е.Пашенцев, В.Горшков, И.Данилевский, Н.Проскурякова, и многими другими.

Поистине бесценными оказались знания и опыт, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, в период непрерывной педагогической практики, позволившие впоследствии понять проблемы педагогического коллектива и учеников. Особенно помогли мне как начинающему педагогу регулярно проводившиеся на историческом факультете университета занятия по методике преподавания истории под руководством К.Митрофанова, благодаря которым я смог познакомиться с современными образовательными программами и методиками. В настоящее время этот опыт и полученные знания находят применение в моей работе в центре образования №1883 «Южное Бутово», куда я был направлен по распределению после окончания университета, при проведении уроков и дополнительных занятий, приеме экзаменов, подготовке учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию.

Крайне доброжелательным и дружелюбным оказался и педагогический коллектив центра образования «Южное Бутово», предоставивший множество возможностей для участия в творческой работе. Учителя ЦО активно используют новейшие информационные технологии, под их руководством проводятся презентации разработанных учениками проектов по истории, географии, биологии и другим предметам. Лучшие из работ отправляются на «ярмарку идей» и нередко занимают призовые места. Отдельного упоминания заслуживает и благожелательная атмосфера сотрудничества учеников и педагогов, ощущающих себя частью целостного образовательного учреждения.

На мой взгляд, одно из необходимых условий эффективного развития современного гуманитарного образования в России – обеспечение большей преемственности между школой и вузом, различными образовательными ступенями.

К сожалению, в настоящее время нередко выбор той или иной профессии выпускниками школ случаен, а многие выпускники вузов, получив высшее образование, уходят из профессии в поисках более высоких заработков. Некоторые же просто стремятся получить высшее образование, считая это престижным.

Поэтому для создания системы государственного гуманитарного образования, отвечающего высоким требованиям современного информационного общества, необходимо наличие компетентностного подхода к образовательным проблемам, предполагающего получение обширных систематических знаний по различным предметам и умение применять их на практике.

Важным условием, способным послужить решению этой непростой задачи, может стать разработка различных творческих развивающих программ, направленных на развитие самостоятельного персонифицированного мышления и обеспечивающих более полное и гармоничное развитие личности.

Другой немаловажной составляющей данного процесса может стать большая дифференциация обучения путем выделения групп учащихся по признаку возможностей. При этом необходимо учитывать и типы личности по отношению к принципам получения знаний: наблюдатели, практики, теоретики. Серьезными побудительными мотивами к активизации осмысленной деятельности учащихся может стать и ситуация «успеха», когда ученику предоставляется понимание особой важности учебного процесса, значимости его собственных достижений. Также необходимо помнить, что дифференцированный подход должен включать и разноуровневое, личностно-ориентированное обучение.

К примеру, если слабые учащиеся проходят этапы обучения достаточно медленно, то сильным предоставляется возможность прохождения этапов обучения уже на более высоком уровне в соответствии со следующими параметрами: узнавание и осмысление материала, установление причинно-следственных связей, а также решение учебных задач и постановка новых проблем с последующим поиском путей к их решению.

Весьма полезным могло бы быть и использование различного рода интегрированных уроков по устным гуманитарным предметам, позволяющих получить как можно более точное представление об общей картине мира, исторических и общественных явлениях. Решить же эту задачу в рамках отдельного предмета крайне непросто. Поэтому в теории и практике обучения необходимо широкое использование интегрированных курсов, которые позволят учащимся увидеть межпредметные связи, расширят их познавательные интересы в целом. Интегрированный подход к проблемам обучения также позволит решить задачи уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей их действительности.

Использование данных методов на практике позволит добиться и более осмысленного изучения учащимися большинства гуманитарных предметов, поможет им лучше адаптироваться к высоким образовательным стандартам и впоследствии осознанно выбрать будущую профессию.

Большая проблема гуманитарного образования – нехватка преподавателей литературы, русского и иностранных языков, истории и обществознания в школах при перепроизводстве представителей других гуманитарных профессий – юристов и экономистов.

Поэтому основным условием развития современного гуманитарного образования должно быть наличие определенного социального заказа со стороны государства на отдельные виды профессий при более комплексном подходе к проблемам образования. Однако осуществление подобной программы мер требует повышенного финансирования со стороны государства.

Вместе с тем необходимо и понимание особой роли гуманитарного образования в России. Его задачами должно быть не только формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих способностей человека, его становление как личности и гражданина, так как именно такой человек станет по-настоящему полноценным и полезным членом общества.

Именно такой сбалансированный подход к проблемам гуманитарного образования поможет добиться осмысленного выбора целого ряда профессий, а также создаст необходимые условия для повышения образовательного уровня в целом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте