Сегодня по-разному можно организовать образование детей с ОВЗ. Наш лицей №504 предлагает «включающее» инклюзивное образование: в дошкольных группах и общеобразовательных классах совместно с нормально развивающимися сверстниками обучаются дети, имеющие индивидуальные образовательные потребности и нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке, в том числе коррекционной.
В лицее 217 детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) и 90 детей-инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, сахарным диабетом, слабослышащие, инвалиды детства).Выявление проблем в обучении и развитии, повышение адаптивных возможностей начинается в дошкольных отделениях. Специалистами лицея исследуются уровень психического и речевого развития, возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей, психологическая готовность ребенка. Резюмирует исследования наш психолого-педагогический консилиум, учителя и родители получают конкретные рекомендации для детей с особыми потребностями по организации образовательного процесса и индивидуальной коррекционно-развивающей помощи.Чтобы рекомендации были наиболее полными, лицей осуществляет межведомственное взаимодействие со специалистами учреждений здравоохранения, специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии и др. С организациями заключаются договоры о сотрудничестве, на основании которых предоставляются взаимные услуги, дается информация, проходят консультации. Возможны различные варианты взаимодействия: выезд специалистов непосредственно в лицей, посещение родителями с детьми занятий со специалистами на базе организаций.Также межведомственное взаимодействие специалистов важно при определении или снятии статуса «обучающийся с особыми образовательными потребностями».Ответственными за работу в этом направлении являются заместитель директора лицея по конвергенции и руководитель психолого-педагогической службы.Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и учащихся, в том числе и коррекционно-развивающая работа, ведется параллельно с общеобразовательными занятиями и помогает преодолению школьной неуспеваемости. Занятия с дошкольниками проводятся специалистами в первой и второй половинах дня. В школе учитель-логопед сопровождает обучение по русскому языку и литературному чтению, а индивидуальная и подгрупповая деятельность осуществляется во второй половине дня. Все коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или в малых группах. Программы скорректированы для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и психофизических возможностей с опорой на его компенсаторные механизмы. Для реализации индивидуальных программ сформирована лицейская психолого-педагогическая служба (ППС) из штатных логопедов, дефектологов, педагогов-психологов и социальных педагогов. Успешная работа невозможна без системной деятельности. Прежде всего системность заключается в комплексном подходе; в непрерывности и преемственности работы специалистов ППС и педагогов на всех уровнях образования; в использовании разнообразных форм и методов обучения; в обеспечении непрерывного мониторинга динамики состояния физического и психологического здоровья детей с ОВЗ.Эффективность развития инклюзивного образования обеспечена в лицее организацией системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для педагогов и специалистов.Елена КОТОМИНА, заместитель директора лицея №504;Наталья БАРИЕВА, руководитель психолого-педагогической службы лицея №504
Комментарии