search
main
0

Успех нельзя откладывать на завтра. Круглый стол по вопросам профессионального самоопределения школьников

​Мир современных профессий стремительно меняется, а перед каждым школьником по-прежнему встают извечные вопросы: какую профессию надо освоить сегодня, чтобы быть востребованным в будущем? Каких умений потребует эта профессия?

У учеников московских школ есть замечательная возможность окунуться в мир востребованных современных профессий и профессий будущего, участвуя в профессиональных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства: JuniorSkills, WorldSkills, «Абилимпикс». Перечень компетенций, в которых можно попробовать свои силы, очень широк и постоянно развивается, количество их исчисляется десятками. Например, в 2017-2018 учебном году ученики и педагоги школы №904 участвовали в соревнованиях профессионального мастерства по 10 направлениям и добились успеха! В VI Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы Москвы» старшеклассники заняли первое место в компетенции «Электроника», второе место – во «Флористике», «бронзу» получили в «Агрономии», диплом – в «Выпечке осетинских пирогов». Ученик пятого класса стал призером столичной олимпиады школьников по робототехнике. Одиннадцатиклас­сник в составе городской команды стал победителем Всероссийского чемпионата корпораций «Профессионалы будущего» по электронике. Наставники ребят получили опыт подготовки к таким конкурсам и квалификацию экспертов соревнований, на основании чего меняют подход к преподаванию обязательных предметов, корректируют программу кружков дополнительного образования.- Сейчас ученикам не нужно верить на слово, что полученные в школе знания пригодятся, и ждать 11 лет, когда это произойдет, – говорит директор школы №904 Галина Щербакова. – Ведь кто сможет столь продолжительное время сохранять интерес к накоплению ресурсов без использования их на практике? Такие профессиональные конкурсы, как JuniorSkills, КidSkills, «Абилимпикс», другие практико-ориентированные чемпионаты и соревнования – это прекрасная возможность придать смысл обучению через проекты профессионального мастерства. Не принципиально, станет ли конкурсная компетенция делом жизни, хобби или способом изучения школьного предмета. Важно, чтобы ребенок имел широкий выбор полезных для него и общества занятий, в которых уже во время учебы будет чувствовать себя заслуженно успешным. Это точки роста для талантов учеников и учителей.- С детства хочу стать учителем! – восклицает Дарья Новикова, ученица 10‑го класса, участница конкурса «Молодые профессионалы Москвы». – Поэтому не могла упустить шанс участвовать в чемпионате по компетенции «Преподавание в младших классах». Профессия не разочаровала, буду поступать в педагогический. Чтобы определиться со специальностью, советую сверстникам испытать себя в деле.- Конкурсы профессионального мастерства, – уверена педагог-организатор Елена Риттина, – хороший способ поддержать интерес к учебному предмету и процессу обучения в целом, а также ознакомить с профессиями. Однако недостаточно усилий только учителя-предметника. После чемпионата «Молодые профессионалы Москвы» поняла, что для подготовки участника нужна команда. Требуется помощь педагогов, преподающих смежные дисциплины, потому что конкурсные кейсы содержат интегрированные задания. Психолог научит ребят преодолевать волнение и концентрироваться на задаче. Будут полезны методические подсказки коллег, уже участвовавших в подобных соревнованиях. Прекрасно, если в школе появится координатор, который поможет в организационных вопросах: оформить заявки, обеспечить сопровождение. Полезно, на мой взгляд, побывать на конкурсе сначала в качестве зрителя.- Мне интересны языки, философия, музыка, вокал, театр, физика, химия, – перечисляет ученик 9‑го класса Васим Аль-Зоаби. – Возможно, чем-то из этого в дальнейшем буду заниматься профессионально. Но хотелось бы иметь больше информации о специальностях, ведь о многих мы ничего не знаем.- Соревнования по компетенциям, – отмечает педагог-организатор Любовь Леонова, – не единственный инструмент профессионального само­определения. Первое представление о специальности многие школьники получают на традиционных экскурсиях на предприятия, на мероприятиях, которые проводят вузы и колледжи. Ребята всех возрастов – от дошколят до старшеклассников – посещают профориентационные квесты, интерактивные занятия, которых сегодня предлагается очень много. Но трудностей с выбором меньше не становится. Нужен адресный подход, при котором педагоги поддержат и помогут углубить заинтересованность юного человека: предложат кружок, тренинг, профиль обучения, отметят его личные достижения, скорректируют образовательную траекторию в зависимости от его профессиональных интересов, ответят на вопросы.- «Университетские субботы», которые мы посещали с одноклассниками, поставили меня перед выбором – мед или МИД, – рассуждает ученица 9‑го класса Кристина Романова. – Надеюсь, что за три года, оставшихся до поступления в вуз, у меня созреет верное решение.- После цикла занятий в Биологическом музее имени Тимирязева, посещение которых организовала школа, у нас в квартире появился микроскоп, – вспоминает мама сына 16 лет и дочери 11 лет Анна Кулеметьева. – Сын-первоклассник увлекся биологией, стал участвовать в олимпиадах, школьных конференциях. Потом добавились кружок химии, профильное обучение. Огромная благодарность учителям, которые поддержали увлечение. Сейчас, в десятом классе, он выбирает между медициной и химической промышленностью. С дочерью иначе – ей нравится многое, но стойкого интереса к одному направлению нет. Как быть таким ребятам, а их большинство? Если предположить идеальную ситуацию, то обратиться к специалистам в области психологии, профориентации, которые протестируют и дадут персональные рекомендации, какая профессиональная область наиболее успешна для подростка, какие занятия помогут его заинтересовать, подскажут, где в городе проходят кружки, семинары, конкурсы нужного профиля. Даже при наличии Интернета родителям катастрофически не хватает такой информации.- Чтобы интерес к профессии со временем превратился в желание стать профессионалом, – убежден заместитель директора по учебно-воспитательной работе Артем Лимаренко, – нужны задачи, результат выполнения которых будет ценен не только для ребенка, но и для окружающих. Приведу в пример команду ученического самоуправления. Ребята так прониклись жизнью школы, что шестеро из 15 человек поступили в педагогический вуз, а четверо приходят работать в школу! Благодаря школьному телеканалу нашли призвание выпускники Вадим Фаминский и Егор Сабиров. Первый учится во ВГИКе и работает видеооператором на ВГТРК, второй осваивает актерское ремесло. Выпускница прошлого года Катя Борисова – активист, волонтер, победительница московской олимпиады для социально одаренных детей «Топ-100» – поступила в колледж на специальность «социальная работа». Ежедневно вижу, как мальчишки и девчонки отзываются на настоящие дела. Задача взрослых – дать школьникам попробовать себя в профессии еще во время учебы в школе. И такие возможности у московских школ есть!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте