search
main
0

Успех методиста – мастерство педагога

Конкурсы профессионального мастерства педагогов традиционно считаются эффективной формой повышения их педагогического мастерства, так как позволяют педагогу не только проявить свои таланты, но и в ходе сложного конкурсного марафона приобрести новые профессиональные компетентности. Традиционно рядом с педагогом в ходе подготовки и проведения конкурса находится методист как друг и наставник, обеспечивающий методическую поддержку и помогающий педагогу достичь успеха. Но какие «приращения» в ходе конкурса получает сам методист, являющийся «учителем учителей»?

Для методистов не существует конкурсов профессионального мастерства, которые позволили бы им выявлять лучших в своей профессии. Всем очевидно, что, оказывая методическую помощь педагогу в освоении новых образовательных технологий, методист сам должен в совершенстве владеть этими технологиями и уметь грамотно передать их учителю. Кто и как может определить уровень методической грамотности методиста, его креативность, владение инновационными подходами к трансляции педагогического опыта? Насколько реальная педагогическая практика методистов и педагогов соответствует предъявляемым государством и обществом требованиям к условиям, процессу и результату их деятельности в режиме инновирования всей системы школьного образования?В ходе поиска ответов на эти вопросы в окружном методическом центре Северо-Западного окружного управления образования зародилась идея проведения принципиально нового профессионального конкурса, в котором в конкурсных испытаниях должна участвовать пара: методист и педагог. Направленность конкурсных испытаний определила Программа развития ОМЦ СЗОУО на 2009-2011 годы, реализуемая в округе под научным руководством Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО). В основу ее реализации был положен мыследеятельностный подход в образовании, нашедший прямое отражение в содержании новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что позволяет осуществлять ОМЦ свои функции, находясь на переднем крае школьных преобразований.Конкурс под названием «Ступени мастерства» призван создать условия для становления нового педагогического профессионализма в учебном округе, соответствующего целям опережающего развития отечественного образования, и раскрытия творческого и профессионального потенциала педагогов и методистов. Его задачи – поощрение наиболее талантливых методистов и педагогов, работающих над созданием новых образцов педагогической практики; обобщение и распространение передового опыта, накопленного в рамках реализации Программы развития ОМЦ; стимулирование дальнейшего профессионального роста сотрудников окружного методического центра и педагогических работников круга.В начале 2010-2011 учебного года был дан старт конкурсу «Ступени мастерства», в котором приняли участие 20 методистов и 23 педагога из образовательных учреждений Северо-Западного округа. Ему предшествовала огромная подготовительная работа оргкомитета конкурса под руководством директора ОМЦ Т.Туруновой и первого заместителя директора НИИ ИСРОО М.Половковой, разработка пакета документов, необходимого для проведения конкурса: положение, алгоритм проведения, цикл обучающих занятий для участников, критерии оценивания конкурсных испытаний.Конкурс включал в себя несколько этапов:I этап: сентябрь-октябрь 2010 года: выдвижение кандидатов-методистов; проведение педагогических мастерских «Ступени роста» по мыследеятельностной педагогике.II этап: ноябрь-декабрь 2010 года: формирование пар участников конкурса (методист – педагог) и проработка общей концепции участия в конкурсе.III этап: декабрь 2010-го – январь 2011 года: подготовка участниками совместного занятия; индивидуальные консультации методистов по технологиям МДП.IV этап: февраль 2011 года: проведение конкурсных занятий; определение победителей конкурса.На первом этапе конкурса для повышения педагогического профессионализма в области теории и практики мыследеятельностной педагогики для методистов ОМЦ были проведены педмастерские: «Задачная форма организации обучения». «Метапредмет «Проблема» и особенности технологии проблематизации». «Диагностика базовых способностей учащихся». «Сценирование учебного занятия по формированию понятийного мышления на примере материала по русскому языку». «Работа со способностью понимания текста».Семинары разработали и провели руководители и сотрудники экспериментальных лабораторий ОМЦ: И.Николаева, Е.Шнейдер, Т.Трушкина, О.Яценко. На семинарах речь шла о содержании метапредметных технологий, о новых способах работы учителя и ученика со знанием, о методах отбора деятельностных единиц содержания образования, о средствах оценки развития способностей учащихся, о подходах к рефлексивному анализу. При разработке сценарного замысла занятия и непосредственной подготовке самого занятия методисты могли получить консультативную помощь сотрудников лабораторий. При подготовке к конкурсу были проведены организационно-педагогические мероприятия по созданию пар «методист – учитель-предметник» и определению содержания их сотрудничества, которое сводилось к: совместному выбору программы или модуля, на содержании которых будет осуществляться проработка основной идеи конкурса – демонстрация новых способов работы методиста с педагогами в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС второго поколения, программа могла быть образовательная, элективного курса, по воспитательной работе, государственная или авторская; доработке или частичной переработке программ в контексте современных требований к опережающему обучению в школе с выделением дополненных единиц содержания; определению темы занятия, отбору предметного материала, технологий и средств обучения; разработке сценарного замысла занятия; подготовке презентации программы.Конкурсное занятие включало три составные части:- представление методистом программы с точки зрения соответствия ее содержания требованиям ФГОС и проекту «Наша новая школа»;- учебное занятие как элемент программы с разработанным сценарным замыслом на основе метапредметности и технологий МДП;- рефлексия учителя и методиста результативности проведенного занятия с профессиональных позиций.В конкурсе приняли участие методисты структурных подразделений ОМЦ, учителя разных учебных предметов, воспитатели детского сада, психолог и старшая вожатая ОУ. Занятия проводились с учащимися разных возрастных групп на базе образовательных учреждений СЗАО. Открытые для присутствия коллег конкурсные занятия были построены в деятельностном залоге, поэтому каждое из них превращалось в праздник. Конкурсанты старались предъявить свои лучшие наработки, зрители сопереживали и вместе с учащимися пытались найти нужное решение, перевести проблему в задачу, родители, приглашенные на занятия, вспоминали свой процесс обучения в школе и радовались тому, что современные дети намного превосходят их в предметных умениях и навыках совместной коммуникации. Члены жюри (представители педагогической науки, сотрудники ОМЦ СЗОУО и образовательных учреждений округа) компетентно и беспристрастно оценивали происходящее с точки зрения главной идеи конкурса.В марте 2011 года на итоговом заседании оргкомитета и членов жюри были подведены главные итоги. Победителями стали методист-психолог Светлана Королева и педагог-психолог ДОУ №2646 Елена Винокурова. II место заняли методист Надежда Данкева и учитель начальных классов школы №1191 Евгения Алексеева; методист Мария Бреева и воспитатель ДОУ №1397 Оксана Глухова. III место поделили методист Людмила Прокофьева и учитель начальных классов школы №1058 Ольга Хромова; методист Марина Литвинова и учитель математики ЦО №1463 Инна Акимова; методист Любовь Попова и учитель истории гимназии №1551 Татьяна Аникеева.В ходе конкурса все участники показали свой педагогический опыт по организации новых форм учебных занятий, выстраиванию самостоятельной деятельности учащихся на глубоком знании предметного материала, владении метапредметными подходами преподавания, а это означает, что идея конкурса получила творческо-педагогическое воплощение.При подведении итогов, конечно же, были отмечены те сложности, с которыми пришлось столкнуться организаторам и участникам первого конкурса методистов. Проведение занятий педагогами на базе своего образовательного учреждения создавало трудности и для составления графика занятий, и для работы жюри, и для конкурсантов, так как конкурс был длительным по времени; фрагментарное владение технологиями мыследеятельностной педагогики выявило сложности при разработке сценарного замысла занятия и в проведении рефлексии (самоанализа) и выявлении результативности занятия. Конкурс в целом показал наличие педагогических затруднений в оценке работы, проделанной участниками; не все участники смогли выйти на уровень систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности и деятельности коллеги в соответствии с задачами конкурса. Но есть и положительные итоги конкурса для всего педагогического сообщества. Это прежде всего повышение как методического, так и педагогического профессионализма, так как была создана мотивация методистов и педагогов на изучение и применение в своей практике технологий мыследеятельностной педагогики; на знакомство со специальной литературой и повышение теоретического уровня; был создан технологический пакет материалов конкурса: цикл обучающих занятий (педагогических мастерских «Ступени роста») для участников конкурса, банк сценарных разработок занятий по итогам конкурса. В ходе проработки основной идеи конкурса были продемонстрированы такие профессионально важные качества методистов и учителей, как наличие индивидуального педагогического стиля, готовность к активному освоению инновационной педагогической практики, наличие личностного потенциала и осознание педагогом своих потенциальных возможностей, стремление к дальнейшему развитию и профессиональному совершенствованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте