search
main
Топ 10
В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием
0

Услышать и не забыть . Одиннадцать осколков – как напоминание о войне

В самом начале моей работы в школе, когда еще был курс «Рассказы по родной истории», на уроке в 5-м классе я рассказывала о блокаде Ленинграда и, не справившись с эмоциями, расплакалась, а дети… засмеялись. Я была в шоке. 15 лет я работаю учителем, и все эти годы стараюсь достучаться до сердец своих учеников, пытаясь научить их сопереживанию. Не скрою, не всегда это удается. Для многих события Великой Отечественной войны – это лишь материал параграфа, который необходимо выучить, получить оценку и забыть… Хорошо, что «УГ» продолжает акцию «Ушли на фронт молодыми».

В прошлом году ученицы 7-го класса, корреспонденты газеты «Школьный вестник», Онхонова Галя и Пилишникова Света побывали у ветерана войны Кугаевской Марии Григорьевны. Это стало началом наших с ней встреч. Ребята узнали много интересных фактов, некоторые из них вызвали вопросы. Так, например, многие считали, что в годы войны мобилизации подлежали только мужчины, а женщины шли на войну добровольцами. Мария Григорьевна же, девятнадцатилетней девчонкой попавшая на фронт, рассказала, что была призвана в армию в 1943 году Переславль-Залесским РВК. В сражении на Курской дуге участвовала ее сестра Евдокия, на строительство оборонительных рубежей под Москвой была мобилизована сестра Анастасия. Сама Мария Григорьевна, а тогда просто Маша Агапова, вначале была направлена в аэростатную часть в город Ярославль.

Аэростаты заграждения широко применялись в годы войны для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Молодые девушки при помощи тросов и лебедки поднимали аэростаты на высоту 2500-4500 метров. Это вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло бомбежку.

Когда линия фронта передвинулась дальше на Запад, Марию Григорьевну направили в город Череповец в школу ПВО. На фронте в задачу Маши Агаповой и ее подруг входило слежение за немецкими самолетами: «Стояли на постовых вышках в любую погоду, за спиной винтовка, в руках бинокль. По звуку, по хвостовому оперению, по конусной части определяли вражеский самолет, затем направление его полета, по прямой связи передавали информацию в штаб».

Победу Мария Григорьевна встретила в Югославии. Осталась в строю, так как была направлена в Венгрию для охраны зенитных орудий. Только в начале осени она, демобилизовавшись, вернулась в родной город.

О контрнаступлении советских войск под Москвой рассказал ребятам непосредственный участник битвы – Лисин Николай Николаевич. В первые дни войны вчерашний выпускник школы был призван на защиту Родины. На пароходе «Ангара» вместе со своим учителем химии Тепловым Аполлоном Александровичем и другими нижнеангарцами прибыл на станцию Байкал, затем был направлен в Юргу, где до октября 1941 года воинов готовили на должность командиров пехоты. Не успев окончить курсы, попали в формируемую в Новосибирске бригаду и в числе других сибирских войск были переброшены под Москву. В начале декабря 1941 года их воинское формирование было включено в состав армий Западного фронта под командованием будущего маршала Жукова. Николаю Николаевичу не довелось на фронте встретиться с великим полководцем, но, как говорит ветеран, «присутствие Жукова в войсках чувствовалось в воздухе. Именно его имя было у всех на устах».

В ходе наступления, уже в районе Гжатска, Николай Николаевич получил серьезное ранение. После лечения в госпитале был демобилизован и вернулся в Нижнеангарск. До конца войны и много лет после Николай Николаевич работал в школе. И думается, что географию и историю он своим ученикам преподавал не только по учебнику.

В семье Лисиных, кроме Николая, воевали еще три брата. Сражался под Ленинградом и умер в госпитале от ран 27 июля 1943 года Павел. Похоронен в деревне Сельцо Ленинградской области. Вернулся с фронта без ноги старший брат Сергей Николаевич. Прошел путь солдата-освободителя по Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии младший брат Михаил.

Вот что написала о своем дедушке Михаиле Николаевиче Лисина Софья, ученица 11-го класса: «Дедушку призвали в армию из десятого класса. В марте 1944 года дедушка окончил офицерское училище в городе Улан-Удэ. Первый бой принял на Украине, под городом Кременчуг-Знаменский. 27 марта 1945 года при форсировании реки Грон в ходе Венской операции его пулеметчики с орудием первыми высадились на вражеском берегу, с боем закрепились на нем. В этом бою, где несколько раз пришлось ходить в атаку, дедушка получил множественные осколочные ранения. 11 осколков он носит в своем теле до сих пор. Ноют по ночам старые раны, встают перед глазами лица погибших товарищей, которые навсегда остались лежать в чужой земле».

За этот бой Лисин Михаил Николаевич был награжден орденом Красной Звезды, и замечательно, что его внуки знают об этом, гордятся дедом.

Наталья СТЕФАНИ, учитель истории Кичерской средней школы, Северо-Байкальский район, Республика Бурятия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте