Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Услышать друг друга

Учительская газета, №17 от 22 апреля 2008. Читать номер
Автор:

Многолетний опыт работы с глухими и слабослышащими детьми убеждает нас в том, что чем раньше начинаешь обучать детей устной речи, тем быстрее ребенок адаптируется к слышащей среде. Занимаясь с детьми по авторской методике Э.И. Леангард, мы верим в правомерность такого подхода и ведем свою работу в тесном сотрудничестве педагогов, воспитателей и родителей.

Отношение в нашем обществе к инвалидам, мягко говоря, равнодушное. В наше время, когда основная масса россиян занята решением своих проблем, когда зачастую люди не знают, как зовут соседа по лестничной площадке, это неизбежно.

Тем важнее представляется нам работа по интеграции глухих и слабослышащих детей в слышащую среду. Важна не только для ребятишек, но и для всего общества в целом. Пусть не все, но какая-то часть людей будет знать, что существуют и другие, «особые дети», которым необходима помощь, захотят понять речь неслышащего ребенка, уступить место в транспорте, да и просто подбодрить доброй улыбкой. В нашей практике было много примеров, когда родители слышащих малышей меняли свое отношение к детям-инвалидам: от равнодушного созерцания до активного участия в жизни группы.

В начале 80-х годов в наш детский сад впервые пришли дети с потерей слуха. Мы, воспитатели, привыкшие работать со здоровыми ребятишками, очень волновались и думали, что мы не справимся, у нас не получится, поэтому какое-то время продолжали работать в группе слышащих детей. Не зная и до конца не понимая, что такое интеграция, мы просто стали жить вместе.

На первом этапе одна из наиболее трудных задач, на наш взгляд, заключается в оказании помощи родителям для того, чтобы преодолеть огромный психологический стресс, комплекс, который появляется у них с рождением глухого ребенка. Многие мамы, делясь с нами своей болью, задавали один и тот же вопрос: «Почему именно мой ребенок не слышит?» Рассказывали, как горько видеть реакцию посторонних людей, когда в транспорте или в другом общественном месте их малыш «по-своему» начинает выражать себя, как нелегко преодолеть этот барьер и принять ребенка таким, какой он есть. Мы, педагоги и воспитатели, своим трудом, своими убеждениями, советами стараемся помочь нашим родителям преодолеть этот сложный период в их жизни, поверить в свои силы, набраться терпения, в конечном счете – стать нашими единомышленниками. Увидев плоды своего труда, услышав от своего ребенка первое слово, родители меняют мировосприятие, у них появляется надежда, а следовательно, и дети становятся другими.

Поначалу же мы просто вместе гуляли, вместе проводили праздники, досуги, игры, старшие дети помогали одевать глухих малышей. У старших, слышащих, появились свои симпатии среди наших ребят. Постепенно и родители слышащих детей стали с пониманием относиться к нашим проблемам, сформировали активную группу, предлагая нам свою помощь. Мама девочки из группы слышащих рассказывала нам, как они вместе с дочерью ходили в магазин игрушек покупать подарок для глухой Юлечки, о которой было столько восторженных разговоров дома. И таких примеров много!

Работа по интеграции приносит огромную пользу для наших воспитанников. Мы видим, как глухие и слабослышащие дети становятся более инициативными в общении, идет постепенное улучшение понимания устной речи сверстников, и, что очень важно в нашей работе, устанавливаются дружеские связи между ребятами. В результате дети становятся добрее и терпимее, освобождаются от комплексов. Постепенно приобретая практику в общении со слышащими в детском саду, наши малыши переносят ее и за пределы, с удовольствием посещая спортивные секции, кружки наряду со своими сверстниками.

Со многими нашими выпускниками мы поддерживаем теплые, дружеские отношения. Недавно мы были приглашены на свадьбу к своему первому воспитаннику Саше Горину. Саша окончил Тимирязевскую академию, занимается любимым делом, работает. На свадьбе мы увидели других своих воспитанников – Диму и Антона. Это состоявшиеся, сделавшие свой выбор ребята. Да, со своими глухими сверстниками они общались жестами, но с нами говорили на своем родном языке. Ребята уверены в себе и ничуть не жалеют, что научились общаться без переводчика. Мы не против жестового языка. Мы понимаем, что жестовая речь так же необходима глухим людям, как и родная речь. Практика показывает, что общаться жестами дети учатся быстро. Но пусть это произойдет после того, как ребята овладеют родным языком, то есть устной речью, а мы, окружающие педагоги, воспитатели, родители, должны им помочь в этом.

Людмила ФИЛАТОВА, воспитатель спецгруппы детского сада №343


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту