Провозглашая постоянное торжество доброжелательности и сорадования успехам каждого, мы, руководители, обязаны создавать условия, в которых каждый – и ребенок, и учитель – мог бы раскрыться, почувствовать себя талантливым и успешным, просто молодцом. Наша гимназия никогда не устраивала детям никаких приемных экзаменов, и всегда у нас были ученики очень разные по своим способностям. Для многих из них путь к признанию и успеху мог открыться прежде всего во внеурочной деятельности: в танцах, музыкальных занятиях, в спорте. Мы искали для них пространство свободного творчества и нашли возможность открыть непосредственно в школе центр дополнительного образования, естественно, соединив его с основным. Найти для себя любимое занятие, которое сделает школу привлекательнее, а пребывание в ней более радостным, могут многие из ребят. Но соединение столь разных подразделений под одной крышей, да еще и в таких масштабах, как у нас, создает немалые сложности для руководства. Как устроить нашу школьную жизнь так, чтобы в ней не потерялось, было бы отмечено даже самое маленькое, первое достижение и учителя, и ребенка?
Мы решаем этот вопрос довольно просто. Обеспечивать взаимодействие всех наших служб помогает самое распространенное и проверенное жизнью строгое определение функциональных обязанностей. Именно обязанностей, а не должностных инструкций. Четких, понятных обязанностей, прописанных для каждого, кто должен обеспечивать условия и сопровождение каждого участника образовательного процесса – и взрослого, и ребенка. В начале моей трудовой биографии, когда я еще была старшей пионервожатой, у моего первого директора, умнейшего, опытнейшего, замечательного человека, на стене в кабинете висел лист миллиметровой бумаги с крестиками, ноликами, кружочками и треугольничками. Это называлось планом контроля и руководства. Мною глубоко почитаемая Вера Вячеславовна учила меня тому, что это главный школьный документ. С этим уроком я и живу всю свою педагогическую жизнь. Ничего более традиционного и необходимого в школе я не знаю. Сколько бы нового и супернового ни изобретала управленческая наука и практика, контроль и руководство вечны. Без этого любая школа рассыплется, развалится. У нас, конечно, не миллиметровка, а на руках у каждого брошюра, где обозначено ЧТО, ГДЕ и КОГДА проверяется, анализируется, обсуждается и так далее. Это настолько важно для школы в целом и для каждого в частности, что появилась в гимназии еще одна служба – служба школьного аудита. Контроль за качеством знаний, за усвоением программного материала – все в одних руках. Образовательный минимум, переводные экзамены, срезовые работы, репетиционные работы в формате ГИА и ЕГЭ – вот составляющие деятельности школьного аудита. Многие особенности этой службы, организация и планирование ее деятельности связаны с масштабами нашего комплекса, в котором сейчас учатся, учат и обслуживают этот процесс в общей сложности три тысячи человек. Поэтому, я думаю, нет смысла подробно рассказывать о периодичности и технологии проверок, распределении сфер ответственности. Все материалы внутришкольного контроля можно найти на нашем сайте. Он доступен каждому. Теперь уже школьный сайт никакая не новация, важно его содержание. Мне очень хочется обратить ваше внимание на наш сайт. Наберите в любой поисковой системе слова «гимназия № 56» и посмотрите, что мы публикуем. Я не хвастаюсь, я – горжусь! Наш сайт признан лучшим в Санкт-Петербурге. Признан по праву!
NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.
Комментарии