Но в том-то и дело, что орфографическая грамотность усваивается с таким трудом из-за того, что далеко не все пишется так, как произносится. И, в частности, звонкие, казалось бы, буквы иногда читаются как глухие, а глухие – как звонкие. Для того чтобы разобраться в правилах оглушения и озвончения, необходимо уметь различать звонкие и глухие звуки.
Kак же это сделать на уроке? Проще всего – поставить звуки в пары: вот звонкие, а вот глухие. (Кто запомнил?) Потом перечислить непарные звуки: вот эти – звонкие, а те – глухие. (Кто может повторить?) Ну какое же это механическое запоминание, когда термины такие простые! И так все понятно. И что тут может быть непонятного?
А ведь не все понятно. Вот говорят – звонкий или глухой голос. Какой же это? Звонкий – наверно, высокий, тонкий, ясный и, конечно, громкий, хорошо слышный. А глухой – пожалуй, низкий, не очень ясный, негромкий, даже неразборчивый, с трудом различимый на слух.
Но то голос. А попробуйте, пользуясь подобными об’яснениями, определить, что за звуки, скажем, [г] и [ч]. Боюсь, что получится все наоборот. Так что не стоит обольщаться тем, что слова хорошо знакомы детям. Это обманчивая простота. В специальном, фонетическом, значении они детям еще не знакомы.
Поэтому очень приблизительную акустическую характеристику постараемся дополнить чем-то более наглядным и ощутимым.
Обратимся для этого к физиологии звука. Будем вместе с учениками сравнивать парные звуки, сначала такие, которые можно протянуть, чтобы лучше понаблюдать за тем, чем же они отличаются друг от друга.
Известно, что в формировании звонкого звука активное участие принимают голосовые связки. Их вибрация ощущается без особого труда.
Есть такой прием: зажав уши, проверять звуки на слух. Звонкий согласный при этом прямо-таки гудит в ушах, а глухой – шелестит еле слышно.
Но все это при одном условии: проверяемый звук надо произносить вполголоса, а не шептать! Если шепчешь, то вместо звонких могут получиться соответствующие им (то есть парные) глухие согласные (например, [ш] вместо [ж]).
Ощутить дрожание голосовых связок можно, прижав ладонь к шее, сбоку или под затылком. Иногда с этой целью подносят ладонь спереди (к кадыку), но это не особенно эстетичный жест.
Более удобно проверять качество согласных звуков, приложив ладонь тыльной стороной под самый подбородок.
Напомним: если не говорить, а шептать, то вместо напористого гудения вы услышите слабый шелест. Так ничего не разберешь.
Проверяем, как поняли.
Локоть на парту, сигнальную ладошку поднять повыше. Другую ладонь подложили к подбородку. Глаза закрыть! Ушки на макушке.
Слушаем, повторяем и тут же показываем, какой произнесен звук: если звонкий – потрясти ладошкой, а если глухой – ладошка, замри!
Учитель произносит звуки то попарно, то в разбивку, дети повторяют вполголоса, анализируют самостоятельно (глаза закрыты – подглядывать нельзя!) и тут же демонстрируют результаты каждого анализа. В короткое время такой проверке подвергаются все согласные звуки, в различной группировке. При этом любая ошибка бросается в глаза, а потому помощь со стороны учителя приходит незамедлительно.
А теперь пройдем в залы звуковой портретной галереи.
Вот звонкий звук. Его схема похожа на снежную бабу. Она улыбается – значит звук согласный. Через плечо, наискосок, – вьющаяся ленточка (она напоминает о дрожании голосовых связок).
У ее подружки ленточка прямая (намек на спокойствие и безучастность голосовых связок). Это схематический портрет глухого звука.
Пора переходить к буквам. О том, какая неразбериха возникает в представлениях первоклассников, можно только догадываться по тому, какие он слышит об’яснения. “В конце слова звонкие согласные произносятся как глухие” (цитируем по одному из лучших учебников для начальной школы).
Произносятся – значит это звуки. Но только как же это звонкий звук произносится как глухой? Ведь тогда он не звонкий! Или – или! Не может быть один и тот же звук и глухим, и звонким сразу.
А как же тогда? Да так и сказать, что это звонкая буква, которая в конце слова передает (обозначает, читается как) глухой звук.
Но кто-то запрещает называть буквы звонкими или глухими. Да почему же? В трудах самых уважаемых лингвистов такие термины не редкость.
В ясной (в “сильной”) позиции звонкая буква передает звонкий согласный звук, а глухая буква – глухой звук. Так ведут себя буквы-загадки. Ясная позиция – перед гласной, а также перед буквами В, Л, М, Н, Р. Перед другими согласными – позиция неясная. Надо подумать. Ведь буква-загадка иногда обозначает звонкий, а иногда – глухой звук. Потому и портреты у них такие хитрые – с рюкзаком. Один звук обозначаю, другой держу в запасе.
Глухая буква-загадка
(П, Ф, К, Т, Ш, С)
То ли дело простодушные буквы-подсказки, у них что на уме, то и на языке. Буквы Х, Ц, Ч, Щ обозначают только глухие звуки; Л, М, Н, Р – только звонкие, в любой позиции.
<
С помощью этих условных обозначений можно НАРИСОВАТЬ такие правила орфоэпического чтения, как, с одной стороны, оглушение звонких на конце слова и перед глухим согласным, а с другой стороны, озвончение глухих перед звонким согласным.
Вот звонкая согласная буква на конце слова:
И теперь наш ученик обязан правильно читать не только ТРИ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ (где нет оглушения), но и ВСТАЛ В ШЕСТЬ (фстал фшэст). На прошлом занятии он читал ВОЛК, ЖУК, МЫШЬ, ТИГР. А сегодня прочитает ЛЕВ (лэф), ЕЖ (йош), УЖ (уш), ГВОЗДЬ (гвост), СНЕГ (снэк).
Круг чтения при этом значительно расширяется, несмотря на то, что он все еще ограничен односложными словами.
Это могут быть не только отдельные слова (хотя и их несравненно интереснее читать, чем лишенные смысла слоги), но и целые тексты. Вспомним Державина: “Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог!” К великому сожалению, в классической детской литературе нет готовых текстов для этого этапа. Подобные тексты приходится составлять специально. Некоторые из них включены в учебное пособие “Грамота для Буквоеда”, но не как образцы, конечно, а как доказательство, что их можно придумать. (Если детские писатели заинтересованы в грамотных читателях, пусть считают эти слова заявкой).
Итак, основные закономерности чтения согласных усвоены. Следующий шаг – переход от односложных слов к многосложным.
Детская страничка
– Друг, ты мал!
– Мне шесть лет!
– А мне семь!
..
..
– Друг, ты стар!
– Мне шесть лет!
– А мне пять!
Грач
Дождь, грязь. Грусть.
Лист желт. Парк пуст. Нет птиц.
Все там, где юг.
Но грач тут.
Что ж, дождь так дождь.
А там пусть вихрь, пусть снег.
Есть клюв, есть труд.
Есть, что есть.
Что мне юг! Мой дом здесь!
Зиновий ГОЛЬДИН
Комментарии