search
main
0

Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики

Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся ученым, верившим в общественный прогресс и нравственное просвещение народа. Он впервые поставил задачу создать русскую школу научной педагогики. Об известном педагоге и ученом рассказали в РАО.

Фото: институтвоспитания.рф

О том, что значил великий мыслитель для отечественной педагогики, рассказал член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

Михаил Викторович напомнил, что Ушинский родился 19 февраля по старому стилю и 2 марта по новому стилю 1823 года. О Константине Дмитриевиче хорошо сказал известный историк Лев Модзалевский: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

«Отец национальной педагогики» был выдающимся ученым по самому характеру своей деятельности, по области приложения своих жизненных сил. Его внутренним двигателем было упование на общественный прогресс и нравственное просвещение народных масс. Он первым выдвинул задачу создания подлинно национальной русской школы и педагогики, чего так ожидало общество.

Константин Дмитриевич родился в Туле в семье небогатого чиновника, офицера, незадолго до рождения ребенка демобилизовавшегося из армии. Мать была культурной образованной женщиной. В Туле семья прожила недолго, отца по службе перевели сначала в Полтаву, потом – в Новгород-Северский, где в 9-летнем возрасте Константин стал учиться в гимназии. Это была выдающаяся гимназия, и первым фактором формирования его талантов была филологическая направленность этого учебного заведения. Директором гимназии тогда был известный писатель, чья библиотека в несколько тысяч томов находилась прямо в гимназии. По окончании учебного заведения Константин не получил аттестат, потому что не очень налегал на учебу в последний год. При этом окончили гимназию он со знанием 6 языков, в том числе владел фундаментальным языком науки того времени – немецким.

В возрасте 17 лет в 1840 году Константин поступает на юрфак Московского университета. Сороковые годы 19 века называют роковыми. Тогда формировалось мировоззрение юного Константина Ушинского. Он был отстранен от радикальных и острых политических проблем. Однако студенческая жизнь с обсуждением общественных и литературных вопросов не могла пройти мимо. По окончании университета он получил уникальную характеристику: ученый совет юрфака Московского императорского университета рекомендовал его на службу во все министерства Российской империи сразу. К сожалению, его не взяли на службу ни в одно из них. Это стало первым шагом к несправедливо трудной судьбе. У Константина Ушинского была цель максимально реализовать себя во благо Отечества, были серьезные амбиции, направленные на принесение пользы Родине.

Он получил распределение в Ярославский юридический лицей, который считался привилегированным учреждением. В 21 год Константин Дмитриевич становится кумиром лицеистов, преподает все 12 курсов. Однако эта популярность сыграла против него. Руководство лицея решило уволить педагога – превентивно, уволили «пока ничего не произошло».

Фото: кадр из видео РАО/ ВК

Молодости свойственен оптимизм – и Константин Дмитриевич разослал свое резюме в столичные гимназии, но ответов не получил. Затем направил резюме в губернские и уездные гимназии – с тем же результатом. Никто не хотел брать на работу человека, которого уволили из привилегированного учебного заведения – Демидовского лицея. Все думали, что это неспроста. С большим трудом Константину Ушинскому удалось устроиться на постылую для него должность заместителя столоначальника в Духовном министерстве в департаменте иностранных исповеданий. Его взяли туда потому, что он владел основными европейскими языками. Это были тяжелые для Ушинского годы, он не имел практически никакой реализации, хотя уже был женат и имел ребенка, отвечал за мать и сестру.

В 1853 году 31 декабря Константин Дмитриевич шел по Невскому проспекту с тяжелым настроением и встретил своего коллегу по Демидовскому лицею, которому излил душу. Тот вызвался помочь решить его проблемы. И уже 2 января 1854 года Ушинский вышел на работу инспектором – заместителем директора по учебно-воспитательной деятельности такого известного учреждения, как Гатчинский сиротский институт. Это был большой образовательный комплекс, который занимался социальными факторами в России. Туда брали детей-сирот, начиная с ясельного возраста и до института, где готовили педагогов для данной системы. Именно здесь Ушинский впервые обратился к педагогике.

У него в кабинете от предшественника, окончившего свою жизнь в психиатрической клинике, стояли 2 шкафа, на которых висели сургучные печати. Большинство книг из этих шкафов было на немецком языке. В них также хранилась заботливо собранная педагогическая библиотека. Ушинский, до этого ни строчки не читавший трудов по педагогике, перечитал все эти книги. Он опубликовал свою первую работу под названием «О пользе педагогической литературы», с которой начался яркий и, к сожалению, короткий путь Ушинского.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц. Он становится воспитателем наследника престола Николая Александровича – очень талантливого молодого человека, умершего впоследствии в молодые годы от менингита. Константин Дмитриевич становится редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Этот период продолжался всего 5 лет, в которые Ушинский сделал невероятно много. Он полностью перевернул журнал. До этого издание было сборником официальных документов и разнокалиберных статей о разных областях знаний. Там ничего не имело отношения к педагогике. Ушинский привлек в журнал всех талантливых пишущих педагогов России. Все его основные фундаментальные статьи также были опубликованы в этом журнале.

Фото: culture.ru

Кроме того, Ушинский перевернул весь процесс преподавания в Смольном институте. До него девушек воспитывали в плане пассивной репродуктивной педагогики. Они зазубривали тексты и механически их воспроизводили, не писали сочинения, их мнением никто не интересовался. Ушинский пригласил туда молодых талантливых педагогов Владимира Стоюнина и Василия Водовозова, которые внесли современные тенденции в образование. До Ушинского курс литературы для смолянок заканчивался Державиным, они даже Пушкина не читали. Константин Дмитриевич предложил им Тургенева и полузапрещенного тогда Некрасова, Тютчева и других современных для учениц поэтов. В атмосферу института ворвался свежий ветер.

По словам Михаила Викторовича, зависть не обошла стороной талантливых педагогов института. Директор заведения подговорила священника написать донос на Константина Дмитриевича с обвинением в атеизме. Ушинский был глубоко верующим человеком – хотя в советское время его гримировали под материалиста.

Михаил Богуславский обратил внимание слушателей на то, что в творчестве Ушинского было 5 граней: народность (русская национальная школа), трудовое воспитание (труд души, умственный и эстетический труд), общественная деятельность, наука (он был первым русским педагогом) и религия. Непродуктивно вырывать из комплексного мировоззрения Константина Дмитриевича какую-то грань, что, к сожалению, делалось на протяжении всех полутора веков трактовки его педагогического наследия. В разное время возвеличивали то один, то другой аспект.

В феврале 1861 года наступает черная полоса в жизни Ушинского – его увольняют ото всюду. Не помогло даже влияние императрицы. После освобождения крестьян началась эпоха великих реформ. Тогда же увольняют Пирогова. В обоих случаях все было обставлено довольно комфортно.

Ушинского на 7 лет отправляют в заграничную командировку для изучения женского образования. Большую часть времени он провел в Швейцарии, много написал о школах и учреждениях, относился с саркастическим юмором к недостаткам этих заведений. Этот период для него был двояким: с одной стороны, он страдал от своего отрыва от образовательных реформ, которые проходили в России. С другой стороны, у Ушинского появилась возможность обобщить свои труды.

Он также начинает писать книгу жизни – «Человек как предмет воспитания» в трех томах. Первый должен был быть посвящен физиологии человека, второй – его психологии, третий – педагогике. К сожалению, и здесь судьба оказалась тяжелой. Ушинский успел подготовить и издать два тома, где в реферативном плане воспроизвел имеющиеся по данным тематикам труды. Незавершенный третий том остался в рукописи, позднее был издан частично.

Ушинский умер 22 декабря (3 января) 1870 (1871) года. По словам Михаила Богуславского, такие люди, как Константин Дмитриевич, уходят только для того, чтобы остаться навсегда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте