search
main
0

Ушедшие да возвратятся

Можно ли удержать учителя, особенно молодого, в школе? В Нижегородской области нашли свои рецепты лечения проблемы «кадрового голода». Некоторые из них длятся уже несколько лет, и успешность их заключается в уже отлаженном механизме. Неудивительно, что хотя потребность в педагогических кадрах остается, количество вакансий все же сокращается, особенно на селе. В некоторых районах области учительский штат укомплектован полностью. Связано это с тем, что педагоги-бюджетники достаточно стабильно получают зарплату, и она для сельской местности – по сравнению с другими – приличная. Даже те, кто когда-то ушел из сферы образования, теперь возвращаются в школы и детские сады. Потому и устройство молодых специалистов – участников целевой программы в некоторых районах области становится существенной проблемой.

Совсем иная ситуация с городом, так как он располагает более широким диапазоном предложений на рынке труда. Каждый год 5-7 процентов педагогического состава Нижнего Новгорода уходит из сферы образования. «К сожалению, этот процесс неизбежен, – констатирует заместитель директора городского Департамента образования и социально-правовой защиты детства Стелла Сидоркина, – проблема в низкой заработной плате. Сегодня средняя зарплата нижегородского учителя – 2405 рублей, и это с учетом того, что он работает минимум на полторы ставки». Вторая беда Нижнего Новгорода связана со старением кадров: сегодня в школах более половины работающих – это пенсионеры и те, чей стаж превышает 20 лет.

Тенденция и в городе, и в области одна – не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, физики, технологии, ОБЖ, истории. Но если с «иностранцами» ситуация решается, то с остальными специальностями хуже. Все упирается в статус профессии учителя, его материальное положение.

В Нижнем Новгороде вот уже третий год зарплата молодого педагога рассчитывается по 12-му разряду с условием выхода его через год на аттестацию. Это, безусловно, одна из возможностей удержать талантливую молодежь в школе. Исправно работает инициированная в 1990-х годах программа «Педагогические кадры». В этом году ее участниками стали около ста человек, поступившие в классический, педагогический и лингвистический университеты города. По хорошему счету 30 нынешних студентов НГЛУ через пять лет придут в школу, чтобы как минимум три года учить детей иностранному языку. В год на такое целевое обучение городом тратится более 5,5 миллиона рублей.

Как показывает опыт, мотивация на педагогический труд у выпускников педколледжей по всем специальностям гораздо выше, чем у выпускников вузов. И потом, когда продолжают свое образование в высших учебных заведениях, у них есть определенный стимул работать в школе. Учитывая это, во всех четырех нижегородских педагогических колледжах на базе 11-х классов открыли специальность «учитель иностранного языка», где студенты учатся три года. Далее, по договору, который областное Министерство образования и науки заключило с НГЛУ, выпускники этой специальности поступают на третий курс Нижегородского лингвистического университета по заочной форме обучения, но… Но при условии, что будут в это время работать обязательно в школе. Таким образом, ежегодно сто молодых учителей английского языка пополняют городские и сельские школы.

– Нижегородская область успешно борется с проблемой кадрового голода, – говорит начальник отдела кадров областного Министерства образования и науки Наталья Соколова. – Дело в том, что у нас очень подвижная система подготовки педагогических кадров. Например, педколледжи в Нижнем Новгороде, Лукоянове, Городце и Дзержинске – наши областные учреждения, и заказчиком для них является наше министерство. С вузами, конечно, сложнее, но вот Арзамасский педагогический – очень гибкий в этом отношении институт. Он берет все специализации, востребованные на данный момент. Кстати, и они готовят у себя учителей иностранного языка. Думаю, эту проблему вот такими, пусть мелкими, шажками нам все же удастся решить.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте