search
main
0

УС. Нуждаются ли дети в праве управлять школой?

Ученическое самоуправление – известный всем термин, который, казалось бы, имеет конкретное практическое значение: любая уважающая себя школа имеет актив школьников, который называется «совет старшеклассников» и может самостоятельно представлять интересы детей, выдвигать свои инициативы, реализовывать проекты. Это явление обусловлено в первую очередь необходимостью соблюдать права детей, закрепленные Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

А ​каким должно быть самоуправление в школе? Часто ли оно становится формальностью? Происходит ли это или же самоуправление понятный всем и эффективно действующий механизм? Для меня этот вопрос остается загадкой, несмотря на то что я отвечаю за ученическое самоуправление в двух корпусах нашей школы. С чего начинается самоуправление? Нуждаются ли дети в праве управлять школой? Хотят ли они этого? С чего начинается инициатива? Чем полезно для ребенка участие в школьном совете? На мой взгляд, здесь все довольно неоднозначно. Есть закон, значит, нужно его выполнять, иначе можно получить выговор, вот и зерно формальности. Цель самоуправления – учитывать детскую инициативу. Где рождается эта инициатива и желание управлять школой? На пустом месте такое желание родиться определенно не может. Допустим, такое желание родилось. Что происходит дальше? Куратор УС выслушивает идею, допускает ее к реализации, и дети дальше реализуют ее по собственному замыслу. Умеют ли они это делать или куратору здесь важно сохранить позицию наблюдателя и дать возможность детям реализовать свой проект так, как они его видят? Определенно здесь больше вопросов, чем ответов. Есть список мероприятий, который спускается «сверху» с пометкой «Совет старшеклассников». Понимают ли дети, что это за акции и зачем они нужны? Так каким же образом строить работу с ученическим самоуправлением, чтобы не превращать этот важный процесс в формальность и не задавать детям ложную модель поведения?

На мой взгляд, в ученическом самоуправлении недопустима работа, при которой деятельность опирается на сетку мероприятий, запланированную на месяц или полгода, и все мероприятия проходят согласно этой сетке во что бы то ни стало. Каждый проект должен созреть, дети должны понимать, что ответственность за их идеи лежит только на них и если они не реализуют свои замыслы, то они останутся только замыслами. Для этого необходимы недюжинное терпение и готовность объяснять всем интересующимся причины пассивности содружества самых активных детей в школе. Но ни в коем случае нельзя превращать это в гонку за количеством реализованных проектов. Критерием оценки деятельности ученического самоуправления не должно быть количество. Основной критерий, безусловно, качество, а в некоторых случаях и вообще наличие их. Мы работаем в ситуации коллектива детей, зачастую собранных со всей страны, у каждого ребенка свой специфический бэкграунд, полученный в прошлой школе. И требовать от детей, которым в прошлой школе, например, на переменах запрещали ускоряться и выходить из строя, всплеска инициативы и тысячи проектов, на мой взгляд, неразумно. Быть может, в этом случае гораздо актуальнее учить детей делать собственный выбор, давать навыки организаторского искусства, навыки придумывания идей, на личном примере показывать, что такое событие и мероприятие высокого уровня, и в этом случае самоуправление будет действительно самоуправлением и будет приносить не шаблонные мероприятия, а по-настоящему интересные проекты, которые смогут уже в школе лечь в опыт и портфолио детей. Проекты, которыми они будут хвастаться перед сверстниками и родителями. Ведь вряд ли дети будут хвастаться и постить в социальных сетях брожение вокруг школы в бессмертном полку. Мы говорим о Стратегии-2025, об урбошколе, когда ребенок должен делать собственный выбор, у кого и где ему учиться каждый день, при этом убиваем инициативу погоней за результатом. Ребенок никогда не будет эффективно заниматься какой-либо деятельностью, которая не приносит ему интереса и которую он не считает трендовой и крутой. Одним словом, если ребенку не хочется запостить это в Инстаграм, значит – мимо. А если ребенок не постит результаты своей деятельности – он не оставляет цифрового следа, значит, к 25 годам он станет неэффективным и недооцененным. Быть может, в этом контексте следует сместить акцент с результативности на анализ интересов детей и выявления настоящей инициативы, а не воспевание инерции мышления. Что вы можете сделать в школе? Мы можем сделать квест. А еще? Спортивное мероприятие. Для этого требуются беседы с детьми и большое количество времени, чтобы перетерпеть все застои и в итоге прийти к результату. При этом масштабность результата также не имеет значения, быть может, это будет проект по созданию формы совета, который, по сути, касается только членов совета и приносит пользу только им, но какое огромное количество умений может принести подобный проект… Создание эскиза, выбор подрядчиков, создание сметы, снятие мерок… И это не несет социально значимого результата для школы, но дает серьезный прирост участникам проекта. И это тоже инициатива и тоже самоуправление. Прежде чем управлять целой школой, совету нужно научиться управляться внутри себя. И здесь должны быть и промахи, и удачи, поэтому задача куратора – стать профессиональным тьютором, который направляет и модерирует, но не мешает.

Артем САНИН, педагог дополнительного образования школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте