Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

УС – это жизнь! Развиваем самостоятельность, планирование действий, умение решать задачи

УГ - Москва, №25 от 20 июня 2017. Читать номер
Автор:

Школа уже давно перестала быть местом, где дети изучают только математику, русский или другие предметы. Сегодня школа – это институт, где каждый получает не только академические знания, но и учится применять их на практике. Другими словами, сегодня у школы намного больше задач, одна из которых – воспитать человека XXI века, который инициативен, умеет принимать решения, задавать вопросы и решать нетривиальные задачи. С появлением новых задач увеличивается и количество инструментов. Появляются новые системы, старые находят новый путь развития.

Одним из популярных и эффективных инструментов можно назвать совет обучающихся, или ученическое самоуправление. Это школьный орган, куда входят самые активные и небезразличные представители школы. Как правило, он формируется из ребят более старшего возраста начиная с 5-го класса.Ребята, входящие в совет, представляют интересы школьников перед учителями и администрацией школы. В некоторых школах есть практика включения представителей совета обучающихся в состав конфликтных комиссий. Часто учащиеся, входящие в совет, принимают участие в заседаниях управляющего совета. Это, пожалуй, одна их самых важных функций. Безусловно, у данного органа очень широкий функционал, начиная  с организации досуга в школе и заканчивая участием в принятии управленческих решений, но самое главное – то, что с каждым годом в ряды активистов хотят вступить все больше детей. Активисты, вступившие в совет, занимают уверенные лидирующие позиции не только у себя в классе, в школе, но и на столичном уровне.Если ребенок является одним из активистов, для него открываются новые возможности – от бесплатных поездок в детские образовательные и оздоровительные лагеря до участия в городских мероприятиях, конкурсах, в том числе в качестве организаторов. Уже сегодня рассматривается вопрос о введении дополнительных льгот в виде дополнительных баллов при поступлении в университет. Обобщая сказанное детьми, можно сделать вывод, что ученическое самоуправление развивает в человеке такие качества, как самостоятельность, планирование действий, умение решать проблемные задачи. Именно этому должна учить современная школа. Что касается работы ученического самоуправления в нашем округе, этот орган развивается достаточно быстро. Несмотря на молодость нашего округа, команды ученического самоуправления на городских мероприятиях и конкурсах показывают высокие результаты и задают планку для остальных участников. В нашем округе ежегодно проходят два просветительских проекта: межрайонная школа актива и «Суббота активиста». Межрайонная школа актива создана, чтобы помогать учащимся разобраться в основных аспектах деятельности совета обучающихся. На ней ребята знакомятся с основными документами, на основании которых ведется их деятельность в школе, изучают социальное проектирование, техники креативности и т. д. «Суббота активиста» – проект, созданный для развития детей в разных направлениях и компетенциях. Например, в прошлом году на «Субботах активиста» учащимся читался курс «MBA для школьников» – основы менеджмента. Все эти проекты бесплатны для школьников. Конечно, возникают и сложности при реализации данных проектов, но они, к счастью решаемы. В нашем округе образовательные учреждения расположены в разной удаленности друг от друга, и учащимся тяжело добираться до площадок, где читаются эти курсы. Поэтому сейчас мы работаем над переходом в цифровой онлайн-формат.Самым главным проектом в нашем округе считается Фестиваль ученического самоуправления, где ребята получают баллы за активность на мероприятиях и конкурсах, ведут борьбу за 1-е место в округе. Он проходит в ТиНАО уже 5 лет. Первые 3 года самоуправление только зарождалось в нашем округе, поэтому упор в работе был сделан на посвящение активистов в саму суть ученического самоуправления. В связи с этим фестиваль состоял всего из одного этапа – «Снежный бум», на котором ребятам предоставлялась возможность взаимодействия между собой. Однако теперь фестиваль приобрел совсем другие масштабы, и уже второй год он проходит под девизом «Самоуправление. Развитие. Перспективы» и состоит из множества этапов. Этап «Визитка» проходит в октябре, на нем команды представляют себя, знакомят всех со своими планами на учебный год.Конкурс видеороликов проходит в ноябре. Здесь активисты должны показать школу, где они ведут свою деятельность.Зимой проходят два конкурса: «Стартин» – танцевальный конкурс – и «Снежный бум», ставший прародителем фестиваля в ТиНАО.Во второй половине учебного года в рамках фестиваля проходят конкурсы социальных проектов и кейсов советов обучающихся. Также баллы за участие в фестивале могут получить школы – активные участницы проектов «Суббота активиста» и локальных медиа. Все этапы фестиваля интересны школьникам, поэтому они принимают в них активное участие. Так, в этом году в фестивале приняли участие 11 из 12 школ. Самыми активными в этом году стали школы №2083, 2070 и 1788 – победитель и призеры фестиваля. Нельзя не отметить участие школы №2120, несмотря на то что ребята не заняли призовое место, они были очень активны и продолжают работу в нужном направлении.Помимо этого, в этом году по запросу ребят был создан окружной актив, в который вошли представители половины комплексов нашего межрайона. Здесь мы занимаемся организацией фестиваля, помощью в реализации школьных проектов и обсуждаем проблемы и перспективы развития данного органа. Сегодня одной из острых проблем является отсутствие выделенной ставки вожатого ученического самоуправления в школе. Как правило, эту работу выполняют учителя или педагоги-организаторы, однако полноценная работа с органом все же требует полного включения.Несмотря на свою молодость (в этом году округу исполняется 5 лет), ТиНАО очень активно развивается в данном направлении и уже сегодня занимает уверенные позиции в Московском рейтинге советов ученического самоуправления.- Ученическое самоуправление – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия, – считает Аделина Каштанова, школа №2070.- Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны, – говорит Илья Сорокин, школа №1788.- Ученическое самоуправление учит детей самоорганизации и ответственности, помогает им саморазвиваться и одновременно улучшать школьную жизнь, – констатирует Алан Гадзаонов, школа №2120.- Ученическое самоуправление фактически готовит обучающихся образовательных организаций к взрослой жизни, дает им возможность проявить себя, раскрыться, улучшить жизнь ребят в школе, познакомиться с новыми людьми, научиться работать в команде, – убеждена Мелана Пискун, школа №2120.Елена ЗИНЧЕНКО, учитель математики школы №1788, куратор ученического самоуправления ТиНАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту