Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Культурная среда: педагогический поиск

Уроки уходят… в музеи

Дата: 19 ноября 2019, 00:00
Автор:

​Думаю, не ошибусь, если скажу, как часто многие учителя, посещая со своими классами разные музеи, думают: «Как жаль, что нельзя самим провести экскурсию!» И дело совсем не в том, что попался неинтересный экскурсовод… Дело в том, что, каким бы прекрасным и знающим ни был работник музея, он не знает наших детей, не знает, что именно может их больше всего заинтересовать, на что лучше обратить их внимание, что нужно для лучшего освоения учебной программы. Конечно, все экскурсии рассчитаны на определенный возраст и определенную параллель. Однако все дети этого самого одного возраста разные. И все классы разные. Хороший учитель никогда не проводит одинаковые уроки в разных классах одной параллели. Он всегда старается адаптировать материал под определенных учеников. И у него есть такая возможность, потому что хороший учитель своих учеников знает. А у экскурсовода такой возможности нет…

Когда мне впервые предложили провести урок в музее, я очень обрадовалась. Наконец-то! Я смогу сама рассказать своим ученикам именно то, что считаю для них важным! Смогу не только рассказать, но и погрузить в волшебную атмосферу XIX века в салоне Зинаиды Волконской, посетителем которого был сам Пушкин! Потом пришли сомнения… А смогу ли я провести полноценный урок, да еще в паре с другим учителем, учителем истории?.. Задача оказалась не только интересной, но и весьма непростой. Хочу предупредить учителей, только собирающихся на учебный день в музее: чтобы этот день получился действительно интересным и запомнился детям, придется приложить немало усилий. Недостаточно посетить семинар, организованный музеем, пройти по экспозиции, изучить материалы, размещенные на сайте mosmetod.ru, распечатать разработанные для проекта задания. Все это совершенно не гарантирует того, что урок получится. Мы с учителем истории Ольгой Вячеславовной Аляутдиновой (кстати, она была в свое время и моим учителем) пошли другим путем. Долго спорили, что именно каждый из нас будет рассказывать детям (литература и история – очень близкие предметы), подбирали дополнительные материалы, переработали все задания, максимально адаптировав их под наших учеников, придумали дополнительные творческие задания. К примеру, на уроке литературы я не просто рассказала детям о литературных салонах XIX века, но и предложила им самим «перенестись» в то время и попробовать те же развлечения, что были так популярны в салоне Зинаиды Волконской. Мысль о том, что они будут проводить время так же, как проводил его когда-то Александр Сергеевич Пушкин, вдохновила ребят необыкновенно. Они с огромным удовольствием создавали «живые» картины, сочиняли эпиграммы и мадригалы и с огромным интересом выполняли задания, которые мы преподнесли им как квест в музее; во время урока обществознания (все это происходило в музее имени Н.А.Островского «Интеграция») с нескрываемым энтузиазмом пытались писать по трафаретам, как делал это ослепший Островский; во время урока истории примеряли пионерские галстуки, которые являются для них странными раритетами, и погружались в историю пионерской организации. Мы провели тогда в музее четыре урока. Но устали так, как будто отработали восемь. Зато наградой за наши старания стали восхищенные глаза наших учеников и их слова: «Спасибо! Это были лучшие уроки в нашей жизни!» Причем самым удивительным было услышать эти слова от детей, которых мы обычно называем слабо мотивированными. Значит, любого можно заинтересовать…

Проект стартовал в декабре 2017 года, и в 2019 году в нем участвует уже 17 различных музеев: музеи-заповедники «Кусково», «Царицыно», «Коломенское», мемориальные музеи поэта М.И.Цветаевой, композитора А.Н.Скрябина, музеи естественно-научные (Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева, Государственный Дарвиновский музей, Московский зоопарк), технические (Мемориальный музей космонавтики), литературные (Государственный музей А.С.Пушкина, Музей-библиотека «Дом Гоголя»), художественные (Галерея И.С.Глазунова), Музей обороны Москвы и Центр-музей «Интеграция» имени Н.Островского. Примкнули к проекту первый ведомственный (Музей магистрального транспорта газа) и первый федеральный (Государственный центральный музей кино) музеи.

Наша школа участвует в проекте второй год. Мне повезло пока всего дважды: в прошлом году я провела уроки в музее «Интеграция» (в доме музея когда-то и располагался знаменитый салон З.Волконской) с 9‑м классом и уроки в музее «Дом Гоголя» с 8‑м классом, в котором я также являюсь классным руководителем. И, несмотря на то что мои уроки по Гоголю были посвящены его комедии «Ревизор», мне было очень важно показать своим детям то место, где провел свои последние годы этот замечательный писатель, тот самый камин, где он сжег 2‑й том своих «Мертвых душ», ту самую посмертную маску, о которой я им столько рассказывала. Услышать и увидеть своими глазами – две большие разницы, как говорят в Одессе. Всегда хочется, чтобы наши ученики не только получали информацию. Хочется научить их думать. И чувствовать. И пропускать через себя даже события давно минувших дней. Уроки в музее построены таким образом, что ответы на многие вопросы дети ищут сами. И не просто ищут. Изучают. Исследуют. Открывают. А еще получают возможность увидеть то, о чем теоретически прекрасно знают. И этот прекрасный момент узнавания остается в памяти гораздо дольше, чем любой выученный ими материал.

Иногда слышу от учителей и от родителей: «Опять эти уроки в музее… Лучше бы обычные уроки провели…» Может, проще… Но вряд ли это лучше для наших детей. Мир вокруг изменился. И дети изменились. Их так трудно удивить! Непросто заинтересовать… Может, урокам тоже пора меняться и выходить за рамки школьных зданий?.. Например, в музеи.

Алла ДОВЫДОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1234 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt