Тема «Право собственности и его защита (по ст.17 декларации). 10-11-е классы
Время: 2 академических часа.
Цели:
Учебная: сформировать понятия: собственность, право собственности, виды (формы) собственности, защита права собственности, исковые заявления, систематизировать знания о содержании права собственности, основании возникновения права собственности и прекращении права собственности, привить навыки составления исковых заявлений и работы в микрогруппах, обучить новым приемам усвоения материала и работы с раздаточным материалом.
Воспитательная: обеспечить сознательное, активное и прочное усвоение необходимости знать и уметь защищать свои гражданские права, воспитание общей правовой культуры и правового сознания, понимание возможности и (или) необходимости практического применения теоретических знаний в реальной жизни.
Межпредметные связи
Обеспечивающие: школьные курсы: граждановедение (5-6-е кл.), история (особенно старшие классы), обществознание (человек и общество), экономика, право (7, 8, 9-е кл.), право и экономика (10-11-е кл.).
Обеспечиваемые: дальнейшее изучение истории, обществознания, экономики; профессиональная ориентация, гражданская жизнь (понимание, возможность, механизмы реализации прав и их защиты).
Обеспечение занятия
1. Наглядные пособия: схема «виды (формы) собственности», общая схема «право собственности».
2. Раздаточный материал: лист «Соотнесение содержания права собственности с конкретными действиями»; схема «Основания приобретения права собственности»; схема «Прекращение прав собственности»; общая схема «Право собственности»; образцы исковых заявлений, чистые листы, проверочный тест; реферат урока (основные понятия и их содержание).
3. Технические средства обучения: проектор.
4. Учебные места (расположение): группы по 4-5 человек за отдельными столами полукругом или в шахматном порядке.
5. Литература.
Основная: Конституция РФ; Декларация прав человека; Гражданский кодекс РФ; Т.В.Кашанина. «Право и экономика, 10-11 кл.», Вита-пресс, М. 2000 г.; «Основы правовых знаний, 9 кл.», Вита-пресс, М. 1999 г.; Т.В.Кашанина. «Основы государства и права, 9 кл.», Вита-пресс, М.2000 г..
Дополнительная: А.А.Мицкевич. «Принципы экономического мышления», ВШЭ. М. 1997 г.; Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний, 8-9-е кл.», Вита-пресс, М. 2000 г.; «Право и экономика. Хрестоматия для учащихся», Вита-пресс, М. 2000 г.; В.Власов. «Основы правоведения», Феникс, М. 1997 г.
Основная форма – занятия (коллективная мыслительная деятельность). Частично-поисковый метод, работа с бланком соотнесения содержания права собственности; Поисковый метод- заполнение схемы основания приобретения права собственности; Наглядный метод – виды общей собственности; Поисковый метод- заполнение схемы прекращения права собственности.
Словесный, объяснительно-иллюстративный методы, таблица видов собственности. Работа с примерами видов (форм) собственности; Словесный метод – ограничения права собственности.
Словесный – защита прав собственности силами самого собственника; Практический, проблемный – разобрать реальные ситуации; Исследовательский, поисковый методы – работа с образцами исковых заявлений (что должно быть указано); Креативный метод – написание исков по заданной ситуации; Словесный метод – виды ответственности, организации, занимающиеся защитой прав собственности.
Итоговый тест. Подведение итогов, обобщение изученного материала, определение лучшей группы (учащегося).
Пояснительная записка
Занятие рассчитано на 2 урока по 40 минут и ориентировано на учащихся старших классов школ в рамках изучения Декларации прав человека или других правовых (граждановедческих) курсов.
Если они уже знакомы с данной темой, то урок может носить повторительно-обобщающий характер и больше времени можно уделить работе с более сложными понятиями, разбору проблемных вопросов и выступлению практического специалиста. Рекомендуется пригласить работника нотариата как специалиста, знакомого со специфическими вопросами, касающимися осуществления прав собственности и оформления соответствующих документов.
На данном занятии рассматриваются ключевые понятия и наиболее общие моменты, связанные с правом собственности и его защитой. Более узкие и глубокие понятия возможно изучать на других уроках или в рамках других курсов (гражданское законодательство, защита прав потребителей, меры юридической ответственности, защита авторских прав и т.д.). Учитывая большой объем материала, необходимого для изучения (повторения), рекомендуется организовать работу учащихся по микрогруппам по 4-5 человек (плюсы: взаимообучение в группах, КМД-коллективная мыслительная деятельность, меньшее количество раздаточного материала, проще подвести итоги).
Целесообразно первый час занятия посвятить изучению (повторению) основных терминов и понятий, второй час – механизмам защиты права собственности, практической и креативной деятельности учащихся, работе привлеченного специалиста.
В целях экономии учебного времени рекомендовать учащимся не записывать определения и понятия, а сообщить о том, что в конце занятия каждый получит реферат урока с кратким изложением изученного материала. Перед началом занятия учителю необходимо:
– расставить столы для работы по группам либо полукругом, либо в шахматном порядке;
– подготовить комплект карточек (фишек) разного цвета и формы для деления учащихся на микрогруппы, комплект фишек (стикерсов) для поощрения учащихся за правильные, быстрые и точные ответы и для выявления лучшей группы и (или) отдельных учащихся по итогам занятия;
– подготовить комплекты раздаточного материала по числу групп, комплект итоговых (проверочных) тестов по числу учащихся, комплект рефератов урока по числу учащихся, схемы для работы с проектором или для работы на доске.
Ход занятия
Организационный момент. Необходимо с помощью карточек (фишек) разделить класс на микрогруппы по 4-5 человек (5-6 групп). Объяснить, что члены группы работают совместно и за правильные, быстрые и точные ответы группа получает фишки (стикерсы), которые пригодятся при подведении итогов работы. Вступительное слово учителя – объявление темы и цели занятия. Можно предложить экономическую загадку: «Почему китов становится все меньше, а кур и свиней – все больше?» (Национальный совет по экономическому образованию США) Ответ: причина кроется в собственности. Куры и коровы принадлежат хозяину, право собственности священно и охраняется законом. Киты принадлежат всем или никому…
1. Работа над понятием «собственность» и «право собственности». Определение «собственности» может дать учитель или сами учащиеся. («Собственность – это «пучок» различных прав, в которых может недоставать нескольких «травинок». Рональд Коуз, лауреат Нобелевской премии).
2. Говоря о содержании права собственности, можно предложить группам бланк соотнесения правомочий собственника (владение, распоряжение, пользование или полный «пучок» прав (11 составляющих) и конкретных действий по осуществлению этих прав (бланк №1).
3. Основания возникновения права собственности можно разобрать по схеме, большую часть которой они могут заполнить самостоятельно, часть – с дополнениями учителя (бланк №2).
4. Для объяснения понятия «общая собственность» можно привести пример с фишками, которые получают группы за работу: если на всех, то совместная, если делят между собой (поровну или по коэффициенту трудового участия), то долевая.
5. При раскрытии вопроса о прекращении права собственности учащимся предлагается привести примеры на бланке с перечнем оснований прекращения права собственности (например, конфискация – изъятие незарегистрированного оружия; независимо от воли собственника – имущество сгорело при пожаре), (бланк № 3).
6. Для изучения видов (форм) собственности можно использовать проектор или материал на доске в виде перечня форм собственности (по Конституции РФ) и с расшифровкой фразы «…и иные формы собственности». Учащимся предлагаются примеры из жизни, а они должны определить, к какому виду (форме) собственности можно отнести данный пример (средняя школа – муниципальная собственность, АЭС – государственная, наручные часы – частная и т.д.).
7. Защита прав собственности – самый большой элемент занятия, и он основывается на выработке у учащихся практических навыков по работе с юридическими документами (исковыми заявлениями).
При работе с исковыми заявлениями требуется:
– раздать группам образцы исковых заявлений в суд (взыскание задолженности, истребование имущества, обмен товара, компенсация ущерба и т.д.);
– дать учащимся задание определить, что должно быть обязательно указано в исковом заявлении (истец, ответчик, наименование суда, предмет иска, основания иска, данные об истце и ответчике, прилагающиеся документы).
После этого микрогруппам можно раздать чистые листы и дать задание составить иски по заданным учителем ситуациям (желательно несколько отличающимся друг от друга; ситуации могут быть взяты как из реальной жизни, так и из сказок, фильмов, художественной литературы). Это позволит активизировать у учащихся креативные способности и дать элементарные навыки по составлению юридических документов.
После разбора заявлений, составленных учащимися, учитель рассказывает о видах юридической ответственности за нарушения прав собственности (уголовная – кража, административная – повреждение телефонов-автоматов, гражданская – компенсация ущерба после автоаварии). Причем можно обратиться к тем искам, которые были составлены учащимися. И рассказывает о правоохранительных органах, занимающихся защитой прав собственности (милиция, прокуратура, суд, нотариат, комитет по защите прав потребителей).
8. На завершающем этапе занятия учащимся можно предложить небольшой индивидуальный тест (порядка 10 вопросов) для контроля уровня усвоения учащимися пройденного материала (бланк №4).
При дефиците учебного времени тест может быть задан в качестве домашнего задания или проведен на следующем уроке. При подведении итогов необходимо произвести подсчет фишек (стикерсов), полученных группами, и отметить лучшую микрогруппу и (или) отдельных учащихся, раздать реферат урока с кратким изложением изученного материала (бланк №5) и пожелать, чтобы полученные знания и навыки пригодились при решении конкретных проблем, которые могут возникать в жизни каждого человека и гражданина.
Бланк № 1. (См. таблицу).
Бланк № 2.
Перечислите основания возникновения права собственности.
Бланк № 3.
Основания прекращения права собственности.
Приведите свои примеры в правой колонке.
По воле самого собственника…
Независимо от воли собственника…
Взыскание на имущество по обязательствам…
Выкуп бесхозно содержимых культурных ценностей и домашних животных…
Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу…
Реквизиция (изъятие имущества в чрезвычайных обстоятельствах)…
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд…
Конфискация (изъятие имущества, принадлежащего незаконно или служащего источником правонарушений)…
Национализация (переход средств производства из частной собственности в государственную)…
Бланк № 4.
Контрольный тест.
Выберите один правильный вариант ответа.
1. Что необязательно включать в исковое заявление:
а. наименование суда;
б. основания иска;
в.перечень статей Уголовного кодекса.
2. Куда подается исковое заявление:
а. в суд;
б. в домоуправление;
в. Президенту РФ.
3.Какая собственность более защищена законом:
а. государственная и муниципальная;
б. частная и государственная;
в. частная, государственная, муниципальная.
4.Как называется изъятие лодки у гражданина государством при наводнении:
а. приватизация;
б. реквизиция;
в. национализация.
5. Закреплено ли право собственности в Конституции РФ
а. да;
б. нет;
в. и да, и нет.
6. Можно ли защищать свое право собственности с ущемлением прав других собственников:
а. нельзя днем;
б. нельзя в любое время суток;
в. нельзя ночью.
7. Какая ответственность предусмотрена для восстановления прав собственника:
а. уголовная;
б. трудовая;
в. гражданская.
Виктор СЕРДЮК,
учитель права
Лесозаводск,
Приморский край
Комментарии