search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Уроки права и экономики Лишь энергичным сопутствует удача Основы правовых знаний. 10-11-е классы

Тема “Виды коммерческих организаций”

Цель: рассмотреть виды коммерческих организаций и особенности каждого вида.

Задачи:
1. Дать характеристику хозяйственных товариществ.
2. Познакомить с разновидностями хозяйственных обществ.
3. Познакомить с особенностями акционерных обществ.
4. Рассмотреть особенности производственных кооперативов и унитарных предприятий.
5. Продолжить формирование правосознания.
6. Развивать учебно-интеллектуальные и учебно-информационные умения.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

План
1. Хозяйственные товарищества.
2. Хозяйственные общества.
3. Производственный кооператив.
4. Унитарное предприятие.

Ход урока
Какие существуют виды юридических лиц?
Большинство юридических лиц являются коммерческими организациями. Сегодня мы должны рассмотреть виды коммерческих организаций (сообщение темы).
По организационно-правовой форме коммерческие юридические лица разделяются на хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы.

Коммерческие юридические лица: хозяйственные товарищества, организация лиц, лично участвующих в работе товарищества и имеющих личные доверительные отношения.

Полное товарищество. Как закон характеризует полное товарищество? Управление по согласию или большинством голосов. Прибыли и убытки делятся соразмерно внесенным долям капитала. Полная ответственность всех участников.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Как закон характеризует данное товарищество?
Полные товарищи: организаторы дела, принимают решение, несут полную ответственность, обязательно лично участвуют в деле.
Вкладчики (коммандиты): предоставляют средства, не участвуют в деятельности предприятия, имеют ответственность только в пределах вклада, могут выйти из товарищества, имеют право на получение части прибыли.
Хозяйственное общество объединяет значительный круг людей и капиталы, более крупные предприятия.
Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Как закон характеризует общество с ограниченной ответственностью? Капитал разделен на доли участников. Не отвечают по долгам своим личным имуществом.
Акционерные общества (АО): Капитал разделен на равные доли, оформляемые акциями. Участники – акционеры, цель – дивиденды. Выход из АО путем продажи акций.
Изменение состава участников ООО жестко контролируется для стабильности.
Производственный кооператив (артель) – объединение для совместной деятельности, личное трудовое участие путем внесения паевых взносов.
Как характеризует производственный кооператив закон? Отношения на принципах равенства (независимо от размера пая член кооператива имеет один голос). Распределение по труду, а не по паям.
Выход из кооператива: по собственному желанию с передачей пая членам кооператива или, с их согласия, третьему лицу. Исключение из кооператива – смерть члена кооператива.
Высший орган управления артели – собрание его членов, а текущее руководство осуществляет правление или председатель.
Унитарное предприятие – собственник один – государство (государственные и муниципальные предприятия).
Как закон характеризует унитарное предприятие? Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым. Имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению государственного или муниципального органа. Оно не может продавать имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иначе распорядиться без согласия собственника. Собственник имеет право на часть прибыли, создает, реорганизует или ликвидирует предприятие. Решает кадровые вопросы, определяет цели деятельности. Предприятие отвечает по долгам всем своим имуществом. Собственник по долгам не отвечает.
Предприятие на основе оперативного управления создается по решению Правительства РФ на базе федерального имущества. Распоряжение происходит с согласия собственника. Самостоятельно реализует продукцию. Собственник определяет порядок распределения доходов, несет дополнительную ответственность по обязательствам предприятия.
На дом: ╖9 учебника “Право и экономика” Т. Кашаниной и А. Кашанина и схема в тетради.
Класс делится на четыре группы: 1 – создание предприятий, 2 – реорганизация, 3 – ликвидация, 4 – законодательная база.
Группы готовят задания опережающего порядка по ╖10 с целью изложения своих заданий на следующем уроке.
Можно задание дать индивидуально 4 учащимся, а не группе, чтобы не перегружать их домашним заданием.

Тема “Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих предприятий”

Цель: рассмотреть процесс создания, способы реорганизации и порядок ликвидации коммерческих предприятий.

Задача: развитие учебно-коммуникативных умений и навыков.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

План
1. Создание предприятий.
2. Реорганизация.
3. Порядок ликвидации.

Вводное слово учителя
Мы рассмотрели виды коммерческих предприятий. Сегодня наша задача – рассмотреть вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих предприятий (сообщение темы урока).
Итак, создается предприятие. Что нужно делать?

Выступление учащихся
Слово предоставляется ученику, который готовил этот вопрос. Работа с законодательными источниками может осуществляться двумя путями: либо закон использует в качестве подтверждения своих слов выступающий ученик, либо другой ученик готовит отдельное сообщение, используя материалы хрестоматии.

Заполнение схемы по итогам выступления
Создание предприятия
1. Подготовка учредительных документов (ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор (между создателями). Устав предприятия (см. рисунок).
Регистрация в государственных органах (ст. 51 ГК РФ).
Цель: устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятий;
определить нового налогоплательщика. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица регистрируются в органах местной власти. Регистрация в исполнительных органах области, края.

Для этого необходимо: подать заявление, оплатить регистрационный сбор, получить свидетельство о регистрации.
Учащиеся выступают с сообщениями о способах реорганизации предприятий
Реорганизация предприятий: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При этом требуется: письменно уведомить кредиторов, расторгнуть ранее заключенные договора с контрагентами, досрочно исполнить обязательства, возместить убытки. Обязательства не ликвидируются, а переходят к новому предприятию. Ст. 60 ГК РФ.
Ликвидация предприятий. Ст. 61 ГК РФ. Права и обязанности предприятия ни к кому не переходят. Способы ликвидации предприятий: добровольный – по решению учредителей либо органа управления по истечении срока деятельности, при достижении целей.
Принудительный – по решению суда: деятельность без регистрации; деятельность, запрещенная законом; деятельность противоречит уставным целям.

Закрепление: беседа по вопросам к ╖ стр.76-77.
На дом: ╖10.

Тема “Урок-практикум”

Цель: проверить усвоение учащимися материала по теме.

Задачи:
1. Развивать умение применять знания для анализа конкретных ситуаций.
2. Продолжить формирование правосознания и правовой культуры.
3. Развивать учебно-интеллектуальные и учебно-информативные умения.

Вводное слово учителя
Сегодняшний урок предполагает проверку усвоения изученного материала по теме “Юридические формы предпринимательства”. Проверку будем осуществлять путем решения юридических задач.
Для решения вы используете гл. 3 “Граждане” (физические лица) и гл. 4 “Юридические лица” ГК РФ, хрестоматия, стр. 14-28.
Предлагаются задачи: стр. 48-49, 57, 62-63, 72-73, 77-78, 85-86.

Интерактивная часть. 15-20-30 мин.
Класс разбить на 6 групп, каждая группа получает задание по определенной теме.
Задания решаются в группе, а затем выносятся на обсуждение класса.
Необходимо обратить внимание учащихся на обязательность ссылок на закон при анализе конкретных ситуаций.
В основе работы группы лежит методика “Анализ дела”:
– факты;
– юридическая проблема;
– нормативные акты;
– аргументы;
– решение.
Далее группы представляют свои варианты решения проблем. Учитель подводит итог деятельности групп.

Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
– Каким навыкам научились?
– Как это может пригодиться в жизни?
– Что вам понравилось в ходе занятия и что вы предлагаете изменить?

Тема “Законодательство, регулирующее отношения собственности”

Цель: дать характеристику отношений собственности и показать роль государства в их реализации.

Задачи:
1. Познакомить с законодательством, регулирующим отношения собственности.
2. Способствовать формированию правосознания.

Метод: объяснительно-иллюстративный с элементами методики критического мышления.

План
1. Отношения собственности.
2. Законодательство, регулирующее отношения собственности.

В отношения собственности (или имущественные отношения) каждый человек вступает практически ежедневно.
– Какие представления возникают у вас по поводу понятия “отношения собственности”?
Учащиеся высказывают свое мнение, учитель делает записи на доске, не комментируя и не поправляя учащихся.

Вводное слово учителя
Как вам уже стало ясно, речь сегодня пойдет об отношениях собственности и о законодательстве, которое регулирует эти отношения (запись темы урока). Свои представления по этому вопросу вы изложили. Давайте выясним, насколько они соответствуют реальному положению вещей.

Задание классу
– Разберите ╖12, используя прием “пометки на полях”.
“V” – я это знаю.
“?” – информация требует пояснения.
“-” – я так не думал.
Затем на основании анализа текста заполняется таблица.

После заполнения таблицы учитель предлагает обсудить ее содержание. Основное внимание следует обратить на разбор графы “Хочу узнать”. Ответив на вопросы учащихся, учитель предлагает сравнить полученные знания с теми записями представлений учащихся, сделанными в начале урока. В ходе разбора с доски стираются те представления, которые оказались не совсем верными и не соответствуют полученным знаниям.
Далее учащимся предлагается объяснить содержание схемы “Правовое регулирование отношений собственности”, рис. 3.1, стр. 89 учебной книги.
В заключение урока учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу вопроса, помещенного в рубрике “Вопросы для обсуждения” на стр.90 учебной книги.
Можно разделить учащихся на две группы: одна будет готовить аргументы в защиту тезиса “собственность – благо”, другая – “собственность – бремя”. И выделить 3-4 человека в группу аналитиков, которые подведут итог дискуссии (использовать хрестоматию, стр. 34, ст. 210, 211 ГК РФ).
На дом: составить синквейн “Правоотношения собственности”.

Николай КОВАЛЕНКО,
Ирина СЕМЕНИХИНА,
учителя обществознания
Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте