На долю сегодняшних наших учеников выпала особая задача: научиться жить в мире, где бушует опасный и не до конца изученный вирус. И школа тут несет огромную нагрузку. Не просто как образовательное учреждение, но как институт, который дает детям метанавыки.
Раньше мы говорили: «Школа должна не просто дать знания по предмету, в школе ты учишься учиться». А это значит работать с материалом, слушать и слышать учителя. Это умение контролировать себя и навык исправлять свои ошибки, уважать учителя и налаживать отношения со взрослыми. Это навык работать в команде, находить друзей и нести дружбу дальше сквозь школьные годы, а порой через всю жизнь.
Но этот учебный год дал нам другой урок. Мы все учились переживать. Проходить через перемены, трудности, болезни близких, боль потерь. Каждый классный руководитель в нашей школе знал, у кого из ребят болеют родители, бабушки и дедушки. Ведь педагогический процесс не существует без знания, что у ребенка на душе. А в такие времена учитель тем более не может позволить себе эмоциональную глухоту, нельзя, как говорят, в душу наступить сапогом. Эмпатия, внимательность, доброта в сердце – это те качества, которые характеризуют учителя, без них любой самый подкованный предметник в школе не сможет работать.
Главным словом в педагогическом процессе стало «адаптация». Первый, весенний, период самоизоляции в 2020 году был краш-тестом для образования. Это испытание московские школы прошли с честью, и в сентябре прошлого года мы уже были готовы к онлайну в полной мере.
Работа на платформе МЭШ в предыдущие годы дала многим нашим педагогам большой задел, это помогло развернуть все необходимые ресурсы. Конечно, онлайн-формат имеет свои особенности: учитель во время урока считывает и невербальные факторы, буквально читает по лицам, по языку тела, где есть трудности, непонимание, напряжение, где нужно повторить, где объяснять по-другому. Отработать все эти моменты онлайн можно, и этот процесс пошел. С помощью сервиса Teams, используя функционал программы, мы научились работать в новом ритме.
Продуктивной была работа с управляющим советом школы: со стороны родителей звучали сложные вопросы, были споры и дискуссии, но итогом этой работы стала общая командная работа на благо детей. Потому что, я знаю, без командной работы работать невозможно.
Особое внимание в прошедшем учебном году уделялось 6‑11‑м классам, которые ушли на дистанционный формат обучения. Эти ребята оказались в очень уязвимом положении. Перемены в этот период, конечно, волновали многих родителей. Для данной целевой группы в школах сделали особый упор на информирование родителей, онлайн-встречи, все проблемы технического характера решались оперативно. Отдельная благодарность классным руководителям, они ежедневно поддерживали московские семьи.
В итоге ребята вернулись в классы и продолжили обучение в очном режиме. Наработанные за период онлайн-обучения связи, подходы принесли плоды, дети пришли в класс и продолжили учебный процесс.
Часто родители 6‑7‑х классов беспокоятся: ребенок перестал учиться, что делать? Снять родительскую тревогу очень важно, ведь этим проявлениям есть объяснение: в начальной школе ребенок учится очень интенсивно, осваивает новые реалии, привыкает к новым условиям, людям. Специально для этой возрастной группы в столице запущен проект «Цифровой репетитор». В этот эксперимент включились 80 школ Москвы. Ученики 6‑7‑х классов из семей в трудной жизненной ситуации получили возможность в малых группах пройти сложные темы, в спокойном режиме проработать трудные вопросы. Занятия пилотного проекта проходили по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии.
Возможность подтянуть знания, наладить контакт с педагогом, который может уделить внимание каждому, многого стоят. Такие проекты должны быть доступны более широкому кругу московских семей.
Если все работают одной командой, все получится. Несмотря на уверения скептиков, частичный переход в онлайн никак не угрожал успешному поступлению детей в вузы, не разбаловал их. Напротив, сложные условия закалили всех, дали мотивацию преодолеть испытания. И показать прекрасные результаты на олимпиадах, соревнованиях.
В этом году на Всероссийской олимпиаде школьников половину дипломов получили москвичи. Победители теперь есть в каждом административном округе, почти в каждом районе Москвы вне зависимости от того, центр это или спальный район.
В том числе и в нашей школе ребята завоевали три призовых места на Всероссийской олимпиаде школьников, 43 диплома Московской олимпиады школьников. У нас десять победителей и призеров региональных чемпионатов KidSkills и WorldSkills, победитель и призер национального чемпионата WorldSkills. Мы гордимся и ребятами, и каждым педагогом, который внес вклад в эту победу. Это наша командная работа.
Высокие результаты Москвы – это очень хорошая тенденция. Это значит, что созданные в столице условия для получения образования, в том числе виртуальные, дали почву для роста талантливых детей. Сегодня дети, используя ресурсы Московской электронной школы, имеют возможность работать в виртуальных лабораториях, проводить эксперименты, ставить опыты, и это способствует развитию мотивации к познанию нового. В Москве работает система детских технопарков, которые также позволяют увлеченным детям работать на самом современном оборудовании, изучать самые передовые технологии, которые еще 10 лет назад звучали для нас фантастически: робототехника, беспилотные технологии и многое другое. Успешно работает формат профильных классов, который позволяет детям в режиме обычной школьной деятельности получать знания по будущей профессии, видеть свои перспективы уже начиная со школьной скамьи.
Глубокое изучение предмета, возможность заниматься тем, что тебя по-настоящему увлекает, – это заряд необыкновенной силы. Это то, что держит нас на плаву в сложные моменты.
За этот год мы сохранили все внеклассные активности, которые работают на базе нашего образовательного комплекса. Мы гордимся ребятами, которые занимаются в школьном поисковом отряде, это патриотический проект высокой важности. Работа школьников – это вклад в исследование прошлого. Великая Отечественная война, битва за Москву – то, что является частью нашей ДНК, и передача этих знаний, поиск свидетельств – это осмысление самих себя, еще один жизненный урок, который дает человеку школа.
За оставшееся до 1 сентября время школам предстоит большая работа по подготовке к новому учебному году. В нашем образовательном комплексе тоже большие планы: предстоит обновление классов и аудиторий, ремонтные работы позволят подготовить каждое помещение к встрече учеников. А кроме того, нас ждет запуск новых проектов, в том числе и проекта «Медиакласс в московской школе».
Мы попали в число 57 московских школ, которые первыми внедряют у себя этот вид предпрофессиональной подготовки, ребятам предстоит сделать первые шаги не просто в профессии журналиста, но и коммуникатора, который владеет всеми необходимыми навыками для производства современного мультимедийного контента. Вступительные испытания уже позади, и мы с нетерпением ждем, каким же будет первый день наших ребят в новом медиаклассе.
Опыт показывает: пандемия не ставит жизнь на паузу. Школа продолжает жить энергией ребят, учителей, родителей. Это большая работа, но в одной команде с нашими педагогами, управляющим советом мы справимся!
Надежда ПЕРФИЛОВА, директор школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, председатель межрайонного совета директоров №35
Комментарии