search
main
0

Уроки Олимпийских игр «Сочи-2014»

Мы уже более двух десятилетий ищем национальную идею. Олимпийский огонь, пронесенный по всем уголкам нашей огромной Родины, объединил россиян. Жив запал нашего национального самосознания! В едином порыве на стадионах, на улицах, у экранов телевизора страна объединилась в порыве: «Россия, вперед!» Идея возрождения становится нашей национальной идеей! Эти две недели показали всем нам, что мы едины и в проигрыше, и в победе! А идея – мы сильные! мы крепкие! мы целеустремленные! – разве это не основа нашей возрождаемой национальной идеи?!

Дни Олимпиады наполнили школу энергетикой жизнерадостного движения как условия активного включения самостроения, которую и требуют наши дети, лозунговая педагогика в эти дни уступила деятельностной. Не только спортивные залы были переполнены, но и все рекреации, способные выдержать нагрузку. Спортивный праздник школы, посвященный XXII зимним Олимпийским играм в Сочи, открывали лучшие спортсмены-ученики. Они несли по всем этажам и рекреациям флаги всех видов зимних дисциплин, которые разработали лучшие художники школы. Две недели в школе шли спортивные состязания с элементами олимпийских дисциплин «Сильные духом», «Олимпийские резервы», «Спорт и мы – вместе навсегда!», любимые всеми возрастами родителей и школьников «Веселые старты» сопровождались дружным речитативом кричалок, победивших на конкурсе «Олимпийские кричалки», а заключительный праздник «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» вобрал в себя отражение всех побед в конкурсах рисунков «Я и спорт», «Талисманы Олимпиад», викторины «По страницам Олимпийских игр». Здесь были награждены победители всех конкурсов и соревнований, на сцену поднимались ребята, учителя, тренеры и родители. Закончилась Олимпиада, но никому не хотелось прощаться с праздником духа, взаимодействия. На волне гордости за ее результаты мы побудили все заинтересованные стороны нашего общего дома – Центра образования – поговорить о том, что нам сделать, чтобы не потерять ту энергию. Школа собрала внеплановую конференцию педагогического коллектива, управляющего совета, детского сообщества и родительской общественности. «Уроки олимпиады» – так назвали мы нашу встречу. О чем говорили? О бережном отношении учителей к здоровью детей, о том, что в своей работе мы научились применять разные здоровьесберегающие технологии на уроках, что многое у нас получается в работе с младшими школьниками. Задачу повышение двигательной активности мы успешно выполняем. В школе существует множество различных видов физминуток; внеурочная спортивная деятельность активно поддерживается родителями; накоплен конструктивный опыт динамических перемен, естественно, что по сути своей они совершенно разные. На первой перемене, названной «Музыка и движение», создаем условия свободного ритма движения дети, вторая – посещение столовой, а вот третья – самая шумная и активная, так как к концу третьего урока ребята больше всего устают. Да и сами дети, имея разный темперамент, не одинаково проявляют свою деятельность в условиях школьной перемены. Огромное влияние на двигательную активность оказывают поло-ролевые особенности. К более подвижным играм склонны мальчики. Девочки предпочитают отдых поспокойнее. Как соединить разные виды перемен, темперамент детей, гендерные различия в одно целое? Что общего между всеми этими составляющими? Конечно же, игра! Играть любят все, в то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, выдержки, а подвижная перемена направлена на преодоление утомления. Исходя из этого и нужно подбирать наиболее эффективные методы в организации игровой перемены. Важное условие организованной двигательной активности ее систематичность, регулярность. Только регулярные упражнения повышают возможности организма, активизируют работу сердца, легких, сосудов. Лучший вариант таких перемен – ритмические движения, соревнования. Тут нам, учителям, помогают старшеклассники, у которых есть склонность к взаимодействию с малышами. Флешмоб – любимый формат детворы. Работа с подростками наиболее сложна. В силу возрастных особенностей взрослый человек теряет для них авторитет, значимость. Не имея проблем с собственным самочувствием, подростки с недоверием воспринимают наши призывы по отношению к здоровью как величайшей человеческой ценности. Конференция подсказала, что учителям надо провести «перезагрузку» своего видения работы по здоровьесбережению с тинейджерской категорией учащихся. На что делать ставку? Олимпиада показала эффективность деятельностной среды жизни ребят. Необходимо уйти от рассказов, как будет трудно человеку, потерявшему здоровье, которые часто звучат на классных часах от приглашенных на встречу с ребятами медиков. Не пугать нездоровьем, а создавать мотивирующие условия к самоутверждению через самосозидание. В этот период у подростка формируется идеальный образ себя и появляется желание стать похожим на него. Самооценка подростков определяется степенью удовлетворенности собой и оказывается значимой для поведения и переживаний. Если до подросткового возраста отношение к здоровью у ребенка было сформировано книжным образом, то с прибавлением трудностей переходного от детства к взрослости периода ситуация чаще всего становится критической. Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного образования – «чувства взрослости», это период социальных проб как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Подростки способны к активной роли в своем собственном развитии, но им нужна опора. В нашей школе эту роль выполняет разработанная педагогическим коллективом «Бонусная книга», которая нацелена на самостоятельное планирование и учет индивидуального прогресса обучающегося. Она служит основой для самоанализа динамики и направленности личностного развития и тем самым стала аргументированной и мотивированной основой самоопределения в будущем. Эта книга доступна семье, в ней и находится. В оформлении «Бонусной книги» принимают участие сам ученик, родитель и школа в лице классного руководителя, опосредовано в этой работе принимают участие психологи, педагоги, социальные и медицинские работники. При желании ребенка свои рекомендации в разделе «Программа самосовершенствования» могут оставить педагоги школы, специалисты, одноклассники, он вправе выбрать для этой роли людей, которым доверяет. На конференции старшеклассники представляли свои сочинения на тему «Самые яркие моменты Олимпиады «Сочи-2014». Лейтмотив, звучащий в их работе, радовал: «Горжусь своей Родиной!». «Спасибо, людям, которые с такой мудростью и тактом продумали открытие Олимпиады!» Но не все так радужно. Открыв в Интернете страничку обсуждения открытия Олимпиады в Сочи, я столкнулась с таким нравственным нездоровьем части нашей молодежи, что в сердце занозой сверлит вопрос: где они истинные? Конформизм – это диагноз общества, в котором формируется новое поколение россиян, это тоже урок Олимпиады, нам его надлежит усвоить. Паралимпийские игры – наше второе дыхание, а для школы – момент уроков нравственного здоровья. Ирина ЩЕРБО, директор ЦО №1071, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте