Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Уроки на будущее. Чему научился Всемирный банк у НФПК?

Учительская газета, №35 от 26 августа 2008. Читать номер
Автор:

Проект ИСО рассчитан на два этапа длиной в семь лет. Первый этап, который финансировался из фонда Международного банка реконструкции и развития, прошел, и теперь предстоит выполнить второй, но уже за государственные средства и под руководством Минобрнауки. Правда, лично мне пока еще не совсем ясно, как все это будет идти в масштабах страны и регионов, а также какие направления проекта будут поддержаны.

Комментарий «УГ»*См. статью Вадима МЕЛЕШКО «Проект ИСО – это надолго», №8, 2007 год, «ИКТ в образовании».*См. статью Вадима МЕЛЕШКО «Система внедрения», №4, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Напомню, что ИСО – первый проект информатизации образования, который продолжает реализовываться Всемирным банком в 16 странах. Он действительно инновационный и дал нам очень много ценных уроков*.

Рассмотрим, как проходил проект на примере Карелии – первого региона, где прошла стартовая миссия МБРР весной 2005 года. Тогда мы впервые посетили городские и сельские школы, только что начавшие свою работу РКЦ и ММЦ. При этом комиссии хотелось увидеть реальную ситуацию, а не то, что нам захотят здесь показать.

В поселке Новая Вилга нас ждал первый сюрприз. Школа здесь является апробационной площадкой. Учитель биологии получил набор микроскопов, которые подключаются к компьютеру, и изображение препарата проецируется на экран. Выяснилось, что сразу вслед за этим дети вдруг начали массово заниматься исследовательской работой. Они перестали скачивать рефераты из Сети и переписывать информацию, найденную на разных сайтах, потому что им стало гораздо интереснее самим изучать воздействие вредных веществ на местные организмы. То есть ребята берут растение или животное, капают на него химикатом, смотрят в микроскоп и записывают результаты.

Можно сказать, что прибывшее сюда оборудование поставило учителей и школьников в ситуацию необходимости его использования по назначению. А вслед за оборудованием пришли и методики.

Мы решили проверить, как используются ИКТ в преподавании других предметов, и зашли в первый попавшийся класс на урок географии, где проходили тему «Погода и климат». Поначалу нам показалось, что учитель демонстрирует банальную презентацию, каких сейчас сотни тысяч. Однако, присмотревшись, мы увидели, что в ней прописаны самые свежие, буквально сегодняшние данные. Это значит, что педагог не стал брать уже готовую и кем-то когда-то сделанную презентацию, а создал вместе с учениками новую, непосредственно к уроку, использовав данные о погоде, полученные из Сети. Это пример актуальной педагогики с использованием самых современных данных.

Что интересно, когда мы начали расспрашивать детей, выяснилось, что домашние задания они готовят также очень творческие и нестандартные. Разбившись на пары, они должны были выбрать тему, которая касалась горных массивов, и подготовить презентацию, уместив всю основную информацию в 6 слайдов. Надо сказать, что перед детьми стояла важнейшая задача управления знаниями, ведь самое сложное – найти то, что не нашли другие, и выбрать из этого самое главное. Согласитесь, рассказать о горном массиве всего в шести слайдах – задача не из легких даже для учителя. Это уже совершенно иная педагогика, когда на одном уроке приходится решать задачи управления знаниями внутри отдельной дисциплины. При этом строится та самая, необходимая нам, информационная компетентность, поскольку дети потом активно спорили, какая презентация оказалась более точной, полной и интересной.

А в поселке Пряжа нас поразило то, что учителя местной школы очень хорошо знали ресурсы Единой коллекции ЦОР. Мало того, они рассказали, что их ученики пользуются ресурсами коллекции гораздо чаще, чем они сами.

Эта поездка подтвердила те выводы, которые подтверждают социологические исследования об эффектах проекта ИСО. Мы воочию убедились, что наиболее заметные результаты показывают отнюдь не школы-лидеры, а совершенно обычные образовательные учреждения. Причем сельские школы заметно приблизились к городским по своему уровню владения средствами ИКТ. На новый уровень информатизации перешли практически все 5000 школ пилотных регионов. Это невероятное достижение, ибо мы привыкли работать так, что у нас всегда много отстающих, и почему-то считаем это нормой. Но мы забываем, что дети из сел должны иметь такие же возможности пользоваться ИКТ, как и их сверстники из больших городов.

При этом нам встретились и уникальные ситуации. Так, на острове Валаам в кабинете информатики находится обычная русская печь. И несмотря на то, что соотношение ученик-компьютер здесь составляет 4:1, у школы нет сайта, комплекты CD лежат без дела, нет управления процессом информатизации, ее методического сопровождения. Поскольку остров находится на некотором удалении от цивилизации, да и контингент здесь особенный, школа оказалась как бы вне проекта.

Подводя итоги, могу сказать: особенностью такого проекта можно считать работу с учителями в отсутствии потребностей. Если быть честным, то нужно признаться: у массового педагога не было и нет желания начать использовать инновационные продукты и цифровые технологии. И в проектах Всемирного банка мы с этим сталкиваемся постоянно. Причем дело касается не только образования, но и здравоохранения, технологической сферы и так далее. Поэтому важно формировать эти потребности и запросы за счет стимулирования интереса и инициативы с одной стороны и постоянного сопровождения информации – с другой.

Но главный урок проекта состоит в том, что этот процесс не должен быть мучительным для его участников. Правильно оборудованный ММЦ важен не сам по себе, а как средство привлечения учителей. Очень часто наши федеральные и региональные инициативы останавливаются на уровне отчетов. А как сделать так, чтобы к делу подключились непосредственные пользователи в массовом порядке? Важнейшее условие успешного продвижения новых технологий – невозможность отделаться от них*.

Следующий момент связан с задачей быстрого продвижения разработок до массового потребителя. Здесь нас также ждали сюрпризы. Мы воспользовались опытом создания соросовских интернет-центров, а также центров, организованных Федерацией Интернет Образования для разработки так называемых стандартных решений. Хочу обратить внимание на разницу в темпах: если в программе ФИО за пять лет было создано 50 центров, то у нас за год – более 230. При этом дело доходило до курьезов: в дебрях Красноярского края директор одной удаленной сельской школы сказал, что самое сложное для него – разобраться, что же такое подвесной потолок, ибо на расстоянии 200 километров в округе никто не знал, что это такое.

Одним из стандартных решений, в частности, стал дизайн ММЦ, в числе других – программы, инструменты и ориентиры оценки информатизации, административный софт, программы подготовки учителей, централизованные потоки информации, сильный оператор и так далее.

Хочу подчеркнуть, что выбор оператора – очень важный момент, ибо он должен быть не просто способен реализовать массовые стандартные решения, но и доказать эту способность.

Не менее важно умение активизировать пользователя. Это касается обеспечения мониторинга результативности на нулевом уровне, то есть на уровне школы. Сюда же входит знаменитая матрица информатизации и оценка ИКТ-компетентности. Этот урок проекта уже используется в других проектах Всемирного банка.

Безусловно, реализовывать в России тотальные стандартные решения очень опасно. Школы здесь очень сильно отличаются друг от друга, поэтому мы и выбрали в качестве пилотных достаточно удаленные регионы, от Хабаровского края до Карелии.

Конечно, в проекте была предусмотрена определенная гибкость, которая касалась статуса ММЦ, региональных модулей в программах повышения квалификации, региональных стимулов, ориентации на результат. Не могу утверждать, что мы правильно выбрали баланс гибкости и централизации, однако и это для нас тоже очень важный урок при реализации сложных проектов на больших территориях.

Нам очень важно было дойти до конечного потребителя – учителей. И хочу обратить внимание на сам принцип работы ММЦ, подтвержденный на протяжении всего проекта: успехов добивались лишь те центры, которые не столько организовывали всякие курсы, сколько помогали, консультировали, выезжали в школы.

Проект ИСО уникален тем, что нам удалось организовать оценку не только конечных, но и промежуточных результатов. Очень многие исполнители враждебно относились к НФПК, так как предлагаемые ими проекты долго не принимались, а каждый цифровой продукт, прежде чем попасть в массовое пользование, проходил серьезную апробацию. Это тоже урок для МБРР, ибо ранее практиковалось создавать продукт и распространять его сразу на всю страну, а потом искать причины, почему его не используют.

О том, что нам не удалось из задуманного, по-моему, говорить еще рано, ибо об этом можно судить лишь по окончании проекта. Однако я должен признать, что и Всемирный банк, и НФПК нередко давали слабину, вступая в компромисс с исполнителями. В частности, это касается реализации внутри проекта программы по подготовке в области педагогического дизайна цифровых ресурсов. Она не была реализована по ряду причин, и это, на мой взгляд, очень серьезная ошибка с нашей стороны. Да, наше отставание от лучших зарубежных аналогов в области качества образовательных ресурсов немного сократилось, но в целом, конечно, мы могли бы сделать гораздо больше, чем сделали.

Меня очень огорчило то, что на последних этапах стала чувствоваться некоторая боязнь заимствовать зарубежные ЦОР. Поэтому могу еще раз повторить: если мы хотим, чтобы наши дети получили все самое лучшее, то они не должны ждать, пока это лучшее будет произведено отечественными производителями. Отказ от закупки целого ряда качественных образовательных продуктов существенно ослабил пришедший в школу корпус ЦОР.

Помимо прочего, скажу, что не вполне удалось:

качественно изменить обучение;

внедрить новые учебные материалы;

модернизировать подготовку в педвузах и заочное обучение;

запустить дистанционное профильное обучение;

организовать интернет-сообщества учителей.

И последнее. Когда мы были на выпускном вечере в Валаамской школе, то в разговоре с одним парнем узнали, что он едет в Санкт-Петербург учиться на программиста. Оказывается, несмотря на довольно низкий уровень информатизации в этой школе, школьнику удалось овладеть необходимыми знаниями и умениями самостоятельно. Это вселяет надежду на то, что благодаря потенциалу наших замечательных детей и огромному количеству размещенных в свободном доступе ресурсов мы сможем сделать многое.

Исак ФРУМИН, координатор программ в социальной сфере Московского представительства Международного банка реконструкции и развития


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту