search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Уроки любви

В гимназии, где я работаю, есть традиция ставить к началу нового учебного года спектакль с 11‑классниками, будущими выпускниками. В этом году мы работаем над современной повестью «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Ее герои, ученики особенной 34‑й школы, где обучение строится по методу проектов в разновозрастных группах, после ее закрытия оказываются в обычной соседней 33‑й школе. И выясняется, что они не в силах ни удержать свою компанию, ни построить отношения с другими учениками. Им приходится пройти через самые разные, порой весьма травматические опыты, для того чтобы соединиться и друг с другом, и со своими сверстниками.

Свой спектакль мы назвали «Уроки любви». Конечно, уроки эти происходят не только во время занятий. Они случаются в первую очередь на переменах и во дворах, в личных конфликтах, признаниях и потерях. И энергия напряжения этой жизни является нервом существования учеников, вектором их бытия в координатной сетке уроков по расписанию. Главный предмет существования героев повести – сама жизнь, жизнь внутренняя и протянувшаяся между людьми.

Как посмотреть таким образом и на нашу действительную школьную жизнь? Как увидеть эту пульсирующую жилу за чередой экзаменов и контрольных? Как в качестве главного сюжета школьного бытия увидеть развитие и преображение человека? Конечно, утопично и, пожалуй, невозможно в массовом образовательном учреждении видеть во всех подробностях линию изменений каждого человека: она заметна со временем, но не думаю, что стоит подчинять ее тотальному планированию и регистрации. А вот удерживать во внимании как главный объект школьную жизнь как таковую, мне кажется, возможно и необходимо.

Физическое пространство школы, отношения между ее обитателями, жизненный круг традиций – вот что, по сути, составляет ее уникальность и подлинную сущность. И есть ли где выпить учителям чая всем вместе или ученикам расслабиться на 5 минут посреди напряженного школьного дня, не менее важно, чем то, какой результат показали ученики школы на государственном экзамене.

В этом году исполняется – страшно сказать! – 25 лет с тех пор, как я переступил порог Сергиево-Посадской гимназии Ольбинского (тогда, конечно, в качестве ученика). И люблю я ее в первую очередь именно за атмосферу, которой я не встретил более нигде из многих школ, в которых мне пришлось побывать. С годами я понимаю, что замысел ее основателя и первого директора Иосифа Борисовича Ольбинского и был в создании школы, фокус которой направлен на саму ткань жизни.

Хрупок и незапечатлим в деталях этот рисунок школьного бытия, но, думается, именно он и врезается в состав нашего существа, определяя то, каким человеком становится каждый из нас. И как же важно, чтобы, несмотря на все оптимизации и повышения эффективности, у школы оставалась возможность быть не образовательным учреждением, но домом для подлинной жизни!

Перед началом учебного года я думаю о том, что повторяются темы в учебнике, но следующий спектакль выходит совсем непохожим на предыдущий. И если теорема Пифагора более или менее неизменна, то первая любовь всегда единственна и ни с чем не сравнима. Заходя на очередной виток школьной жизни, я делаю это не столько ради того, чтобы давать уроки искусства и литературы, сколько чтобы получать порой легкие и радостные, а порой трудные и больные, но столь необходимые мне уроки любви.

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте