search
main
0

Уроки любви

В гимназии, где я работаю, есть традиция ставить к началу нового учебного года спектакль с 11‑классниками, будущими выпускниками. В этом году мы работаем над современной повестью «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Ее герои, ученики особенной 34‑й школы, где обучение строится по методу проектов в разновозрастных группах, после ее закрытия оказываются в обычной соседней 33‑й школе. И выясняется, что они не в силах ни удержать свою компанию, ни построить отношения с другими учениками. Им приходится пройти через самые разные, порой весьма травматические опыты, для того чтобы соединиться и друг с другом, и со своими сверстниками.

Свой спектакль мы назвали «Уроки любви». Конечно, уроки эти происходят не только во время занятий. Они случаются в первую очередь на переменах и во дворах, в личных конфликтах, признаниях и потерях. И энергия напряжения этой жизни является нервом существования учеников, вектором их бытия в координатной сетке уроков по расписанию. Главный предмет существования героев повести – сама жизнь, жизнь внутренняя и протянувшаяся между людьми.

Как посмотреть таким образом и на нашу действительную школьную жизнь? Как увидеть эту пульсирующую жилу за чередой экзаменов и контрольных? Как в качестве главного сюжета школьного бытия увидеть развитие и преображение человека? Конечно, утопично и, пожалуй, невозможно в массовом образовательном учреждении видеть во всех подробностях линию изменений каждого человека: она заметна со временем, но не думаю, что стоит подчинять ее тотальному планированию и регистрации. А вот удерживать во внимании как главный объект школьную жизнь как таковую, мне кажется, возможно и необходимо.

Физическое пространство школы, отношения между ее обитателями, жизненный круг традиций – вот что, по сути, составляет ее уникальность и подлинную сущность. И есть ли где выпить учителям чая всем вместе или ученикам расслабиться на 5 минут посреди напряженного школьного дня, не менее важно, чем то, какой результат показали ученики школы на государственном экзамене.

В этом году исполняется – страшно сказать! – 25 лет с тех пор, как я переступил порог Сергиево-Посадской гимназии Ольбинского (тогда, конечно, в качестве ученика). И люблю я ее в первую очередь именно за атмосферу, которой я не встретил более нигде из многих школ, в которых мне пришлось побывать. С годами я понимаю, что замысел ее основателя и первого директора Иосифа Борисовича Ольбинского и был в создании школы, фокус которой направлен на саму ткань жизни.

Хрупок и незапечатлим в деталях этот рисунок школьного бытия, но, думается, именно он и врезается в состав нашего существа, определяя то, каким человеком становится каждый из нас. И как же важно, чтобы, несмотря на все оптимизации и повышения эффективности, у школы оставалась возможность быть не образовательным учреждением, но домом для подлинной жизни!

Перед началом учебного года я думаю о том, что повторяются темы в учебнике, но следующий спектакль выходит совсем непохожим на предыдущий. И если теорема Пифагора более или менее неизменна, то первая любовь всегда единственна и ни с чем не сравнима. Заходя на очередной виток школьной жизни, я делаю это не столько ради того, чтобы давать уроки искусства и литературы, сколько чтобы получать порой легкие и радостные, а порой трудные и больные, но столь необходимые мне уроки любви.

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте