В столице Чеченской Республики, городе Грозном, прошел Международный образовательный форум педагогических мастерских учителей года России, Беларуси, Кыргызстана, Армении и Казахстана. Форум объединил около четырехсот молодых учителей, студентов Чеченского государственного педагогического университета, учащихся педагогических классов.
Организаторами форума выступили Министерство просвещения РФ, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Чеченский государственный педагогический университет, педагогическая мастерская Алихана Динаева.
Целью мероприятия стала популяризация среди будущих и начинающих учителей идей и инноваций современной педагогики, успешных практик трансформации образования, направленных на обновление его содержания путем усиления практикоориентированности и интеграции высшего и общего образования. А также обмен опытом по построению вариативных моделей индивидуальных траекторий личностного и профессионального роста, развитию педагогической одаренности школьников, преодолению затруднений, устранению профессиональных дефицитов студентов педагогических профилей и молодых педагогов.
«Сегодня учитель перестал быть рядовым звеном в системе образования, он превратился в эксперта, который не только дает предметные знания, но и развивает важные навыки, которые позволяют ученику стать успешным человеком».
Исмаил БАЙХАНОВ, ректор Чеченского государственного педагогического университета
Каждый педагогический форум – это площадка обмена передовым педагогическим опытом, которая обладает своей уникальной спецификой. Эта специфика становится визитной карточкой события, примером, который можно перенять и применить в других регионах нашей страны. Какие же уроки дал нам форум в Грозном?
Урок первый: сочетать торжественность и атмосферу домашнего уюта, дружелюбия. День открытия форума – это всегда торжественное событие, где выступают руководители системы образования. И форум в Грозном здесь не исключение. С приветственными словами к школьникам, студентам и педагогам обратились министры образования Чеченской Республики, Кыргызстана, Республики Северная Осетия – Алания, Белгородской области, ректоры педагогических университетов Чечни, Москвы, Ульяновской области, Республики Северная Осетия – Алания. После руководителей слово предоставили гостям форума. Это было четырнадцать self-презентаций. Короткие выступления победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года», республиканского конкурса учителей года Беларуси «Хрустальный журавль», национальных конкурсов Кыргызстана, Армении и Казахстана, где они делились своими личными историями прихода в профессию, обретения любви к педагогике, создали уютную атмосферу взаимопонимания и тепла.
«Форум подарил исключительную возможность для студенческой аудитории взглянуть на учителей, добившихся успехов в своей профессии, не только как на профессионалов, но и как на неординарных личностей на пути к педагогическим вершинам. Такой подход интересен тем, что и будущие, и молодые педагоги смогут выстроить свой профессиональный вектор развития, понимая, что к успеху может прийти каждый из них».
Антон ГОМОЗОВ, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, спикер форума, Орел
Урок второй: сочетать эффектность и эффективность. Форум проходил на нескольких площадках в Чеченском государственном педагогическом университете. В рамках форума были представлены мастер-классы гостей и чеченских педагогов, работы студентов различных факультетов. Это было очень эффектно – интересно смотреть. В чем же заключалась эффективность форума? Дело в том, что за несколько месяцев до его начала было проведено научное исследование проблемных зон и рисков, с которыми сталкиваются молодые педагоги, когда начинают работать. Результаты данного исследования легли в основу работы фокус-групп студентов, которые должны были разработать проект, направленный на поиск решения данных проблем. За каждой группой закреплялся руководитель из числа победителей конкурсов профессионального мастерства, который направлял и корректировал их работу. Продуктом деятельности фокус-групп стали разработки по совершенствованию организаторских способностей молодого педагога, эмоционального интеллекта, подготовки к вхождению в профессию, по развитию педагогической гибкости и креативности. И это, безусловно, эффективная практика, когда опытные педагоги помогают студенческому коллективу разработать за два месяца эффективный инструмент, который может помочь как им самим, так и их молодым коллегам.
«Новые форматы работы со студентами позволят им ознакомиться с передовым педагогическим опытом, почувствовать себя сопричастными тем важнейшим тенденциям в педагогике, которые сегодня происходят в нашем образовании».
Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ
Урок третий: сочетание молодости и профессионализма. Когда участникам форума был предоставлен свободный микрофон для обратной связи, одна из студенток ЧГПУ вышла на сцену и честно призналась, что теперь она точно определилась. Пойдет работать в школу и примет участие в конкурсе «Учитель года». Благодаря форуму студентка осознала, что сможет стать успешным и интересным педагогом, поняла, что готова нести пользу обществу, помогать детям. Пример профессионалов, которые всю свою жизнь посвящают обучению и воспитанию детей, стал для нее во многом определяющим. Бурные аплодисменты, которыми встретил девушку зал, показали, что большинство участников форума, безусловно, разделяют ее позицию и испытывают похожие чувства.
Сегодня мы можем констатировать, что профессия педагога становится все более уважаемой и востребованной в обществе. Во многом это происходит благодаря развитию конкурсного движения и форумной кампании во всех регионах России. Уроки, которые нам дал форум в городе Грозном, помогут сделать лучше будущие мероприятия в других регионах России.
Иван ХЕОРХЕ, Чеченская Республика, фото автора
Комментарии