search
main
Топ 10
Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях ЕГЭ-2023: что обязательно нужно взять с собой на экзамен, напомнили специалисты РАНХиГС
0

Уроки граждановедения Свобода, ограниченная долгом

Тема “Основы конституционного строя России”
Цель урока: в практической и игровой обстановке закрепить знания по Основному Закону государства.
Задачи урока: обратить внимание на самые главные характеристики нашего государства; познакомиться с правами и свободами человека и гражданина.
Оборудование: Конституция РФ.

План урока
1. Основы конституционного строя России по Конституции РФ.
2. Права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в Основном Законе.
3. Случаи ограничения прав и свобод.
4. Обязанности гражданина России.
Заполнение теста десять номеров по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово “конституция”?
а) 1905 г.;
б) 1918 г.;
в) 1924 г.
“Конституция” образована от латинского “constitutio”, что означает…
а) установление;
б) согласие;
в) договор.
Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире?
а) Франции;
б) Ирландии;
в) США.
Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право… Что это такое?
а) принципы права;
б) отрасли права;
в) теории права.
Каково второе название конституционного права?
а) основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право.
Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент;
б) президент;
в) народ.
Когда была принята ныне действующая Конституция России?
а) 22 августа 1991 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 6 октября 1995 г.
В России допускается…
а) однопартийность;
б) двухпартийность;
в) многопартийность.
Чем является по государственному устройству Россия?
а) федерацией;
б) конфедерацией;
в) унитарным государством.
Сколько конституций было принято в нашей стране (РСФСР/СССР/Россия) после Октябрьской революции 1917 года?
а) две;
б) четыре;
в) восемь.
Ключ к тестированию: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а; 10-в.
Во время заполнения учащимися теста учитель пишет на доске классификацию современных государств, ученикам необходимо пояснить каждую характеристику с приведением примеров государств. (См. схему).
Работа с первой главой Конституции РФ. Обратим внимание на самые главные характеристики конституционного строя России.
Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Выясни, соответствует ли это действительности? Для этого составим набор признаков демократического государства. Учащимся необходимо привести примеры по каждому, что есть на самом деле:
– демократически выбранный парламент;
– многопартийная система;
– регулярно назначаемые (и осуществляемые) выборы;
– независимая система судопроизводства;
– независимые средства информации;
– демократическая конституция;
– возможность мирным путем сменить негодное правительство.
В состав Российской Федерации входит 89 субъектов РФ:
21 республика;
6 краев;
49 областей;
2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
1 автономная область;
10 автономных округов.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ст.2. Учащимся предлагается найти подтверждение статей Конституции РФ со Всеобщей декларацией прав человека. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Ст. 3. Учащимся предлагается ответить на вопрос, почему наше государство считается многонациональным? (Русские составляют 82% всего населения).
Государственная власть в РФ разделяется на: законодательную, исполнительную, судебную, органы которых самостоятельны. Ст. 10. Учащимся необходимо доказать, так ли это. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Ст. 11. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Ст. 15.
Вторая глава Конституции содержит сорок восемь статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона. Здесь учащимся предлагается сдать зачет по статьям, которые составляют костяк этого важнейшего правового материала. Ст.ст. 22, 27, 28, 29, 32, 35, 37, 43, 46.
Реализация прав и свобод человека и гражданина гарантирована в нормальные, спокойные периоды ее существования (в странах с устойчивым демократическим политическим режимом). В случае же различных экстремальных ситуаций некоторые права могут подвергаться ограничениям. В статье 56 отмечается, что такое может произойти в условиях чрезвычайного положения. Но даже и в этом случае не подлежат ограничению такие права, как право на жизнь, запрет пыток, унижение человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.д.
Не все ученые-правоведы согласны с тем, что в конституциях следует отражать и обязанности граждан наряду с правами. Обязанности противоречат правам, как бы им противопоставлены. На самом деле права и обязанности всегда сосуществуют, не умаляя друг друга. В Конституции перечислено не так уж много обязанностей: платить налоги и сборы, ст. 57, сохранять природу и окружающую среду, ст. 58, защищать Отечество, нести военную службу, ст. 59. Обязанностей у настоящего гражданина, конечно же, больше, и он должен исполнять и их, но те, что перечислены в Основном Законе, от прочих отличаются тем, что они конституционные.

Маргарита ХРАБРОВА,
учитель граждановедения

Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте