Тема “Причины нарушения правил”
Цели: научить оценивать поступки людей с точки зрения следования нравственным и правовым нормам; обсудить причины поступков, помочь детям вырабатывать свою позицию.
Реальная жизнь очень сложна. Даже повседневные события и привычные действия людей могут рассматриваться под разным углом зрения и с разных позиций, а стало быть, не могут иметь однозначной оценки.
Нужно учиться принимать во внимание и разные обстоятельства, и различные точки зрения. Ключиком может служить свое собственное умение и желание сопереживать и вставать на место другого.
Кроме того, не забывайте, что нарушения норм нравственности и норм права взаимосвязаны. Учитесь определять, в какой степени вы несете ответственность и за то, и за другое. Главное – предвидеть последствия нарушения общественных норм как для того человека, который их нарушает, так и для окружающих людей.
На этом уроке мы прочитаем историю, при обсуждении которой нужно стараться найти свою точку зрения на причины и оценки “неправильных” поступков.
Внимательно слушайте мнение других, попытайтесь понять их позицию. Определите для себя, в чем вы можете пойти на компромисс в дискуссии, а в чем будете стоять на своем до конца.
Основные понятия темы: правовые нормы; нравственные нормы.
Орхидея
Семен Каплюшин, более известный 6-му “Б” как Капля, грезил автомобилями, особенно КамАЗами, и часто давал волю своей фантазии. В школе он держался как-то особняком, в напряженном ожидании нареканий от учителей, подколок от одноклассников и всяких других неприятностей. По математике еще куда ни шло – тройку он наскреб, а по русскому – совсем беда. Он допускал несметное количество “типичных ошибок”, как определяла их Вероника Валерьевна, и таких, которые можно было, по ее же словам, сделать только “при богатом воображении Каплюшина”.
Успокоить себя можно было тем, что он, хотя и не отличался грамотностью, зато не переписывал все по сто раз, как Тинка Воронцова. Опять вчера канючила: “Вероника Валерьевна, ну пожалуйста, не ставьте сейчас “четыре”, я перепишу, хотите? Я двенадцать раз перепишу. За “пятерку” по русскому папа обещал меня на каникулы в Альпы взять покататься на лыжах”.
Неожиданность случилась на третьем уроке, когда Вероника Валерьевна вошла в класс, широко и приветливо улыбаясь, забыв отчего-то привычку хмуриться всякий раз при взгляде на Каплю. Тот, на всякий случай, насупился.
В руках у Вероники Валерьевны была небольшая сверкающая коробочка из слюды, а в ней покачивался какой-то удивительный цветок. Цветок был нежно-сиреневого цвета, и, казалось, на нем дрожала росинка. “Этот экзотический цветок называется орхидеей, – сказала Вероника Валерьевна, – и он упакован таким образом, чтобы сохранить свежесть в течение месяца. Этот подарок мне по-настоящему дорог, потому что он от моего бывшего ученика, теперь капитана дальнего плавания. Пусть орхидея постоит здесь на столе, радуя и меня, и вас. Я боюсь в снег выносить цветок на улицу. Первый раз к Новому году я получаю цветы. А сейчас…” “Сейчас начнется”, – подумал Капля. “А сейчас я поздравляю вас всех с окончанием второй четверти и объявляю, что на сегодня уроки закончились. Однако вечером нашему классу поручено оказать помощь в оформлении актового зала к завтрашнему празднику. Мы клеим большие синие звезды”.
…В школу договорились прийти к четырем вечера. Капля медленно шел по дороге, слизывая с губ снежинки, и мечтал. Нежные сумерки принесли ощущение тихого умиротворения. Вдруг на чистой поверхности снега его взгляд выхватил темное пятно. Капля наклонился и… разглядел черепаху. “Неужели замерзла?” – испугался он и, быстро подняв комочек с земли, стал торопливо на него дышать. Высунулись передние ножки. Капля сунул черепаху в ранец и ускорил шаг.
В классе было шумно. Обычный порядок был нарушен. Столы раздвинуты по сторонам. По всему полу протянуты полосы картона. Вот ворвался Патрикеев с криком “Расползайсь!!!” и водрузил на стол рядом с орхидеей огромную, килограмма на два, банку с клеем. Тинка Воронцова прямо-таки вплыла в класс. На ней дрожало невообразимо воздушное платье, напоминающее розовую пену.
– Всем привет, – защебетала она, – я тороплюсь на концерт, где мне предстоит петь. Ой, даже Капля здесь – мир перевернется.
– Летом, где мы отдыхали, орхидей была тьма-тьмущая.
– А змеи там были? – ляпнул Капля.
– Не-ет, змей не было… – протянула Тина, снизив голос.
– А у меня в ранце черепаха сидит.
Ребята стали обступать Каплю. Патрикеев ухватился за ремешок ранца. Капля потянул ранец на себя.
Ремешок лопнул, ранец шлепнулся на пол и расстегнулся. Из него выкатилась черепаха и плюхнулась в синюю гуашь.
Капля схватил ее и стал судорожно стирать синие потеки на ее панцире. “Она умрет, – промелькнуло в голове. – Вы так, так, а я – вот как!” – и Капля смахнул со стола банку с клеем. Та покатилась, перевернув орхидею, и грохнулась на пол.
Вырвалось громкое “Ах!!!”. Розовое облако Тинкиного платья покрылось чем-то напоминающим манную кашу с мелкими синими точками. Капля выскочил из класса, сунув черепаху в карман.
Вечером следующего дня снегопад прекратился. У угла школы, спрятавшись в тени, стоял Капля, пребывая в мрачном настроении, и предавался не менее грустным мыслям.
“Капля!” – услышал он шепот. В освещенный круг на снегу вошла Тина. “Капля! Ты не расстраивайся. Я вот тоже на вечер не пошла. Что ж такого! Я все дома рассказала – и про черепаху, и про орхидею. Ну, в общем, папа куда-то съездил и вот привез…” – и с этими словами Тина протянула Капле блестящую коробочку…
Вопросы для обсуждения
1. Какие черты характера и свойства личности ты бы выделил в Семене Каплюшине?
2. Какие внутренние проблемы испытывал Капля? Почему?
3. Каких неприятностей все время ожидал Семен? Как он к ним относился?
4. Считаешь ли ты отношение окружающих к Капле справедливым?
5. Какие общественные нормы нарушил Капля, сбросив со стола банку с клеем?
6. В каких ситуациях герои этой истории поступали справедливо, а в каких нет?
7. Как наши эмоции и чувства влияют на наше поведение? Как наш характер и свойства личности влияют на наше поведение? Что нужно делать, чтобы наше огорчение не приносило вреда другим?
8. Как ты думаешь, кто из героев этой истории сожалел о своих поступках? Каковы могли быть мотивы раскаяния?
9. В чем бы ты хотел быть уверенным, прежде чем обвинять кого-либо в совершении того или иного поступка?
10. Обязаны ли были все ребята 6-го “Б” класса помогать в оформлении актового зала к празднику? Может быть, это должны были делать только те, кто хочет?
Какие общественные обязанности есть у тебя в школе? В чем их необходимость?
11. Почему хулиганство – это плохо? Докажи на своих примерах.
12. Приходилось ли тебе встречать непонимание? Вспомни несколько ситуаций. Что чувствует человек, которого не понимают? Чем бы ты объяснил отсутствие взаимопонимания?
13. Сможет ли Вероника Валерьевна простить Каплю? Почему?
14. Какое наказание может ожидать Каплю? Подумай, что было бы лучше для Капли и что было бы лучше для всего класса?
15. Придумай продолжение этой истории.
Тема “О правосудии”
Цели: помочь детям составить представление о правилах (принципах), на которых строится правосудие; сравнить виды судов; аргументировать свое мнение о справедливом суде.
Вы убедитесь в том, как сложно в реальной жизни определить степень виновности человека в конкретном преступлении. Не думайте, что это трудно сделать только потому, что вам 11-12 лет и у вас слишком мало жизненного опыта. Не менее трудно судить кого-либо и в 40 лет, и в 60. “Судить да рядить – не огород городить”, – говорит народная мудрость. Тяжело осуждать за нравственные ошибки. Осудить за правонарушения – особенно ответственно, так как наказание накладывает государство, и от его имени действует судья. Христианское учение предполагает, что человеческий суд, по причине слабостей человека, с одной стороны, и великой ответственности – с другой, не может быть совершенным и признает истинным только божий суд: “Не судите, да не судимы будете”.
Но если существуют государства, существует и право, а также меры государственного принуждения за нарушение норм права. (Это неотъемлемый признак государства). Существует система правосудия – вид правоохранительной деятельности, то есть существуют суды.
Основные понятия темы: правосудие; справедливость; правила (принципы) правосудия.
Каким должен быть суд, кто и как должен судить, чтобы соблюдалась справедливость? Справедливость суда заключается в том, чтобы правильно определить правонарушителя и степень его вины. История государств знает различные виды судов. Современное общество выработало общие правила (принципы), на которых должен строиться суд. Они таковы:
цель правосудия – укрепление законности и порядка, предупреждение всех видов правонарушений;
все люди перед судом равны;
судебное разбирательство должно быть открытым, и любой человек может на нем присутствовать;
на суде состязаются равные стороны – обвинение и защита;
прокурор доказывает наличие правонарушения и вину человека, привлеченного к суду, адвокат доказывает его невиновность;
судьи должны быть независимы;
все судебное разбирательство строго соответствует закону.
Как создать такой суд? Сравним три различных по форме вида суда.
После чтения отрывков из очень известных литературных произведений сравним достоинства и недостатки разных видов судов по следующим позициям:
1. Кто является судьей (судьями)? Как он (они) получил(и) такие полномочия?
2. Кто все остальные участники суда?
3. Как происходит судебный процесс?
4. Сделай предположения, насколько справедливым может быть решение каждого суда? Почему?
Прокурор – тот, кто от имени государства обвиняет в суде нарушителя закона.
Адвокат – тот, кто защищает интересы граждан в суде.
Признаки права: общеобязательность, опредленность, справделивость, многократность применения, гуманность, неизбежность наказания за его нарушение.
Суд царя Соломона
Библия, Третья книга Царств, глава третья
“В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
И сказал Соломон: …Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
…И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе”.
Пришли к царю Соломону две женщины с просьбой рассудить их. Жили они в одном доме, и больше в нем никого не было. Одна женщина родила сына, на третий день родила и другая. Сын второй женщины умер при рождении, но она его подменила на живого, а своего подложила первой женщине. Проснувшись утром, первая женщина увидела мертвого мальчика, но поняла, что это не ее сын. Но вторая женщина доказывала обратное.
“И сказал царь: эта говорит: “мой сын живой, а твой сын мертвый”; а та говорит: “нет, твой сын мертвый, а мой сын живой”.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной, и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого, и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите”.
И велел царь Соломон отдать дитя первой женщине, определив, что она его действительная мать. И стали в Израиле бояться царя, так как увидели в нем мудрость Божию, чтобы производить суд.
Суд Линча
Суд Линча применялся в Соединенных Штатах Америки с XVIII века чаще всего белыми американцами в отношении темнокожих. Назван по имени Ч.Линча, отличавшегося особой ненавистью к неграм.
В данном отрывке из книги Майн Рида “Всадник без головы” судят Мориса Джеральда (мустангера) за предполагаемое убийство Генри Пойндекстера, которого видели как “всадника без головы”.
Громкий крик, заставивший молодую креолку так внезапно покинуть своего спутника, был одновременно и решением толпы и приговором.
Слово “повесить” звучало у нее в ушах, когда она бросилась к хижине мустангера.
Приблизительно в ту минуту, когда она соскочила с лошади, перед хакале разыгралась сцена, которую следует вкратце описать.
Люди, оставшиеся на поляне, уже не стояли отдельными кучками – они столпились в круг. В центре толпы возвышалась внушительная фигура начальника “регуляторов” и около него три или четыре его помощника; рядом с ними стояли Вудли Пойндекстер и Кассий Колхаун. Последние присутствовали, по-видимому, лишь как свидетели развертывающейся драмы; решающее слово принадлежало другим. Это было судебное разбирательство по обвинению в убийстве – суд Линча. В качестве судьи выступал начальник “регуляторов” Сэм Мэнли. Вся толпа, за исключением двух обвиняемых, играла роль присяжных. Обвиняемые – Морис Джеральд и его слуга Фелим. Они – внутри круга. И тот и другой лежат на траве, связанные сыромятными ремнями по рукам и ногам. Их даже лишили возможности говорить. Фелима заставили замолчать угрозами, а его хозяин молчит потому, что в рот ему вставили деревянный кляп.
Судебное разбирательство длится не более десяти минут, но толпа уже составила свое мнение.
Большинство окончательно убеждается в том, что Генри Пойндекстер убит и что Морис Джеральд ответствен за его смерть.
Должно быть, приговор уже предрешен. На земле веревка с петлей на одном конце. Правда, это только лассо, но для такой цели оно подходит как нельзя лучше. Горизонтальный сук растущей вблизи смоковницы вполне может заменить виселицу.
Большинство высказались за смертный приговор. Некоторые подкрепили свое решение грубыми ругательствами. Почему же приговор не приводится в исполнение?
Почему? Да потому, что нет полного единодушия. Не все согласны с приговором. Среди присутствующих есть такие, которые против казни Мориса. Их меньшинство, однако они сказали свое “нет” с не меньшей решимостью. Из-за того-то и произошла задержка казни. Среди меньшинства и сам судья Сэм Мэнли.
По толпе проходит движение. Напряжение растет, скоро оно достигает предела.
Какой-то негодяй кидается к веревке. Он только что отошел от Колхауна, пошептавшись с ним, хотя этого никто не заметил. Он берет лассо, наклоняется и быстро надевает петлю на шею по-прежнему ничего не сознающему осужденному.
Никто не вмешивается. У этого человека за поясом торчат кинжал и револьверы, и ему предоставлена свобода действий; у него нашлись и помощники из таких же негодяев, как и он, – из тех, кто только что стерег пленника.
Остальные спокойно стоят и смотрят на происходящее – большинство с немым одобрением, некоторые же даже подбадривают палачей злобными возгласами: “Вздерни его! Вешай!”
Некоторые ошеломлены; несколько человек жалеют мустангера, но никто не осмеливается встать на его защиту.
Суд присяжных
В отрывке из книги “Приключения Алисы в Стране Чудес” Льюисом Кэрроллом, известным английским писателем, очень остроумно описан сказочный суд присяжных. На русский язык эту историю не менее остроумно перевел Борис Заходер.
Вопросы и задания
1. Какой суд показался тебе справедливее? Почему?
2. Каковы плюсы и минусы каждого вида суда?
3. Насколько каждый суд соответствует общим правилам (принципам) современного взгляда на правосудие?
4. Какое из объяснений точнее передает смысл слова “правосудие”?
Правосудие – это чье-то право кого-то судить.
Правосудие – это “правильный” суд.
5. Исходя из содержания русских пословиц и поговорок сделай выводы об отношении к суду в Древней Руси:
“Суди не за страх, а за совесть”.
“Не спеши карать, спеши выслушать”.
“Не зная дела, не суди”.
“Не всякая вина виновата”.
“Суд и судью судит”.
“Суд прямой, да судья кривой”.
“Законы святы, да законники супостаты”.
6. Предложи форму судебного разбирательства, которая соответствует твоим представлениям о гуманном и справедливом суде.
Минимальные критерии справедливого суда, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека
Обвиняемое лицо не может считаться виновным до приговора суда.
Государство обязано обеспечить право обвиняемого на защиту в суде.
Суд должен быть открытым и гласным.
Человек не несет наказания за действия, которые в момент их совершения не представляли нарушение закона (закон не имеет обратной силы).
Тема “Наказание”
Цели: помочь детям осмыслить понятие “юридическая ответственность”; научить их сравнивать формы юридической ответственности на примерах древних и современных правовых норм; обсудить с учениками цели наказания и пути их достижения.
В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана – держи ответ.
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.
Государство наказывает правонарушителя разными способами. Трудно судить человека, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает “справедливое наказание”. Вспомните, когда вас в последний раз наказывали за проступок. Что это был за проступок. Мера наказания. Соответствовало ли оно проступку?
Сделайте вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнениями.
Основные понятия темы: юридическая ответственность; цели наказания; справедливость.
И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло?
А какие меры принимает государство к правонарушителю?
В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило “око за око, зуб за зуб”.
Со временем, с развитием государственности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания?
Для восстановления справедливости преступник должен понести кару – лишения, страдания, ограничения.
Наказание должно привести к исправлению правонарушителя, его перевоспитанию.
Наказание правонарушителя должно послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения.
Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее – покарать преступника или перевоспитать его? Все важно!
С ростом числа правонарушений все большее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет желание мстить. Этого ли мы хотим?
Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одиночестве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам.
Ознакомься с некоторыми правовыми нормами, действовавшими в разные исторические эпохи, в различных государствах. Обращай при этом внимание на предусмотренные ими меры принуждения. Сравни их и выполни задания.
Законы царя Хаммурапи
Древнейшие из найденных археологами законы.
Они были созданы во II тысячелетии до н.э., сейчас хранятся в г.Париже, в Лувре.
“Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит”.
“Если человек сделал пролом в доме другого человека, то перед этим проломом его следует убить”.
“Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере… Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит”.
“Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь”.
“Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку”.
“Если человек выколол глаз человеку, то должны выколоть ему глаз”.
“Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны выбить ему зуб”.
“Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз”.
“Если человек ударил по щеке человека, равного ему, то он должен отвесить ему 1 мину серебра”.
“Если раб ударил по щеке человека, то ему должны отрезать ухо”.
“Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил” – и оплачивать лекаря”.
Мина – весовая и денежная единица в странах Древнего Востока.
Законы Ману
Эти древнеиндийские законы составлены в одной из брахманских школ между II в. до н.э. и II в. н.э. Почитаются в индуизме и сейчас. Они содержат не только правовые, но и религиозные и нравственные нормы.
“Царь должен старательно обуздывать беззаконных тремя мерами: тюрьмой, заключением в кандалы и разного рода телесным наказанием”.
“(Человек) достигает (результата) доброго или дурного посредством умственного (действия) в своем уме, словесного (действия) в своем слове, телесного (действия) своего тела”.
“За (многие) преступные деяния, совершенные телом, человек становится (в будущем рождении) чем-либо неодушевленным; за грехи, совершенные словом, – птицей или зверем; и (за грехи), совершенные умом, (он возродится) в низшей варне”.
“Тот человек, который достигает контроля над своими словами, контроля над мыслями и контроля над своим телом, называется “носящий три жезла”… достигает истинного величия”.
Варна – одно из четырех сословий в Древней Индии.
Из законов XII таблиц
Законы XII таблиц – ценнейший памятник римского цивильного права. Приняты в 451-450 гг. до н.э.
“Смертная казнь применяется в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого”.
“Если (человек) причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же…”.
“Если совершивший в ночное время кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным”.
Одним из законов XII таблиц было запрещено убивать дневного вора, необходимо было собрать народ. А уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.
Цивильное право – гражданское право.
Салическая правда
Памятник права раннефеодального общества. Составлен на рубеже V-VI вв. во Франкском государстве.
“Если кто назовет кого уродом, принуждается к оплате три солида”.
Такая же плата полагалась за оскорбление словами “волк” и “заяц”. За оскорбление словами “доносчик”, “лжец” штраф был 15 солидов.
Солид – золотая монета.
О горести земли
“Если кто лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, (которые поклялись бы в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родичем. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, то есть на троих ближайших родичей по матери и по отцу. Потом в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родича по матери) должны уплатить половину того, чего не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родичами по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, то есть в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью”.
Вира – штраф.
Из древнерусских законов
Первый на Руси писаный свод законов назывался “Русская правда”. Это целое собрание документов, принятых на протяжении XI-XII вв. Начало ему положили законы киевского князя Ярослава Мудрого (“Правда Ярослава”, 1016 г.). Составление законов продолжили его дети и внуки (“Правда Ярославичей”, 1072 г.). Последними были законы князя Владимира Мономаха (“Устав Владимира Мономаха”, XII в.).
Из “Правды Ярослава Мудрого”
“Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право мстить) брат за брата, сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…”.
При членовредительстве “…если потерпевший станет хромать, то пусть дети отомстят обидчику”.
“Если убьют вора около клети или другого воровства (в ночное время), то за это не отвечают; если же вора удержат до света, то вести его на княжеский двор, и если люди (свидетели) покажут, что вор был связан, то платить за убитого 12 гривен”.
“Правда Ярославичей” месть вообще запретила и признавала только штраф (виру).
Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси; слиток серебра около 205 г.
Клеть – деревянный сруб.
Современные формы юридической ответственности
Гражданско-правовая: полное возмещение ущерба в материальной (денежной) форме.
Административная: штраф, исправительные работы, административный арест, лишение прав (водить автомобиль, охоты и др.).
Дисциплинарная: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.
Уголовная: применяется только в судебном порядке: штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.
Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы.
1. Чем отличаются меры воздействия на правонарушителя, применяемые в древности, от современных?
2. Что общего между способами наказания а) предусмотренными нормами права древних государств; б) применяемыми в древности, и современными способами наказания за правонарушения.
II. Определи и обсуди, какие способы наказания более всего соответствуют основным целям наказания. Аргументируй свою точку зрения.
III. Выясни, какие меры воздействия за проступки предусмотрены уставом твоей школы. Эффективно ли они действуют? Какие из них ты бы отменил? Предложи свои меры наказания за правонарушения, совершаемые в школе.
Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения
Нижний Новгород
Комментарии