search
main
0

Уроки доброты для всей России

3 декабря – Международный день инвалидов. Что делается в нашей стране для того, чтобы облегчить участь детей, которых обделила судьба? На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель Председателя Правительства России Галина КАРЕЛОВА.

– Галина Николаевна, можно ли утверждать, что наконец-то государство стало добродетельнее, гуманнее к тем гражданам, которые природой физически обделены и обездолены?

– В последние годы наше государство прилагает немалые усилия к тому, чтобы сформировать в обществе чувство соучастия к инвалидам. И особенно к инвалидам маленьким. Постепенно мы возрождаем благоприятную нравственно-этическую среду для полноценной социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями.

В Краснодарском крае живет девочка. Одна из многих, не похожая на своих сверстниц, поскольку с детства больна церебральным параличом. Так вот, совсем недавно на молодежном форуме инвалидов она рассказала мне, что помнит свой первый открытый школьный урок в рамках программы «Уроки доброты», который сама же проводила .

Эта программа стартовала в Нижнем Новгороде еще в 1997 г., а уже начиная с осени 1998 г. ее приняли в Краснодарском крае, Пермской области и Республике Коми. Вскоре школьные занятия с участием детей-инвалидов под названием «Уроки доброты» получили поддержку не только учителей, но и родителей и были проведены во многих школах других городов России.

«Я просто хочу с вами поговорить», – сказала краснодарская девочка своим сверстникам, и в классе раздался сдавленный смех. Дескать, как это она, парализованная и с трудом выговаривающая слова, сможет это сделать?! Таким было начало урока. А в конце эти ребята окружили мою отважную, добрую знакомую, и у многих из них в глазах стояли слезы. Детям понадобилось всего лишь 45 минут, чтобы растаял лед неприязни, чтобы стали друзьями.

Зачем я рассказываю обо всем этом? Я хочу подчеркнуть, что школы с интегрированным обучением – это наиболее эффективное средство борьбы с дискриминацией детей-инвалидов и форма гуманизации образовательной сферы в России.

А еще и потому я рассказываю эту историю, что мы должны говорить о наших с вами достижениях. Ведь когда видишь, что хотя бы в чем-то кому-то становится легче, начинаешь верить в лучшее. А верой мы победим все трудности! Программа «Уроки доброты» как раз и является убедительным примером того, что такие уроки необходимы. Они должны стать правилом, явлением всероссийского масштаба.

– Отношение к социальной сфере традиционно выражается так: «черная дыра», «бездонная бочка экономики». Именно с этим связана критика социальной политики государства правыми. За недостаточные ассигнования в социальную сферу правительство критикуют левые. Что реально делает правительство для решения проблем детства?

– Мы начали делать в последние годы первые серьезные шаги по улучшению условий жизнедеятельности детей, и особенно тех из них, кто больше всего нуждается в участии государства, – детей-инвалидов. За беспрецедентно короткие сроки в стране создана принципиально новая система социальных учреждений по оказанию различных видов социальных услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По имеющимся у меня данным, к началу 2003 года количество учреждений социальной реабилитации детей и семьи составляло более 3000, что свидетельствует об интенсивности и системности государственной социальной политики. Представьте только, что за последние 8 лет, которые страна прожила в очень непростых условиях, количество таких учреждений увеличилось почти в 26 раз!

И мне приятно подчеркнуть, что за годы существования таких учреждений вырос их авторитет. Если в начале 90-х годов существовала лишь практика помещения в них детей по направлению органов социальной защиты, по акту органов внутренних дел, ходатайству органов образования, то в 1997 году, согласно статистике, сюда самостоятельно обратились 6429 детей, то есть 9% от всех принятых в приюты и 11% – в социально-реабилитационные центры!

Постепенно все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса «неблагополучных» детей приобретают новые социальные технологии, например такие, как организация семейных воспитательных групп. К настоящему времени в одной только Иркутской области 170 детей перешли в семейно-воспитательные группы, а в Ленинградской области их еще больше: 200 детей нашли свой дом и воспитателей в семьях.

Реализация программы «Дети России», в рамках которой четырем целевым программам («Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Одаренные дети», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды») с учетом их государственной и социальной значимости присвоен статус президентских, позволила создать к 2002 году необходимые условия для стабилизации положения и снижения драматизма, которым характеризуются начало и середина 90-х годов.

– Вы рассказали о двух этапах становления социальной политики в России, причем 2002 г. называете «периодом оздоровления». Чем примечателен, на ваш взгляд, 2003 год? И что ждет нас, наших детей, особенно детей-инвалидов, в будущем?

– В настоящее время реализуются 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей. Четыре из них, которым присвоен статус президентских, я уже назвала. Перечислю остальные: «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство» и «Развитие всероссийских центров «Орленок» и «Океан». Все они входят в программу «Дети России», благодаря которой мы сумели ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения почти 4 млн. детей. Каждый четвертый из них – инвалид, каждый двенадцатый – сирота, а каждый десятый – это ребенок, попавший в сложную жизненную ситуацию.

В 2002 году в Санкт-Петербурге начато выполнение мероприятий целевой программы «Создание комплексной системы реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге» и программы «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов». Создан и начал функционировать «Городской центр технических средств реабилитации, доступной среды и адаптивной физической культуры для инвалидов».

Найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2003 году были мобилизованы дополнительные финансовые средства на программу «Дети России» для решения проблем детства. На один рубль финансовых затрат в среднем привлечено 4 рубля из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Расчетный объем финансирования на 2003 г. программы «Дети России» составляет 2210,6 млн. рублей.

– Нынешний год указом Президента России объявлен Годом инвалидов. Как сказано в этом указе, «решение проблем инвалидов является одним из важных направлений социальной политики государства». Как выполняется поставленная президентом задача?

– Проведение года инвалидов – это не официоз и ни в коем случае не планово-парадное мероприятие. Это целая программа, целью которой является повышение уровня жизни, социализация и самореализация физически обездоленных людей, причем людей, абсолютное большинство которых хотят и могут быть активными и полезными обществу и государству. В Год инвалидов в рамках программы «Дети России» осуществляется комплекс мер, направленных на снижение социальной недостаточности детей-инвалидов посредством обеспечения им доступа к образованию, спорту, культуре, обеспечение более чем 30 тысяч детей, больных церебральным параличом, 10 тысяч слепых и слабовидящих, 25 тысяч глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тысяч детей-инвалидов протезными изделиями и более 8 тысяч больных сахарным диабетом глюкометрами.

Что означает объявление президентом текущего года Годом инвалидов? Это символ того, что государство на деле поворачивается лицом к простым гражданам. Происходит гуманизация самого института российской государственности, о необходимости которой мы и говорили вначале.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте