Все меньше и меньше городских подростков заканчивают школу здоровыми. По официальным данным Министерства здравоохранения, – менее 5 процентов. По данным СЭС г. Усолье-Сибирское, за 1999 год заболеваемость детей была выше, чем по области в 1,8 раза. Из 31640 детей до 14 лет зарегистрированы заболевания органов дыхания – у каждого второго; мочеполовой системы – у каждого пятого; кожных покровов – у каждого третьего. Анализ состояния здоровья учеников 9-х классов показал увеличение сколиоза с 4,4 до 17,4 процента.
Все чаще по результатам медицинского осмотра в школьных медицинских журналах записываются рекомендации по ограничению нагрузок, по исключению соревновательных упражнений, особенно у девушек. Из 120 девушек с трудом нашлось 20, допущенных врачом к соревнованиям по легкой атлетике. Ни о каком спортивном принципе формирования команды уже нет речи. Впору заменять уроки физической культуры занятиями специальной медицинской группы. Поэтому в порядке эксперимента был организован курс лечебной физической культуры (ЛФК).
На базе 9-го класса проводят уроки ЛФК в качестве раздела программы по физической культуре 34 часа в год. Программа представляет собой симбиоз обычных занятий по физической культуре, работы специальной медицинской группы, традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик.
Предлагаемый сценарий урока рассчитан на проведение занятий в гимнастическом зале и сауне в течение 80 минут с девушками 9-го класса. Урок носит экспериментальный характер, его предполагается проводить последней парой по расписанию или факультативно после занятий.
Цель занятия: выработать навыки профилактики простудных заболеваний.
Задачи: 1. Изучить предложенные методики, подобрать методы оздоровления, оптимальные для каждого ученика. 2. Создать рекламный проект на выбранную методику и провести практические занятия по созданной программе с задачей увлечь избранной методикой других учеников класса. 3. Привить ученикам привычку трудиться для поддержания своего здоровья. Домашнее задание – регулярное ведение дневника самоконтроля.
Необходимое оборудование и инвентарь: секундомер, акробатический ковер, купальные костюмы, полотенце, полиэтилен, таз с теплой водой, чай, посуда на 15 человек, веники, кушетка для массажа, музыкальное сопровождение.
I. Введение
1. Вступительное слово учителя на тему “Уроки ЛФК как составляющая часть интегрированного курса ОБЖ”.
2. Начало урока: а) посадить учеников в круг на ковре (в положении стоя на коленях); б) дать определение понятия “здоровье” по Амосову (на клеточном уровне: “Здоровье – это гены и тренировка”); в) измерить пульс, записать в дневник.
II. Разминка
Слово дается первой творческой группе для сообщения по теме “Хатха-йога – философия здоровой жизни”.
1. Реклама проекта методики нетрадиционного оздоровления по итогам изучения литературы, личного опыта, опыта окружающих.
2. Практическое выполнение проекта по комплексу закаливающих процедур йогов. Для принявших проект – обтирание мокрым полотенцем и последующее растирание руками; для не принявших – имитация этой процедуры или пропуск ее.
III. Основная часть
Слово второй творческой группе. Сообщение на тему “Хорошая физическая подготовка – тренировка на клеточном уровне; значение в обычной жизни человека таких физических качеств, как выносливость, сила, гибкость”.
1. Реклама проекта методики нетрадиционного оздоровления по итогам изучения литературы, личного опыта, опыта окружающих.
2. Выполнение проекта по комплексу упражнений на развитие выносливости, силы, гибкости: а) упражнения в парах на силу: “тачка” (2 раза по 5 метров); “кувырки парами” 2 раза по 5 метров; “стойка на лопатках” 5 раз; армреслинг стоя на коленях поочередно правой и левой руками; перетягивание левой, правой и двумя руками до двух побед подряд; б) упражнения в парах на гибкость: “гребцы”; “наклон накатывая” (12 – 15 раз); растяжка лежа вверх и в сторону; в) измерение пульса.
IV. Заключительная часть
Проводится в сауне с обязательным инструктажем учителя. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при пользовании сауной (сухой пар).
Прислушивайся к себе, своему самочувствию, все рекомендации о времени и количестве посещений применяй в зависимости от своего самочувствия:
1) 3-4 захода по 5-7 минут, а если парят вениками – по 2-3 минуты;
2) первое посещение – без веника;
3) береги голову от перегрева (одеть шапочку, обмотать полотенцем, мыть голову после парной);
4) заход в парилку и бассейн после принятия душа;
5) не бросайся сразу в холодную воду;
6) при ухудшении самочувствия прекращай банные процедуры, сообщи об этом преподавателю, друзьям;
7) в предбаннике лучше обтереться полотенцем или обмотаться простыней;
8) не пользуйся мылом в парилке;
9) сними перед посещением парилки металлические украшения;
10) не пользуйся водой;
11) в случае короткого замыкания и пожара немедленно сообщи об этом преподавателю, дежурному; только при отключенном токе можно пользоваться водой, а тушить пожар можно только кислотным огнетушителем.
Слово третьей творческой группе: 1) Проект-реклама точечного массажа при простуде. 2) Практическое обучение массажу 2 – 3 точек. 3) Подведение итогов урока за чашкой чая.
Русские пословицы о бане
1. Баня – мать вторая, кости распарим – все дело поправим.
2. Когда бы не баня, все мы бы пропали.
3. Помылся в бане – как сто пудов с себя снял.
4. На пару да баньке сорок болезней выходит.
5. Который день паришься, тот день не старишься.
Высказывания выдающихся медиков древности
Гиппократ (жил 2500 лет назад, назван отцом медицины) считал, что: “Болезнь – это всегда затруднение в очищении тела. Лишние вещества должны быть извергнуты, после чего к человеку возвращается здоровье. Вот почему полезны очистительные свойства бани. Врач только осуществляет уход, лечат пирода, воздух, вода, упражнения”.
Асклепид – один из зачинателей лечения с помощью банных процедур (прославился спустя три столетия после Гиппократа), его прозвали купальщиком. То, что римляне не мыслили себя без бани (и тем самым избежали эпидемий и инфекций), в немалой степени заслуга Асклепида. Медик был и блестящим оратором: на улицах и площадях пламенно доказывал, что такое благости бани. На века остался его девиз: “Лечить быстро, правильно и приятно”. Он почти никогда не прописывал какие-либо сложные лекарства, говоря: “Лучше лучшего лекарства чистая вода и свежий воздух. Больной просто обязан выздороветь, если его врачами являются соблюдение чистоты, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе”.
Гален – II век нашей эры, им было написано более 500 медицинских трактатов. Он излечивал больных, от которых отказывались другие врачи. Мог безошибочно поставить диагноз по биению пульса, цвету кожи, дыханию и даже походке. Он писал: “Стареющий организм надо всячески согревать и увлажнять, а баня для этой цели незаменима”. Гален считал, что банная процедура помогает кровообращению и тем самым повышает жизненный тонус.
Ибн Сина (Авиценна) жил примерно в 980-1037 годы. Его главный труд “Канон врачебной науки” много веков был обязательным руководством для врачей различных стран. Благотворное влияние бани, как пишет ученый, состоит в том, что “ее теплота раскрывает поры, растворяет то, что нужно растворить, и вытряхивает естественным путем то, что нужно вытряхнуть”. “Эта процедура придает блеск телу, усиливает действие питательных веществ”. Еще одно изречение, его полезно знать: “Бросивший заниматься физическими упражнениями зачастую чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений”.
Историк Николай Костомаров в своих очерках о быте и нравах русского народа писал: “Баня была не только первой потребностью для соблюдения чистоплотности, не только главным лекарством от всех недугов, но и школой той удивительной нечувствительности ко всем крайностям погоды, какой отличались русские, удивляя этим иностранцев”.
Академик Тарханов говорил, что в русской речи к слову “закаливание” или “закал” в применении к организму прибегают по аналогии с явлениями, наблюдаемыми в железе, стали при их закаливании, придающими им большую твердость и стойкость. А как закаливают сталь, знает каждый. Сначала все сильно нагревают, а затем быстро охлаждают. Нечто похожее происходит в бане, когда сильно нагревшись на полке, ныряешь в ледяную прорубь или в снежный сугроб, а потом – снова на горячий полок.
Леонид КУКСЕНКО, преподаватель физкультуры
Усолье-Сибирское, Иркутская область
Комментарии