Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок-театрализация «Античный театр», 5-й класс.

Дата: 16 марта 2012, 14:00
Автор:

Данный урок – одно из занятий по теме «Культура Древней Греции». Уроку предшествовало знакомство учащихся с историей культуры Древней Греции (Крито-Микенская культура, период архаики, период классики, эллинистический период); с эстетическими принципами древних греков; с шедеврами древнегреческого искусства. Дети получили представление о знаменитых греках, о мифологии Древней Греции (космогонические мифы, мифы о богах, мифы о героях), об эпических сказаниях Древней Греции (Гомер, «Одиссея», «Илиада»). Урок по теме «Античный театр» знакомит учащихся с развитием древнегреческого театра, с творчеством выдающихся драматургов, с театральными жанрами, с сюжетами пьес. Важную роль играет театрализация: творческие группы представляют свои театральные проекты – постановку фрагментов античных комедий и трагедий.

Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса, Ксанфия, Харона (от слов: «Эй ты. Тебе я говорю, покойничек! Снести возьмешься ношу в преисподнюю?» до слов: «Понимаю, да! И что я встретил, бедный, выйдя из дому!»). Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Харона, хор лягушек (от слов: «Садись на весла…» до слов: «Видит Зевс! Клянись!»). Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и сына его Фидиппида (от слов: «Прошу тебя! Мой миленький, любименький, ступай и поучись!» до слов: «Горе, горе мне! Как голове тупой, седой, забывчивой в лапше словес тончайших разобраться, ох!»). Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и ученика из школы Сократа (от слов: «Пошел к воронам! Кто здесь в двери ломится?» до слов: «Никак нельзя! Им строго запрещается дышать так долго чистым, свежим воздухом».). , античные греки, моря бороздили, Иллюстрация с сайта:  http://www.vokrugsveta.ru/news/548/

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с феноменом античного театра.

2. Воспитывать внимательное, уважительное отношение к театральному искусству.

3. Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

Подготовительная работа:

1. Формирование творческих групп (по принципу психологической совместимости).

2. Работа творческих групп в библиотеках со словарями, энциклопедиями, справочниками (поиск сведений об античном театре: история возникновения, жанры, устройство сцены и зрительного зала, сюжеты пьес; поиск материалов о великих драматургах: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).

3. Выбор фрагмента из комедий Аристофана для постановки (выбор осуществляет творческая группа).

4. Постановка выбранного фрагмента.

5. Подготовка искусствоведческого комментария к представляемому фрагменту.

6. Подготовка декораций, реквизита для представления фрагмента комедии (творческая группа).

7. Приглашение публики на спектакль.

Оборудование:

1. «Античные туники» (изготовлены из белой ткани каждым участником урока).

2. Аудиозаписи античных мелодий, из более поздних – сиртаки.

3. Декорации к спектаклям.

4. Реквизит к спектаклям.

Ход урока

(Дети одеты в белые туники, сидят на стульях, поставленных амфитеатром)

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока звучит очень кратко: «Античный театр», но за этим названием – выдающиеся достижения театрального искусства, многовековая история театра. Нам предстоит сегодня узнать, что же скрывается за формулировкой темы. Мы начинаем наше путешествие в мир древнегреческого театра. Начало нашего пути – встреча с известными театроведами, театральными критиками, театральными зрителями. Они приглашают нас на заседание школьного театрального общества (ШТО).

2. Заседание школьного театрального общества.

(Стол на импровизированной сцене, эмблема театра; за столом – участники школьного театрального общества; председатель ШТО ведет заседание; на заседании присутствуют «известные театроведы, театральные критики, историки театра»).

Председатель:

Уважаемые члены школьного театрального общества! Тема нашего заседания – разговор об особенностях античного театра; после многочисленных раскопок, изучения старинных текстов учеными-театроведами, историками театра были сделаны выдающиеся открытия. Нам предстоит сегодня услышать рассказы об античном театре.

Первым выступает историк театра (ФИО ученика). Тема его доклада: «История возникновения театра в Древней Греции. Устройство древнегреческого театра. Жанры древнегреческого театра».

Вопросы докладчику:

Слово предоставляется известному театроведу (ФИО ученика). Он кратко познакомит нас с особенностями творчества Эсхила, с его трагедией «Прометей прикованный».

Слушаем выдающегося театрального деятеля (ФИО ученика). Тема его размышлений – творчество Софокла, трагедия «Царь Эдип».

С докладом выступает известный театровед (ФИО ученика). В центре его внимания – творчество Еврипида, трагедия «Федра».

Изучению древнегреческой комедии посвятил ряд лет театральный критик (ФИО ученика). Он познакомит вас с творчеством Аристофана.

Наше заседание завершается, подведем некоторые итоги.

(Подведение итогов заседания, вручение «наград» за научные изыскания: дипломы, оценки).

Слово учителя, сопровождаемое просмотром слайдов:

Внимание на экран: перед нами – афинский амфитеатр. Он был построен на юго-восточном склоне Акрополя. Именно здесь, на этих ступенях, сидели древние греки, плакали и горевали, когда смотрели трагедии; весело смеялись, когда на сцене представлялись комедии. Посмотрите внимательно: как вы думаете, какие декорации были в древнегреческом театре? (Пейзаж, который окружал амфитеатр и был виден со зрительских мест). Что видели зрители, сидя здесь, в этом амфитеатре? (Горы, небо, лес на склонах гор, вдали – море, сады). Как освещались сцена и зрительный зал? (Естественное освещение: солнце)…

Давайте представим, что мы находимся в афинском амфитеатре: чувствуем дуновение ветерка, радуемся красоте мира, сиянию солнца… Скоро начнется спектакль… Готовы уже актеры, волнуются драматурги… И вот – представление начинается!

3. Просмотр спектаклей, подготовленных участниками творческих групп.

(Каждый театрализованный фрагмент представляет «театральный критик»).

Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Геракла (от слов: «Друг!.. Назови скорей дорогу, чтоб сойти мне в преисподнюю…» до слов: «Согласен! Погляди, выносят мертвого».).

Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса, Ксанфия, Харона (от слов: «Эй ты. Тебе я говорю, покойничек! Снести возьмешься ношу в преисподнюю?» до слов: «Понимаю, да! И что я встретил, бедный, выйдя из дому!»).

Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Харона, хор лягушек (от слов: «Садись на весла…» до слов: «Видит Зевс! Клянись!»).

Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и сына его Фидиппида (от слов: «Прошу тебя! Мой миленький, любименький, ступай и поучись!» до слов: «Горе, горе мне! Как голове тупой, седой, забывчивой в лапше словес тончайших разобраться, ох!»).

Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и ученика из школы Сократа (от слов: «Пошел к воронам! Кто здесь в двери ломится?» до слов: «Никак нельзя! Им строго запрещается дышать так долго чистым, свежим воздухом».).

4. Заключительное слово учителя:

Вот мы и побывали в древнегреческом театре. Чем он похож на современный театр? Чем отличается? (Ответы детей).

Древнегреческие драматурги стояли у истоков европейского театра. И сегодня, спустя тысячи лет, современный театр продолжает традиции театра Древней Греции…

Завершает наш урок стихотворение Олега Тарутина «Древние греки»:

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки

навеки.

Даже порой удивленье берет:

ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали,

с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили.

И Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

было скульптурное их мастерство!

Ну а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б

изъясняться!

«Физика», «космос», «медуза»,

«стратег» –

понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь: «асфальт», «стадион»

и «динамо» –

скажешь ты это по-гречески

прямо!

«Библиотека», «театр», «берилл» –

так, между прочим, и грек говорил!

Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Нам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… А пока нас ждет посещение нашего драматического театра и разговор о традициях древнегреческого театра в театре современном. До новых встреч с культурой и театром Древней Греции!

5. Последействие:

посещение драматического театра, неформальное общение после спектакля (разговор о спектакле, традициях древнегреческого театра в театре современном);

экскурсия «За кулисами театра» (знакомство с устройством современного театра, с цехами театра; рассуждения: какие элементы, термины современный театр унаследовал от театра древнегреческого?);

конкурс рисунков «Древнегреческий театр».

6. Рекомендации:

урок проводится в течение двух академических часов;

подготовительная работа начинается за месяц до урока;

фон урока – греческая музыка (сиртаки и др.);

необходима готовность учителя к импровизации (особенно во время театральных представлений);

возможно приглашение родителей, но при этом их роль не должна быть пассивной (создается творческая группа, участвующая в уроке).

Владимир Никляев


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt