search
main
0

Урок русского языка в 8 классе на тему «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Учитель: Сегодня на уроке нас ждёт интереснейший материал, относящийся к теме “Вводные слова». Скажите, какую практическую значимость этот материал может иметь лично для вас? Где и когда пригодится отличное знание этой темы?

Ответы учеников.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку является следующее высказывание:

Если в мире есть вещи, достойные

названия «чуда», то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский

Почему оно достойно стать эпиграфом к уроку?

1.      Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)

Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (Есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию).

Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.

Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.

(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.

Ответ учащегося: 1-е предложение осложнено обращением, слово моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно.

2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по-  и суффикс  -ому.

3-е предложение  осложнено обособленным  вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.

Учитель: Согласны?

Сверка с доской.

Учитель: С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных  предложений? (Не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ).

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте познавательные цели и учебную задачу.

Учебная задача: выяснить, есть ли слова, сходные  с вводными, но не являющиеся таковыми. Уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов.

Как отличить вводные слова от слов-омонимов?

Учитель: Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?

Учитель помогает ученикам оформить тему: «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Учитель: По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

– Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;

– Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;

– Выражают отношение говорящего к сообщаемому:

– различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

– различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

– источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

– порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

– способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

– призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

Проверка по слайдам, ученики приводят свои примеры.

3. Открытие учащимися нового знания.

Задание на слайдах (знаки препинания не поставлены):

1)     К моему огорчению подснежники ещё не появились.

К моему огорчению прибавилось чувство неловкости.

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

2)     Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

3)     Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Рассказать о весне другими словами.

Другими словами весна это утро года.

Правда грачи прилетели?

У каждого своя правда.

Учитель: Как проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

Ученики: Нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).

(См. алгоритм в прикрепленном файле).

4. Первичное закрепление «Поработайте корректором!»

Каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» – работа с алгоритмом).

Задание: исправить пунктуационные ошибки.

Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны  прожить невнимательно.

Ю.Олеша. Ни дня без строчки

5. Самостоятельная работа – тест (с самопроверкой).

Ситуация успеха: «Вы всё  можете. У вас всё получится!»

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):

1)      Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом  однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

Ключ к тесту (слайд №13).

1            2            3

А           Б            Б

Учитель: Кто справился с тестом без ошибок?

7. Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»):

Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?

Добились ли мы поставленных целей?

Что было интересным?

Чему научились? В чём вы уверены?

Учитель: Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Переделанная песня \”Взрослые и дети\”, музыка В. Шаинского

Мусор в речи, видишь ли, одноклассники нашли. Между прочим, это лишь вводные слова. Я, во-первых, не грублю – хамов сам я не люблю, Во-вторых, без вводных слов наша речь мертва.

Припев: Понимаете, друзья, обойтись никак нельзя мне без слов без вводных. Я их, грубо говоря, не включаю куда зря, как душе угодно.

Как, к примеру, мнение (если есть сомнение) высказать без вводного \”видно\”, \”может быть\”? Как же мне, по-вашему, чью-то точку зрения не сославшись, высказать, автора забыть?

Иногда, случается, много слов включается типа \”понимаешь ли\”, \”значит\”, \”так сказать\”, вводные слова тогда, в общем-то, мешаются – этому, пожалуй, я не буду возражать.

Анатолий Кузнецов, учитель русского языка и литературы гимназии №1 города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Фото из личного архива автора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте