Моя задача – обобщить в начале урока все, что дети знают о причастии, проанализировав фрагмент из книги Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Разборы образцовых текстов полезны как «наблюдения над языком» (термин Федора Ивановича Буслаева). Образцовые тексты формируют языковую интуицию, а грамматика вводится как ее осмысление. Текст позволяет провести работу по орфографии, пунктуации, стилистике текста. Ребята повторяют темы, которые хорошо усвоили, и попадают в ситуацию успеха.
( предлагает один из вариантов домашнего задания: написать сочинение-миниатюру «Зимние забавы», используя причастные обороты.) сталкивает ребят с искусственно созданной проблемой. : Ребята, когда я печатала текст, торопилась и написала: , учитель русского языка и литературы средней школы №1 с углубленным изучением английского языка города Рыбинска Ярославской области, победитель конкурса « года России-2007»
Ситуация успеха, как известно, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе становится основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащихся, на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Затем сталкиваю учеников с проблемой, связанной с употреблением причастного оборота, и формулирую цель урока:
– научиться правильно употреблять причастные обороты в речи;
– создать памятку по употреблению причастных оборотов.
Основные методы: проблемного изложения материала и исследовательский.
Конспект урока
1. Создание ситуации успеха. Комплексный анализ текста
Учитель: Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?
– Что мы знаем о причастии?
– Найдем причастные обороты в тексте, расставим недостающие знаки препинания.
Масленица… Я и теперь еще чу..ствую это слово, как чу..ствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога (?) уже замаслившаяся на со..нце, с ныряющими по ней (?) в..селыми санями, с веселыми конями, в к..локольцах и буб..нцах, с игривыми переборами гармони…
Едем катат..ся с гор (?), залитых бл..стящим льдом. Взб..раемся на них(?) и скатыва..мся (в)низ по лед..ным дорожкам. М..лькают елки, стекля..ые, разноцветные шары (?), повешенные на проволочках. Летит снеговая пыль, пада..ет на нас елка, саноч..ки вверх полозьями, и мы в сугробе.
2. Мотивация. Словарная работа
Учитель: Главное наслаждение от произведений Шмелева – возможность осязать заповедный русский язык. Что значит «осязать язык»? Почему «заповедный»? (Сохранившийся в отдельных заповедниках, «незагазованный», не разоренный вульгаризмами.)
Заповедный – заповедь – ведать – знать…
Учитель: Давайте и мы будем стремиться, чтобы и наша речь была такой же красивой. И пусть эталоном для нас станет не язык улиц, а художественный язык произведений Пушкина, Тургенева, Шмелева, Бунина.
(Учитель предлагает один из вариантов домашнего задания: написать сочинение-миниатюру «Зимние забавы», используя причастные обороты.)
3. Групповая работа на основе проблемной ситуации
Учитель сталкивает ребят с искусственно созданной проблемой.
Учитель: Ребята, когда я печатала текст, торопилась и написала:
Едем кататься с залитых гор блестящим льдом.
А компьютер подчеркнул эту фразу. Почему? В чем ошибка? Как быть, если не знаешь, в чем ошибка?
Введение темы и цели урока
Групповая работа. Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: два составлены правильно, а в двух других допущены ошибки, связанные с употреблением причастного оборота. Результат работы групп фиксируется на доске. В итоге обсуждения создается памятка «Употребление в речи причастий и причастных оборотов».
Задания
1. Проанализируйте предложения с причастными оборотами.
2. Если есть ошибка в употреблении причастного оборота, найдите ее, исправьте и запишите это предложение в тетрадь.
3. Сформулируйте, какая ошибка в употреблении причастного оборота допущена и как действовать, чтобы ее в следующий раз не допускать.
Группа №1
1. Я жил в тихой, затерявшейся среди густого соснового леса деревушке.
2. Земля, размытыми недавними сильными ливнями, лопалась, чавкала, налипала комьями.
3. Свернутые паруса, расправляемые сильным ветром, ожили.
4. Молчаливо стоят березы и клены, одетыми разноцветной листвой.
Группа №2
1. Остров, озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.
2. Выступление, вызвавшее бы возражение, испугает многих.
3. Каждый ученик, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.
4. Смельчаки, попытавшиеся бы покорить вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
Группа №3
1. Белочка, мелькающая среди деревьев, отыскивает орехи.
2. Ранние незабудки у ручья уже расцвели.
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные листья с деревьев.
4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
4. Самостоятельная работа учащихся с опорой на памятку
Задание для самостоятельной работы.
1. Мыс, возвышающийся над поверхностью озера, был похож на утюг.
2. Сорванная листва с деревьев закружилась в вихре ветра.
3. Веткой, отломленной бы от берега, охотник отметил след и пробрался к воде.
4. На неосвещенной стороне Луны всегда ночь.
5. Горы, еще не освещенные солнцем, выделялись.
Классический урок по системе развивающего обучения предполагает логическую связь с последующими уроками. Поэтому учитель может спросить, почему по-разному написано НЕ с причастиями в 4-м и 5-м предложениях. Выслушав предположения детей, учитель говорит, что тему «Правописание НЕ с полными и краткими причастиями» мы будем изучать на одном из следующих уроков.
5. Домашнее задание
Учитель: Интересно, а все ли мы знаем теперь об употреблении причастных оборотов? Я приготовила вам еще один подарок. Послушайте, пожалуйста, предложение:
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся к вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Почему оно вызывает улыбку?
Предлагаю вам другой вариант домашнего задания: отредактируйте предложение. Может быть, вам удастся дополнить нашу памятку.
Анастасия Мельникова, учитель русского языка и литературы средней школы №1 с углубленным изучением английского языка города Рыбинска Ярославской области, победитель конкурса «Учитель года России-2007»
Иллюстрация с сайта http://www.idrp.ru
Комментарии