«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит», – утверждал выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.
показывает портрет ученого. Ученики исправляют ошибки, классифицируют их. Работа выполняется коллективно. на доске исправляет и фиксирует тип ошибки, используя общепринятые обозначения (/, P, Г). В последних предложениях допущена грамматическая ошибка. Выясняем, какие ошибки называются грамматическими. предлагает деформированный текст.
I. Мотивация
Учитель: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит», – утверждал выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Учитель показывает портрет ученого.
Учитель: И мне, как учителю русского языка, бывает больно и обидно, когда я прислушиваюсь к тому, как говорят вокруг, или читаю безграмотно составленные объявления и вывески. Вот некоторые из них:
– Универмагу срочно требуется квалифицированый продовец.
– Не оплатившие проезд, пассажиры обязаны заплатить штраф.
– Эта кофточка более красивее, чем та.
– Положь книгу на место.
– Заканчивая школу, все учителя советуют нам продолжать учебу.
Ученики исправляют ошибки, классифицируют их. Работа выполняется коллективно. Учитель на доске исправляет и фиксирует тип ошибки, используя общепринятые обозначения (/, P, Г). В последних предложениях допущена грамматическая ошибка. Выясняем, какие ошибки называются грамматическими.
II. Групповая работа
Цели:
– рассмотреть распространенные нарушения синтаксических норм современного русского языка;
– выработать способ их предупреждения.
Чтобы работа была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. На мой взгляд, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.
Задания для работы в группах
1. Проанализируйте предложения.
2. Если есть грамматическая ошибка, найдите ее (при необходимости воспользуйтесь справочным материалом).
3. Исправьте предложения и запишите их в тетрадь.
4. Определите вид грамматической ошибки, выработайте способ ее предупреждения.
Группа 1
1. Я не только читаю газеты, но и журналы.
2. С успехом не только выступали исполнители главных ролей, но и все остальные участники спектакля.
3. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателей стихотворения, но и для его читателей.
4. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Группа 2
1. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
2. Проработав два месяца, у него возникли осложнения с начальником.
3. Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке.
4. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
Группа 3
1. Лежащая книга на столе покрылась пылью.
2. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
3. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
4. Остров, озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.
Каждая группа отчитывается о проделанной работе.
III. Комплексный анализ текста
Учитель предлагает деформированный текст.
(1) Весна наступила в этом году не только ранняя, дружная, но неожиданно. (2) Побежали по деревенским улицам бурливые (?) коричневые (?) сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3) Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. (4) Снег сошел, оставшись кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (5) Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, отдохнувшая земля за зиму. (6) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, – тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.
(По А.И. Куприну)
Задания по тексту
1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения синтаксической нормы русского языка. Исправьте их.
2. Укажите ведущий тип речи данного текста.
3. Укажите, с помощью каких слов связываются 4 и 5 предложения.
4. Укажите, какое средство выразительности используется в 3 предложении.
5. Укажите количество причастий в тексте.
6. Выпишите из текста усилительную частицу.
IV. В качестве домашнего задания можно предложить выполнить задания из сборника учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Анастасия Мельникова, учитель русского языка и литературы средней школы №1 с углубленным изучением английского языка города Рыбинска Ярославской области
Комментарии