Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок-путешествие. 5-й класс.

Дата: 16 марта 2012, 10:18
Автор:

Любите ли вы путешествовать? Чем интересен для нас мир путешествий? Мы приглашаем вас на урок-путешествие. Он будет необычным, потому, что путешествовать мы будем во времени и в пространстве. Нам надо решить, как пройдет наш маршрут. По каким городам, рекам, морям?

На наших уроках истории и культуры Санкт-Петербурга мы не раз совершали путешествия, поэтому один из городов, как вы догадались, наш любимый Санкт-Петербург. Но не через весь город пройдет наш маршрут, а только через ту часть города, которая нас сегодня будет интересовать. Может, кто-то догадался, какой Петербург станет частью нашего маршрута? Посмотрите внимательно вокруг! (Можно спросить ребят, с какой страной они знакомятся на уроках истории Древнего мира).

Античный Петербург.

Что значит «античность», как мы понимаем, раскрываем это понятие?

А назвать второй город вам помогут строчки гомеровского гимна.

Из головы он священной родил ее в полных доспехах,

Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье

Всех охватило бессмертных, пред Зевсом эгидодержавным

Прыгнула быстро она из главы его вечной,

Острым копьем потрясая.

Афины!

Правильно, ребята, поэтому тема нашего урока: «Петрополь встает навстречу… Слышу муз афинских звон». (Ученикам предлагается начать работу в тетради).

Каждый народ имеет свою культуру, свою историю. Он слагает мифы и сказки, возводит храмы и памятники, пишет поэмы и песни, и все это – достояние мировой цивилизации.

Народы, живущие в разное время и на разной территории, несут элементы своей культуры, ее достояния друг другу. И поэтому цель нашего урока – увидеть эту связь: Древней Греции и Санкт-Петербурга.

Ребята, а кто же творец, создатель всего культурного наследия?

ЧЕЛОВЕК!

Поэтому не случайно эпиграфом урока мы взяли слова древнегреческого поэта Софокла.

«Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней».

Итак, мы определили города для путешествия, но этого мало, нам надо еще иметь карту, чтобы знать, как пройдет наш маршрут.

(Учащиеся работают с картой мира).

Покажите на карте расположение Греции, Афин.

Греция расположена на юге Балканского полуострова. Греция была разделена на три области: Северную, Среднюю, Южную. Афины – главный город Аттики, которая располагалась в Средней Греции.

Посмотрим на карту и определим, где располагаются на карте Афины и наш Санкт-Петербург. Отметим их на карте: Петербург – хорошо вам известным гербом, а Афины – оливковой ветвью. Почему я выбрала именно оливковую ветвь?

(Ребята рассказывают известный им миф «Спор Афины с Посейдоном»).

С чьим именем связываем мы основание нашего города? С Петром I.

Именно с Петром Великим, с основания Петербурга в России появляется интерес к античности. А сегодня мы смело можем сказать, что Петербург – Пантеон античных богов и героев. Интересно, каких античных богов выделял Петр I и почему?

(Ученики рассказывают о Посейдоне и Афине, объясняя их связь с морем и покровительством ремесел и городов).

Начинаем мы наше путешествие с «сердца нашего города», с первой постройки. Это Петропавловская крепость.

(На экране слайд Петропавловской крепости).

Вспомните, когда была основана крепость, где, кем? Кто архитектор крепости?

(Ребята отвечают на вопросы).

На карте отметим нашу первую остановку. Что помогло найти нам крепость? Как мы ориентировались по карте?

А можем ли мы увидеть в Петропавловской крепости Афину?

(Ребята рассказывают о скульптурном убранстве Петровских ворот. На слайде – Петровские ворота).

Петровские ворота – это триумфальная арка ХVIII века. В честь какой победы она поставлена?

В форме диалога с учащимися даются ответы на вопросы: в каких ипостасях предстает перед нами Афина? Почему она носит имена Паллада и Полиада? Каковы ее атрибуты? Кто скульптор? Отвечая на вопросы, учащиеся используют книгу Ю. Ракова «Античные стражи Петербурга», учебник истории Древнего мира.

Далее идет работа с выставкой детских рисунков.

Вот ваши рисунки. Вы изобразили Афину так, как ее изображали древнегреческие скульпторы.

Почему же архитектор и скульптор Д. Трезини изобразил ее иначе, нетрадиционно? Вместо туники – кольчуга, вместо сфинкса – саламандра.

Чему еще покровительствует Афина? Чему научила она людей?

(Ребята активно высказывают свое мнение, показывают свои знания).

Спасибо ребята! Молодцы! Но для нас самое главное то, что Афина охраняла и защищала Петербург, и потому не случайно ее изображение видим мы в сердце Петербурга – Петропавловской крепости.

Мы сегодня путешествуем во времени и в пространстве (звучит музыка, греческий народный танец сиртаки).

Ребята, а куда мы сейчас перенеслись?

В Грецию!

Для путешествия нам понадобится карта-схема, где мы также будем отмечать наши остановки. А вы будете отмечать наши остановки в контурной карте.

Цель нашего путешествия – познакомиться с жизнью, бытом горожан, пройти по площадям города, его улицам, познакомиться с жизнью Афин в V веке до н.э.

Мы с вами определили символы городов, по которым будем путешествовать. С историей каждого города связаны определенные имена, или их покровителей, или основателей. Кто был покровителем Афин, мы выяснили.

Каждый древнегреческий город тоже имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. сердцем была…?

Ребята, откройте стр. 169 и назовите сердце Афин.

(Учащиеся работают с учебником, выясняют, что сердцем Афин была главная площадь – Агора, делают необходимые записи в тетрадь).

Нам трудно путешествовать по городу V века до н.э. В этом нам поможет видеофильм. Посмотрим его внимательно и ответим на вопросы.

Почему афинская Агора всегда была многолюдна? (Торговля, вода общественных фонтанов).

Агора – центр торговли.

Агора – это не только рыночная площадь, но и центр общественной и политической жизни полиса.

Какие здания мы могли увидеть в другой части Агоры? Обратимся к материалу учебника.

(Учащиеся выясняют, что на площади находились здания общественного управления полисом).

Кто мог быть членом Совета пятисот?

Кто же считался гражданином в Афинах в V веке до н.э.?

(Обсуждается вопрос гражданственности).

Обратимся к рисунку художника нашего времени «На афинской Агоре».

(Ребятам предлагается рассказать о жизни Агоры, используя рисунок).

Воссоздать картину афинской Агоры помогли следующие события. В 1931 году Американская археологическая школа в Афинах начала раскопки Агоры, продолжавшиеся около 30 лет. В результате древняя Агора была полностью расчищена, фундаменты зданий реставрированы, территория Агоры стала своеобразным памятником под открытым небом.

Агора занимала обширное место, имеющее форму прямоугольника.

Отметьте на контурной карте, где располагалась Агора, а я отмечу на большой карте-схеме.

Вывод: Агора – центр торговли, центр общественной и политической жизни Афин.

Итак, мы продолжаем свое путешествие по Афинам. Пойдем дальше, что же мы видим, пройдя Агору?

(Рассматривая карту-схему, ребята видят район Керамик).

Отметьте на контурной карте район Керамик, а я на карте-схеме.

Керамик происходит от греческого слова «керамос» – глина.

Какое слово в русском языке имеет общий корень со словом «керамик»?

Что оно означает?

Изделия из глины.

Обратимся к рисункам в учебнике, найдите чернофигурные сосуды, краснофигурные, почему они так называются?

Как называлась дешевая посуда, которую изготовляли в Керамик?

(Ребята отвечают, работая с материалом учебника).

Сейчас с помощью видеофрагмента мы окажемся в районе Керамик. Кого мы увидим, кто жил и работал в Керамик?

Искусные гончары и художники, владельцы гончарных мастерских, метеки, рабы.

Кто же был творцом этих прекрасных, удивительных изделий?

Человек!

(Возвращаем внимание ребят и логику хода урока к эпиграфу).

Афины в V веке до н.э. – это центр научной мысли, философских взглядов и учений.

Это «золотой» период в развитии Афин. Он подарил нам столько изобретений и открытий, что мы пользуемся ими и сейчас. Мы употребляем в своей речи слова, которые дала нам Греция, такие, как: политика, география, риторика, философия.

Люди тянулись к знаниям, зарождалась научная мысль.

В V в. до н.э. жили и творили в одном городе, в одно и то же время лучшие умы человечества.

Аристотель – историк и ученый.

Софокл – драматург и поэт.

Гиппократ – отец медицины.

Пифагор – математик.

Геродот – историк.

А вы знаете, ребята, что у нас в городе тоже есть место, тоже площадь, где, немного пофантазировав, используя свои знания и творческий опыт, наши экскурсии, мы словно оказываемся на греческом Форуме!

Между белоснежными колоннами здания стоят фигуры древних историков, философов, ученых, поэтов. Они внимательно смотрят на нас. Вот один из них поднял руку, так делают афинские ораторы, этот жест мы тоже часто используем, и он нам понятен, призывая к вниманию и тишине. Это Демосфен! Внимание, а где же мы находимся?

У здания Российской национальной библиотеки.

Давайте найдем ее на карте. Здание входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Архитектор постройки – Росси.

(Ребята записывают в тетрадь место второй остановки на маршруте путешествия по античному Петербургу).

Можем ли мы увидеть на фасаде здания библиотеки древнегреческого историка, которого называют «отец истории»?

(Учащиеся работают с иллюстративным материалом по книге Ю. Ракова «Античные стражи Петербурга»).

– Кто это, что он держит в руках?

– Геродот. Свиток.

– Чья эта величественная фигура, опирающаяся на посох, обвитый змеей?

– Гиппократа.

– Сколько театральных масок держит этот грек, какой необычный посох или, может быть, жезл, кто это?

– Еврипид.

– Ребята, как вы думаете, а какой древнегреческий поэт обязательно должен присутствовать в этом ряду великих?

– Гомер. (Учащиеся рассказывают о Гомере и его поэмах).

– Как узнаем мы Гомера?

– По лире в руках, а также скульптор изобразил его слепым.

Здание Российской национальной библиотеки называют храмом мудрости, так кто же решится объединить этих великих мужей и даже вознестись над ними?

– Богиня мудрости Афина!

Она венчает великолепное здание архитектора Росси, похожее на античный храм.

Здесь мы видим классический облик Афины, назовите ее атрибуты.

– А кто примостился на ее шлеме?

– Сфинкс – символ мудрости.

Античные мыслители, философы, ученые трудами своими продолжили подвиги мифологических героев, встав, таким образом, с ними рядом! Воистину «много есть чудес на свете, человек их всех чудесней»!

Прекрасен был человек в понимании древних греков. Совершенство ума и красоты тела, вот что ценили греки. Гармония и общее совершенство. Богов они наделяли человеческими качествами. Но всю свою жизнь древние греки связывали и объясняли действиями богов.

Самым любимым и почитаемым местом для афинян был Акрополь. Акрополь в переводе – верхний город.

(Учащиеся работают с картиной «Афинский Акрополь», отвечая на вопросы учителя, делая выводы, высказывая свое мнение).

Акрополь – это целый ансамбль храмов, в центре возвышается скульптура богини Афины.

Парфенон – самый красивый храм, посвященный богине Афине.

Храм Эрехтейон, как считали греки, построен именно на том месте, где произошел спор между Афиной и Посейдоном.

Грандиозные скульптуры и рельефы храмов создавал величайший скульптор Древней Греции Фидий. С помощью кинофильма мы сейчас окажемся в афинском Акрополе.

– Внимательно посмотрите кинофрагмент и скажите, в чем особенность храма Эрехтейон?

– Портик поддерживают женские фигуры вместо колонн.

– Это коры – девушки, поэтому, когда свод или портик поддерживают женские фигуры, мы называем их кариатидами.

– А если часть архитектурной конструкции поддерживает мужская фигура?

– Тогда мы называем их атлантами.

– А где в нашем городе находятся самые известные атланты?

– У здания Нового Эрмитажа!

(Можно прочитать известные строчки:

Когда на сердце тяжесть и холодно

в груди,

к ступенькам Эрмитажа ты

в сумерках приди.

Там без питья и хлеба, застывшие

в веках,

Атланты держат небо на каменных

руках).

Итак, мы сделали три остановки в Афинах и убедились, что Афины – это центр ремесла и торговли, центр научной мысли и философии, центр культурной и художественной жизни Античного мира.

– О каком российском Парфеноне идет речь в стихах Р. Рождественского?

На Стрелке острова, где белые колонны

возносит над Невой российский

Парфенон,

остановись на миг, мечтатель

вдохновенный,

веселым сумраком, как тайной, окружен.

– Эти строчки о здании Биржи на стрелке Васильевского острова.

– Обратимся к карте города, отметим остановку на маршруте, в тетрадь запишем название здания и его архитектора (Тома де Томон).

– Давайте проверим себя (на экране слайд с видом Биржи). Сравним Биржу на слайде и Парфенон на картине, докажите, что поэт прав.

(Делая сравнительный анализ, ребята используют архитектурные термины: колонна, фронтон, капитель. В качестве закрепления необходимо еще раз обратиться к архитектурному словарю. Это можно сделать в игровой форме, сделав одного из учеников архивариусом. Также в качестве закрепления и смены деятельности на уроке обращаемся к работам предыдущих уроков, когда ребята знакомились с колоннами и лепили их).

– Вот перед нами ваши работы – колонны. Они различны. Для того, чтобы определить стиль, на какую часть колонны мы должны внимательно посмотреть?

– Верхнюю. Капитель. Поэтому стиль может быть дорическим, ионическим, коринфским.

Вернемся к хорошо нам известному зданию Биржи, кто изображен на фронтоне и почему? Есть ли Посейдон на фронтоне Парфенона?

(По видеофрагментам ребята уже знают, что на одном из фронтонов Парфенона изображен спор Афины с Посейдоном).

На другом фронтоне изображена сцена рождения Афины из хорошо известного вам мифа. (Ребята могут рассказать миф).

Спасибо, какие мы с вами счастливые люди! Мы живем в таком удивительном, красивом, фантастическом городе! Прогулялись по Петербургу, а словно прикоснулись к простоте и величию Эллады! Нам дул в лицо балтийский ветер, а мы на мгновение почувствовали морской бриз морей Аттики. И это Петербург дает нам возможность таких путешествий во времени и в пространстве!

(В качестве закрепления можно задать учащимся следующие вопросы:

Где происходили остановки в нашем путешествии по античному Петербургу?

Почему мы назвали Петропавловскую крепость сердцем Петербурга?

Почему мы остановились на площади Островского?

Как поэт Рождественский назвал Биржу?

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам самостоятельно поискать в Петербурге «античные места»).

Оснащение урока

Карты:

Афины V века.

Санкт-Петербурга, современная.

Географическая карта мира.

Выставки:

рисунки ребят по теме «Древняя Греция», «Античные боги и герои в Санкт-Петербурге».

Керамики.

Фотографий Афин.

Стенгазет: «Античный Петербург», «Культура Древней Греции».

Набор слайдов с видами Петербурга.

Музыкальные аудиозаписи.

Татьяна Дан, Людмила Королева, учителя истории, Санкт-Петербург

Иллюстрация с сайта:  http://karta-spb.livejournal.com/266110.html


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt