search
main
0

Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Как разрушаются камни?».

Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся знания о природных факторах разрушения твердых горных пород. Выявить опытным путем свойства твердых тел при нагревании и охлаждении. 2. Закрепить знания учащихся о факторах, угрожающих воде, и видах помощи. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

I                          II                     трясет закрытой шкатулкой с камнями. отвечают, что это камни.   : Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут сегодня удачу. ( раздает камни детям).                   V               :                       VI                      Какое высказывание является верным?      Из-за изменений температуры в камнях образуются трещины, потому что:      Ветер разрушает скалы, потому что:      Вода может разрушать камни, потому что:     VII                     Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Том М.: Издательство \”Правда\”, 1986 г.

Цель урока:  Ознакомить учащихся с причинами разрушения камней.

Оборудование: две динамических схемы из цветного картона для игры в метеорологов: тучи, дождинки, 2 солнца, стрелки, карточки с цифрами; осколки камней в шкатулке; диск с записью мелодии «Прогноз погоды» (заставка из программы «Время»: Франк Пурсель, «Манчестер – Ливерпуль»); шапка магистра; мантия.

Оформление: запись фрагментов стихотворений об осени на доске.

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начнем с прогноза погоды, посмотрим, какие сообщения вы подготовили дома, а потом перейдем к изучению новой темы. А вот название темы я сразу не скажу, вы поможете мне её сформулировать.

II.                Наблюдения за погодой.

Игра в синоптиков

Звучит музыка «Прогноз погоды». К доске выходят двое учащихся, составляют из подготовленных карточек схему погоды на данный день: тучка, дождинки, часть солнышка, примерная температура, стрелочка, указывающая направление ветра. По очереди комментируют свои схемы.

Учитель: Ребята, какая схема, на ваш взгляд, более точная?

Какое из стихотворений наиболее точно отражает состояние сегодняшней погоды? Почему?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (А. Плещеев)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)

III.             Проверка домашнего задания.

Учитель: Что было задано на дом? (Нарисовать плакат «Берегите воду!»)

Итак, представьте себе, что вас с вашими работами пригласили на очень важный съезд экологов. И сейчас ваша задача с помощью плакатов рассказать всем, почему так важно защищать воду от загрязнения и как это сделать.

Так вот мы и есть слушатели и зрители. А слово предоставляется… (учитель приглашает ученика к доске).

Ребята, выходящие к доске, надевают мантию и магистерскую шапочку.

Какое сообщение вас впечатлило больше всего? Почему?

IV.             Подготовка к изучению нового материала. Формулировка темы и целей.

Учитель: Сейчас вам предстоит определить тему нашего урока.  Сначала я прошу вас внимательно послушать небольшой фрагмент рассказа Аркадия Гайдара. Я буду читать текст, а главное слово буду заменять словом ПРЕДМЕТ. Ваша задача догадаться, о каком же предмете идет речь.

Фрагмент рассказа Аркадия Гайдара «Горячий камень»:

От  стыда и  горя Ивашка забрел в лес, заблудился и  попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой ПРЕДМЕТ, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на  ПРЕДМЕТЕ не  было. Этот ПРЕДМЕТ был,  как  уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что ПРЕДМЕТ был волшебный! – это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину,  чтобы поскорее узнать: что с этого ПРЕДМЕТА может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ ПРЕДМЕТ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

Учитель: Так о чем речь в рассказе? (О камне). А кто-нибудь читал этот рассказ? (Ответы учащихся). Называется это произведение «Горячий камень». Автор – Аркадий Гайдар.

Как поступил Ивашка, вы сможете узнать, прочитав этот рассказ, если еще с ним не знакомы. А я тоже нашла этот волшебный камень и догадайтесь, что я вам принесла.

Учитель трясет закрытой шкатулкой с камнями. Ученики отвечают, что это камни.

Учитель: Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут сегодня удачу. (Учитель раздает камни детям).

Потрогайте их, осмотрите. Опишите свойства и внешний вид.

Попробуйте теперь определить тему нашего урока.

Ответы учеников.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Итак, тема нашего урока: Как разрушаются камни?

Какую цель мы поставим перед собой?

V.                Работа с новым материалом.

Учитель: Ребята, рассмотрите еще раз осколки камня, которые я вам раздала. Как вы думаете, как мне удалось расколоть камень? А может ли камень разрушиться под влиянием природных явлений, т.е. без вмешательства человека?

Учитель: Сейчас я продемонстрирую вам опыт.  Смотрите внимательно.

Демонстрация опыта из учебника: в дощечку вбиты два гвоздя, между гвоздями  учитель вкладывает  монету. Показывает, что монета легко проходит между этими гвоздями. Нагревает монету: монета не входит в промежуток между гвоздями.

Учитель:  Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Ученики: При нагревании твердые тела расширяются, при охлаждении – сжимаются.

Учитель: А какое отношение этот опыт может иметь к нашему уроку?

Учитель: Более подробно о том, как происходит разрушение камней, мы узнаем с вами из учебника.

Работа с учебником.

Чтение текста (с. 63) по цепочке.

VI.             Закрепление изученного.

Вопросы из учебника:

1.      Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

2.      Почему из-за изменений температуры в камнях образуются трещины?

3.      Какую роль в разрушении скал играет вода?

4.      Какую роль в разрушении скал играет ветер?

5.      Почему растения могут ускорить разрушение камней?

Физкультминутка.

Учитель: Предлагаю вам вернуться к фрагменту рассказа «Горячий камень».

Сейчас я снова перечитаю несколько строк, а вы попробуйте изобразить действиями то, что услышите.

«…От стыда и горя Ивашка забрел в лес…».

«…Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил…»

Повтор действий 3 раза.

Учитель: Молодцы, вы были хорошими артистами.

Сообщения о камнях.

Учитель: Камни бывают разные. Какие камни вы знаете?

Учитель: Ваши одноклассники  подготовили небольшие сообщения  о драгоценных и полудрагоценных камнях.

1-ый ученик: АКВАМАРИН (от греч. «аква» — вода, «маре» — море. Согласно преданиям, благодаря своему мистическому родству с морской водой (а в действительности – цветовому сходству), аквамариновые амулеты предохраняли моряков в плавании. Вес одного из крупнейших кристаллов аквамарина достигает более 110 кг.

2-ой ученик: АЛМАЗ (от греч. «адамас» — непреодолимый, непревзойденный). Обладает наивысшей твердостью по сравнению с другими природными камнями. Наиболее крупные алмазы имеют имя. Самые богатые месторождения находятся в Африке. В нашей стране ими славится Якутия.

3-ий ученик: ГИПС (греч. «гипсос» – мел, известь). С древности гипс используется как поделочный и декоративный камень. Из него вырезают ажурные вазы, подставки, светильники, фигурки, пепельницы.

Гипс применяется как цемент и материал для лепки, в медицине, как удобрение. Месторождения с декоративными разновидностями находятся в Архангельской области, Прикамье, на Северном Кавказе и Урале.

4-ый ученик: ЖЕМЧУГ. Для того, чтобы обнаружить жемчужину, приходится осматривать раковины множества моллюсков, уничтожая при этом их обитателей; отходов получается очень много, и ущерб природе наносится немалый.

5-ый ученик: РУБИН (от латинского «рубер» — красный) – драгоценный камень. Рубины ценились выше равных по размеру изумрудов и алмазов. Именно эти камни впервые назвали восточными. Это означало: великолепные, лучшие из найденных в других уголках земли, вобравшие в себя всю красоту и яркость легендарного Востока.

6-ой ученик: ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ – бесцветные и абсолютно прозрачные кристаллы. «Хрусталь» – русская форма греческого слова «кристаллос» – лед. В Казахстане найден кристалл горного хрусталя с двухэтажный дом, его вес 70 тонн. Стекло быстро теплеет, а горный хрусталь остается холодным. В Древнем Риме богатые патриции использовали большие хрустальные шары для охлаждения рук в жару. Что это, самообман или чудесное качество камня?

Ученые нашли ответ. Оказалось, что горный хрусталь, в отличие от стекла, легко проводит тепло. Он как бы «отнимает» тепло от тела, «впитывает» его всей своей массой. А стекло быстро нагревается с поверхности, хотя внутри может оставаться холодным.

VII.          Итог урока.

Тестовая работа.

Возможны два верных варианта ответов.

1.      Камни – это:

а) созданные человеком искусственные предметы;

б) твердые тела;

в) слой земли.

2. Какое высказывание является верным?

а) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра, растений.

б) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра

в) Твердые породы не подвержены разрушению.

3. Из-за изменений температуры в камнях образуются трещины, потому что:

а) камни имеют свойство таять;

б) происходит расширение камней;

в) происходит неравномерное расширение и сжимание камней.

4.Ветер разрушает скалы, потому что:

а) он их охлаждает;

б)  заносит семена растений в трещины;

в) выдувает с поверхности скал песчинки.

5. Вода может разрушать камни, потому что:

а) потоки воды перетирают камни друг о друга и измельчают их;

б) зимой, попадая в трещины, замерзает и расширяется;

в) содержит в себе загрязняющие вещества.

Анализ тестовых работ.

VIII.       Домашнее задание.

Подготовить сообщение по выбору:

а) о каком-либо камне;

б) о горе или горах России.

Использованная литература:

1.      Баландин Р.К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов. М.: Вече. 2000 г.

2.      Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. М.: Издательство \”Правда\”, 1986 г.

3.      Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2011 г.

Эльвира Яфарова, учитель кадетской школы №1785, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте