Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся знания о природных факторах разрушения твердых горных пород. Выявить опытным путем свойства твердых тел при нагревании и охлаждении. 2. Закрепить знания учащихся о факторах, угрожающих воде, и видах помощи. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
I II трясет закрытой шкатулкой с камнями. отвечают, что это камни. : Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут сегодня удачу. ( раздает камни детям). V : VI Какое высказывание является верным? Из-за изменений температуры в камнях образуются трещины, потому что: Ветер разрушает скалы, потому что: Вода может разрушать камни, потому что: VII Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Том М.: Издательство \”Правда\”, 1986 г.
Цель урока: Ознакомить учащихся с причинами разрушения камней.
Оборудование: две динамических схемы из цветного картона для игры в метеорологов: тучи, дождинки, 2 солнца, стрелки, карточки с цифрами; осколки камней в шкатулке; диск с записью мелодии «Прогноз погоды» (заставка из программы «Время»: Франк Пурсель, «Манчестер – Ливерпуль»); шапка магистра; мантия.
Оформление: запись фрагментов стихотворений об осени на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начнем с прогноза погоды, посмотрим, какие сообщения вы подготовили дома, а потом перейдем к изучению новой темы. А вот название темы я сразу не скажу, вы поможете мне её сформулировать.
II. Наблюдения за погодой.
Игра в синоптиков
Звучит музыка «Прогноз погоды». К доске выходят двое учащихся, составляют из подготовленных карточек схему погоды на данный день: тучка, дождинки, часть солнышка, примерная температура, стрелочка, указывающая направление ветра. По очереди комментируют свои схемы.
Учитель: Ребята, какая схема, на ваш взгляд, более точная?
Какое из стихотворений наиболее точно отражает состояние сегодняшней погоды? Почему?
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца… (А. Плещеев)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: Что было задано на дом? (Нарисовать плакат «Берегите воду!»)
Итак, представьте себе, что вас с вашими работами пригласили на очень важный съезд экологов. И сейчас ваша задача с помощью плакатов рассказать всем, почему так важно защищать воду от загрязнения и как это сделать.
Так вот мы и есть слушатели и зрители. А слово предоставляется… (учитель приглашает ученика к доске).
Ребята, выходящие к доске, надевают мантию и магистерскую шапочку.
Какое сообщение вас впечатлило больше всего? Почему?
IV. Подготовка к изучению нового материала. Формулировка темы и целей.
Учитель: Сейчас вам предстоит определить тему нашего урока. Сначала я прошу вас внимательно послушать небольшой фрагмент рассказа Аркадия Гайдара. Я буду читать текст, а главное слово буду заменять словом ПРЕДМЕТ. Ваша задача догадаться, о каком же предмете идет речь.
Фрагмент рассказа Аркадия Гайдара «Горячий камень»:
От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой ПРЕДМЕТ, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.
Однако никакой пчелы на ПРЕДМЕТЕ не было. Этот ПРЕДМЕТ был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.
Ясно, что ПРЕДМЕТ был волшебный! – это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого ПРЕДМЕТА может он взять для себя пользы и толку.
И вот он прочел такую надпись:
КТО СНЕСЕТ ЭТОТ ПРЕДМЕТ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.
Учитель: Так о чем речь в рассказе? (О камне). А кто-нибудь читал этот рассказ? (Ответы учащихся). Называется это произведение «Горячий камень». Автор – Аркадий Гайдар.
Как поступил Ивашка, вы сможете узнать, прочитав этот рассказ, если еще с ним не знакомы. А я тоже нашла этот волшебный камень и догадайтесь, что я вам принесла.
Учитель трясет закрытой шкатулкой с камнями. Ученики отвечают, что это камни.
Учитель: Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут сегодня удачу. (Учитель раздает камни детям).
Потрогайте их, осмотрите. Опишите свойства и внешний вид.
Попробуйте теперь определить тему нашего урока.
Ответы учеников.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока: Как разрушаются камни?
Какую цель мы поставим перед собой?
V. Работа с новым материалом.
Учитель: Ребята, рассмотрите еще раз осколки камня, которые я вам раздала. Как вы думаете, как мне удалось расколоть камень? А может ли камень разрушиться под влиянием природных явлений, т.е. без вмешательства человека?
Учитель: Сейчас я продемонстрирую вам опыт. Смотрите внимательно.
Демонстрация опыта из учебника: в дощечку вбиты два гвоздя, между гвоздями учитель вкладывает монету. Показывает, что монета легко проходит между этими гвоздями. Нагревает монету: монета не входит в промежуток между гвоздями.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Ученики: При нагревании твердые тела расширяются, при охлаждении – сжимаются.
Учитель: А какое отношение этот опыт может иметь к нашему уроку?
Учитель: Более подробно о том, как происходит разрушение камней, мы узнаем с вами из учебника.
Работа с учебником.
Чтение текста (с. 63) по цепочке.
VI. Закрепление изученного.
Вопросы из учебника:
1. Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
2. Почему из-за изменений температуры в камнях образуются трещины?
3. Какую роль в разрушении скал играет вода?
4. Какую роль в разрушении скал играет ветер?
5. Почему растения могут ускорить разрушение камней?
Физкультминутка.
Учитель: Предлагаю вам вернуться к фрагменту рассказа «Горячий камень».
Сейчас я снова перечитаю несколько строк, а вы попробуйте изобразить действиями то, что услышите.
«…От стыда и горя Ивашка забрел в лес…».
«…Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил…»
Повтор действий 3 раза.
Учитель: Молодцы, вы были хорошими артистами.
Сообщения о камнях.
Учитель: Камни бывают разные. Какие камни вы знаете?
Учитель: Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения о драгоценных и полудрагоценных камнях.
1-ый ученик: АКВАМАРИН (от греч. «аква» — вода, «маре» — море. Согласно преданиям, благодаря своему мистическому родству с морской водой (а в действительности – цветовому сходству), аквамариновые амулеты предохраняли моряков в плавании. Вес одного из крупнейших кристаллов аквамарина достигает более 110 кг.
2-ой ученик: АЛМАЗ (от греч. «адамас» — непреодолимый, непревзойденный). Обладает наивысшей твердостью по сравнению с другими природными камнями. Наиболее крупные алмазы имеют имя. Самые богатые месторождения находятся в Африке. В нашей стране ими славится Якутия.
3-ий ученик: ГИПС (греч. «гипсос» – мел, известь). С древности гипс используется как поделочный и декоративный камень. Из него вырезают ажурные вазы, подставки, светильники, фигурки, пепельницы.
Гипс применяется как цемент и материал для лепки, в медицине, как удобрение. Месторождения с декоративными разновидностями находятся в Архангельской области, Прикамье, на Северном Кавказе и Урале.
4-ый ученик: ЖЕМЧУГ. Для того, чтобы обнаружить жемчужину, приходится осматривать раковины множества моллюсков, уничтожая при этом их обитателей; отходов получается очень много, и ущерб природе наносится немалый.
5-ый ученик: РУБИН (от латинского «рубер» — красный) – драгоценный камень. Рубины ценились выше равных по размеру изумрудов и алмазов. Именно эти камни впервые назвали восточными. Это означало: великолепные, лучшие из найденных в других уголках земли, вобравшие в себя всю красоту и яркость легендарного Востока.
6-ой ученик: ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ – бесцветные и абсолютно прозрачные кристаллы. «Хрусталь» – русская форма греческого слова «кристаллос» – лед. В Казахстане найден кристалл горного хрусталя с двухэтажный дом, его вес 70 тонн. Стекло быстро теплеет, а горный хрусталь остается холодным. В Древнем Риме богатые патриции использовали большие хрустальные шары для охлаждения рук в жару. Что это, самообман или чудесное качество камня?
Ученые нашли ответ. Оказалось, что горный хрусталь, в отличие от стекла, легко проводит тепло. Он как бы «отнимает» тепло от тела, «впитывает» его всей своей массой. А стекло быстро нагревается с поверхности, хотя внутри может оставаться холодным.
VII. Итог урока.
Тестовая работа.
Возможны два верных варианта ответов.
1. Камни – это:
а) созданные человеком искусственные предметы;
б) твердые тела;
в) слой земли.
2. Какое высказывание является верным?
а) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра, растений.
б) Разрушение твердых пород вызвано: изменениями температуры, действием воды, ветра
в) Твердые породы не подвержены разрушению.
3. Из-за изменений температуры в камнях образуются трещины, потому что:
а) камни имеют свойство таять;
б) происходит расширение камней;
в) происходит неравномерное расширение и сжимание камней.
4.Ветер разрушает скалы, потому что:
а) он их охлаждает;
б) заносит семена растений в трещины;
в) выдувает с поверхности скал песчинки.
5. Вода может разрушать камни, потому что:
а) потоки воды перетирают камни друг о друга и измельчают их;
б) зимой, попадая в трещины, замерзает и расширяется;
в) содержит в себе загрязняющие вещества.
Анализ тестовых работ.
VIII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение по выбору:
а) о каком-либо камне;
б) о горе или горах России.
Использованная литература:
1. Баландин Р.К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов. М.: Вече. 2000 г.
2. Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. М.: Издательство \”Правда\”, 1986 г.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2011 г.
Эльвира Яфарова, учитель кадетской школы №1785, Москва
Комментарии