Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ
Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза
Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей
Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку
В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям
Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области
«Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития
Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю
Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес
Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области «Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке

Урок на тему «Политическое развитие. Александр I».

Дата: 15 марта 2012, 00:38
Автор:

Цель: выяснить характер первых мероприятий царя Александра I Павловича, нацеленных на реформирование общества и государства, рассматриваемых им как продолжение политики Екатерины Великой, связь этих реформ с личностью и окружением царя.

План урока

1. Личность Александра I.

2. Первые мероприятия Александра I. Кружок «молодых друзей».

3. М. Сперанский и проект государственного переустройства.

4. Основные направления внешней политики России (европейское и ближневосточное).

Эпиграф к уроку: “Дней Александровых прекрасное начало” (А. Пушкин).

Основные понятия: внутренняя политика, континентальная блокада, колониальная политика.

Формирование умений: рассказывать (устно) о важнейших событиях отечественной истории начала ХIХ в., их участниках, показывая знание соответствующих дат и фактов, умение пользоваться историческими терминами, проводить поиск информации в историческом документе (в соответствии с заданием); использовать факты, содержавшиеся в источниках, в рассказе о событиях отечественной истории; анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления, показывать, к каким общим процессам отечественной истории относятся отдельные исторические факты (войны, реформы и т.д.); сопоставление оценок исторических событий, явлений, личностей прошлого, определение и аргументирование собственного отношения к ним.

1. Актуализация знаний

Назовите форму правления и правителя в ведущих странах Европы в начале ХIХ века.

Вспомните, какие изменения в политическую жизнь Европы внес Венский конгресс.

Какую роль сыграла Россия на Венском конгрессе и в образовании Священного Союза? Каково было предназначение Священного Союза?

Какое отношение имел Александр I к Екатерине Великой? К Павлу I? Что было общего и что различного в основных направлениях внутренней и внешней политики Екатерины II и Павла I?

2. Постановка проблемы и возможная схема рассмотрения вопроса:

ХIХ век в России прошел под знаком двух основных требований: ограничения самодержавия, отмены крепостной зависимости.

Российские реформы в конечном счете были нацелены на решение именно этих двух основных проблем «русской действительности». Эти требования привлекали к себе внимание как «верхов» (царское правительство), так и «низов» (как культурной элиты, так и многочисленного крестьянства).

Каковы были первые шаги нового правителя – Александра I? В сторону реформ или реакции? Каково было влияние на молодого царя его бабки Екатерины, отца Павла Петровича, семьи, ближайшего окружения, а также дворянства как социальной опоры самодержавия?

3. Исследование вопроса

Политика первой трети ХIХ в. во многом определялась личностью государя. Вспомним, насколько трагической была передача престола в течение всего ХVIII и начала ХIХ века. В результате переворота 1801 года пришел к власти и Александр Павлович, неся впоследствии на душе груз отцеубийства (знал о подготовке и не предотвратил). Цари были верхушкой пирамиды русского общества. Русские цари воспитывались с убеждением, что они должны передать наследнику хозяйство в целости и сохранности. В то же время русские цари давали образец (эталон) поведения высшему обществу.

Русское самодержавие всегда вызывало повышенное внимание к моменту смены монарха, ожидание поворота. 11 марта 1801 года в Петербурге царила атмосфера праздника: люди поздравляли друг друга, радовались «как в день Воскресения Христова», выходили на улицу в одежде запрещенного Павлом I фасона, выезжали на улицу в недозволенных экипажах, говорили на запрещенные темы. Рассказывали, что по одному из петербургских тротуаров в то утро проскакал гусар с криком «Ура! Теперь все можно!». От Александра I ждали «дней… прекрасное начало…» и проецировали на него ожидания радостные. В царствование Александра I впервые власть решилась на смягчение политического режима в стране, крепостного права. Александр Павлович не только говорил о необходимых изменениях в политической жизни России, но и делал попытки ее реформирования.

Задания

1. Дайте характеристику царю Александру Павловичу. Используйте для этого материалы учебника и рабочей тетради.

2. Отметьте те, по-вашему, положительные и отрицательные качества императоров, которые могли повлиять на политическое развитие страны.

Понимая необходимость реформ, соглашаясь со своим воспитателем Лагарпом, говорившим, что «закон выше монарха», Александр I пошел на осуществление программы «просвещения сверху» и привлек для этого молодые передовые силы дворянства, лучшие умы страны. Сначала он собирает вокруг себя молодых друзей и организует с их участием Негласный комитет.

Интересен состав комитета. Это граф Павел Строганов, личный друг царя, сын богатейшего екатерининского вельможи. В годы Великой французской революции он оказался в Париже и вступил в якобинский клуб. Членом кружка стал и его двоюродный брат Николай Новосильцев, поляк князь Адам Чарторыйский был послом при дворе короля Сардинии. А Виктор Кочубей, племянник канцлера Безбородко, воспитывался в Англии и в 24 года занял пост посла в Константинополе. Да и сам государь, находившийся под постоянным давлением высших бюрократических и гвардейских сфер, наилучшим образом ощущал себя вне С.-Петербурга, вне России. В первые годы правления царь отличался религиозной терпимостью. Все члены Негласного комитета были масонами. Существует мнение, что и сам Александр I был принят в масонский орден в 1808 г.

Вопросы

1. Что объединяет названных членов Негласного комитета?

2. Какую роль допущение их к активному конструированию политики России могло сыграть во внутриполитической ориентации России?

Из написанного Строгановым «Наброска конституции» ясно, что вопрос о гражданских свободах и освобождении крестьян – это вопрос далекого будущего. Сначала надо определить силы, которые могут поддержать эти начинания. На кого опереться? Две силы можно было привлечь: дворянство и бюрократический аппарат.

На заседаниях кружка «молодых друзей» поднимался вопрос об изменении функции Сената. Записка о его реформе была составлена П. Завадовским. Он предлагал предоставить Сенату право законодательной инициативы, контроля над всеми учреждениями империи и пр. Были и более радикальные проекты, но кружок предотвратил превращение Сената в орган, обладающий реальной властью. В 1802 г. обнародовали указ о замене старых коллегий министерствами, что вело к усилению централизации страны, с одной стороны, к вестернизации России – с другой.

Но положение в государстве оставалось тяжелым. Соратник Сперанского адмирал Семен Мордвинов в письме к императору представил «ужасную картину всеобщего расстройства в государстве», а Н. Карамзин в своей «Записке» подчеркнул особенность российского общества: «Везде грабят, и никто не наказан».

М.М.Сперанский и проект государственного переустройства

Необходимо обратить внимание на сущность, направленность и результаты реформ М. Сперанского. Это человек выдающийся, привнесший много нового в работу государственной машины того времени. Сперанский родился в 1772 г. в семье сельского священника, образование получил в духовной семинарии и академии, какое-то время преподавал в академии, затем перешел на гражданскую службу. С 1802 года он редактировал все важнейшие проекты законов. В 1806 году был приближен к императору и с этого времени занимался в основном проведением реформ. Создавался общий план государственных реформ, включавший в себя уравнение сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного ряда учреждений – законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления, имели выборный, земский характер. Во главе этого здания предлагалось поставить три учреждения: законодательное – Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное – министерства, ответственные перед Думой, и судебное – Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии. Роль аристократии – быть блюстительницей законов по всем отраслям управления и охранительницей интересов народа.

Привлеченный царем к реформаторству талантливый М. Сперанский понимал, что деспотизм власти и рабство его подданных – «скрижали», о которые разбиваются как о камень любые законы. Он попытался воплотить в жизнь, причем с учетом специфики русской культуры, идеалы просвещения. Реформа М. Сперанского, к которой он приступил при полной поддержке императора, была направлена на создание монархии, ограниченной конституцией. Предлагая введение принципов разделения властей (законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – ответственные перед думой министерства, судебная – Сенат), законности, выборности многих органов (дума, земства), Сперанский пытался изменить механизм функционирования государственного устройства, создать в России монархию буржуазного типа, ввести элементы правового государства. Однако планы реформ, направленных на создание в России правового государства, так и остались на бумаге.

По идее М. Сперанского в России должна была возникнуть такая система отношений: конституционный монарх (ограничен Основным законом), монархическая аристократия (наблюдает за действиями законов и власти), свободный народ (связан с аристократией единством интересов).

Таким образом, встала задача, как сделать народ свободным и как связать его единством интересов с государством (аристократией и монархом).

Некоторые круги высшего дворянства во главе с Н. Карамзиным ополчились на реформаторские идеи Сперанского и заблокировали их осуществление. Ограничить самодержавие? Нет! «Самодержавие есть палладиум России; целостность его необходима для его счастья», – утверждал Карамзин. Примечательны слова Карамзина: «Не формы, а люди важны». То есть не законы, не правила, а хороший или плохой государь, хорошие или плохие его отношения с обществом и его отдельными членами. Оппозиция Сперанскому была столь сильной, что за два месяца до начала войны с Наполеоном Александру I пришлось его удалить от себя, выслав сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Так кончилась «эпоха Сперанского». План не был реализован в полном объеме, осуществлены были лишь его части, касающиеся центрального управления: 3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, звания теперь не соединялись с определенными должностными обязанностями, и всем дворянам, имеющим звания, предписывалось в двухмесячный срок поступить на службу.

Указ от 6 августа того же года установил производство в гражданские чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должность. 1 января 1810 года был открыт преобразованный Государственный совет. В 1810 и 1811 годах были реформированы министерства, созданные указом 1802 года. Были реформированы налоговая система, Сенат и ряд других ведомств. Война 1812 года привела к длительному перерыву реформаторской деятельности.

Оценки проектов Сперанского очень разные. В. Ключевский оценил план реформ, подготовленных М. Сперанским, как нереальный. Американский историк Марк Раев, напротив, считал, что Сперанский сумел заложить «основы цельной, устойчивой и относительно эффективной системы, прочность которой была подтверждена ее способностью выжить почти без перемен до революционных волнений начала ХХ века».

Какая из оценок деятельности М. Сперанского вам кажется наиболее верной?

А. Попытки Сперанского реформировать систему государственного управления были бесполезны, бесперспективны, поскольку сохранялось главное – самодержавие.

Б. Сперанский попытался ввести в свою модель управления государством принцип разделения властей. Сохранение же монархии объясняется пониманием отдаленности российской политической действительности от идеалов просвещения. Его проект наиболее соответствовал России начала века. Если вы не согласны ни с одной из перечисленных оценок, добавьте свою.

Какие из перечисленных ниже причин неудач реформ Сперанского вам кажутся наиболее верными?

А. Относительно устойчивое экономическое положение страны, где помещичье крепостническое хозяйство еще не исчерпало всех своих возможностей.

Б. Приближение европейской войны, в которой России предстояло играть активную роль и которая требовала сплочения правящих слоев.

В. Неготовность русского общества к реформам.

Если вы не согласны ни с одним из перечисленных мнений, напишите свое.

Историки давно спорят о причинах и истоках поворота Александра I к политике реформ. Какое из мнений вам кажется более правильным?

А. Мировоззрение Александра Павловича формировалось под воздействием идей просвещения, внушавшихся ему воспитателем, швейцарским просветителем Лагарпом. Отсюда мысли Александра о необходимости ограничения самодержавия народным представительством, отмены крепостного права.

Б. Русскую дворянскую аристократию привели в шок кровавые и разрушительные последствия Великой французской революции, которые показали, что может случиться, если затягивать с реформами.

Сравните государственное устройство России конца ХVIII в. и начала ХIХ в. Какие органы власти и управления существовали до ХIХ в., какие явились новыми?

Были ли в России начала ХIХ в. представительные органы? Существовало ли разделение властей?

Сравните государственное устройство России и США, Франции, Германии, Великобритании. Сделайте выводы.

Возможные вопросы для обсуждения

1. Осознавая необходимость реформирования России, ограничения самовластия монарха, Александр I пытался разрешить проблему: как ограничить самодержавие, не ограничивая власти государя? Удалось ли ему решить эту задачу?

2. Согласились бы вы с характеристикой времени Александра I как «времени нереализованных порывов»?

3. О чем свидетельствуют слова Александра I, приведенные Державиным в бытность его министром: «Ты меня всегда хочешь учить, – говорил император – Я самодержавный государь и так хочу»?

4. Какова была судьба предложенных Сперанским органов: Сената, Государственного совета, Государственной думы?

5. Подумайте! Соратник Сперанского адмирал Семен Мордвинов в письме к императору предложил государю: «Положитесь более всего на дворянство, на сию твердую подпору государства…». Как дворянство, высшее чиновничество откликнулось на проекты Сперанского?

Крестьянский вопрос и правительство Александра I

Как и в политике, экономические и социальные вопросы были целиком в руках правительства. В начале ХIХ в. появилось несколько указов, ломающих привычную социальную схему: в 1801 г. разрешили людям недворянского звания покупать незаселенные земли, и это стало началом процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения. 40 тысяч человек было отпущено помещиками на волю после появления в 1803 г. указа о вольных хлебопашцах. Через год император утвердил проект аграрной реформы в Прибалтике, разработанный комитетом «По улучшению быта остзейских крестьян», по которому крестьяне становились владельцами своих земель, а размеры их повинностей фиксированными. М. Сперанский видел в ликвидации личной зависимости крестьян условие продвижения всего общества к европейской цивилизации. Для создания конституционной монархии необходимо было освободить всех крестьян. Это было условие осуществления реформ. В это же время встал важнейший вопрос об условиях освобождения – с землей или без земли: если с землей, то за выкуп или бесплатно и кто будет определять цену земли? По мысли М. Сперанского, освобождение крестьян должно было свершиться в два этапа: личное освобождение (крестьянин остается прикрепленным к земле), освобождение без земли, дающее свободу перехода крестьянина от одного помещика к другому.

Оппозиция проекту отмены крепостного права была возглавлена Н. Карамзиным. Отменить крепостничество? «Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу».

Карамзин считал, что России не нужна конституция, а нужны 25 честных губернаторов. Считая всякие насильственные потрясения гибельными, он подчеркивал: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые проходят от улучшения нравов…», что лучшее движение «в направлении монархическом».

На уроке можно обратить внимание на вхождение Грузии, Азербайджана, Армении, Молдавии и Финляндии в состав Российской империи в начале ХIХ века; особенности и обстоятельства вхождения. В этой связи рассматривается вопрос о войнах России на Кавказе.

Европейская политика России, отношения с Францией и Великобританией

В 1807 г. возле Тильзита состоялась экзотическая встреча Александра и Наполеона на плоту посреди Немана. Вчерашние враги заключили мир.

Работа с отрывками из документа (Условия Тильзитского договора 1807 г.):

1. «Быть заодно во всякой войне».

2. «Ни в коем случае не вступать в мирные переговоры без участия или согласия другой стороны».

3. «…Российский посланник получит приказ – немедленно покинуть Англию».

4. «Требования к трем дворам: Копенгагенскому, Стокгольмскому и Лиссабонскому – о закрытии их портов англичанам, об отозвании их послов из Лондона».

5. «Энергично настаивать перед Венским двором, чтоб он закрыл порты англичан, отозвал из Лондона своего посла».

6. «Настоящий договор остается тайным и не будет обнародован».

Кому и чем был выгоден Тильзитский договор? Почему он был тайным? Почему Россия сначала враждовала с Францией, а потом пошла на заключение мира?

Обобщение и подведение итогов

Начальный этап царствования Александра I характеризуется попытками реформ, направленных на либерализацию политической власти и смягчение крепостнических отношений. Союзниками самодержца сначала был кружок – Негласный комитет, а затем М. Сперанский. Однако радикально изменить ситуацию в стране силы, стоявшие у власти, не смогли.

Елена Захарова, кандидат исторических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt