Савельева пришла на встречу в темных очках и надвинутом на глаза капюшоне. На нее указывают пальцами – садистка, избила ребенка.
Звезда поневолеЗвездой 38-летняя Светлана стала в одночасье, сама того не желая. Желала она совсем другого – работать в школе. Окончила Сибирскую государственную академию физической культуры, в 2001-м провела первый самостоятельный урок. Приросла быстро – настолько, что когда выходила замуж, первым делом свадебный кортеж отправился к школе. Правда, вскоре пришлось уехать за мужем на Север. Вернувшись в Омск, работала в спортивном клубе.- Бывших учителей, наверное, не бывает, – говорит она. – Скучала. Музыку услышу – «моим бы понравилось»… Я один класс выпустить успела. А когда освоила кроссфит, загорелась, ведь эту методику можно детям передать. Простая, эффективная, оборудования специального не нужно, в самый раз для школы.В декабре удалось устроиться в школу, которую считала родной, хотя там давно сменились и коллектив, и директор… Нагрузку дали небольшую, зарплату положили соответствующую, да и первая категория «сгорела». Район, где расположена школа, не самый благополучный – Лукьяновка, «деревня» на отшибе города. Труднее всего было вести уроки в 6-м классе. Непростой класс, предупреждали ее коллеги. Можно было бы назвать дружным, если бы дружба не проявлялась странно.- Мальчишку одного, назовем его Сережа (имена детей изменены. – Прим. авт.), долбили вместе, – рассказывает педагог. – Он худенький, сутулый, раскоординированный. Собственно, и заниматься должен был отдельно – у него спецгруппа. Но очень уж ему хотелось быть вместе с классом, как все. Получалось плохо. Строю шеренгу: 20 человек встают в одну, Сергей – в другую, один, выталкивают. Все улягутся на маты, он – на пол, чтоб не скинули. Самое большое удовольствие для мальчишек – догнать его и пнуть в полете. А уж какое счастье довести Сережку до того, что рычать и кидаться будет! «Зачем, – говорю, – вы это делаете? Неужели не понимаете, как тяжело быть нездоровым?» «Да пусть дома бы сидел, чтоб его никто не видел», – отвечают… И так каждый урок.В тот злополучный день, 15 марта, Светлана принимала норматив по скакалке – готовились к районным соревнованиям «Орлята России». Сидела на скамейке с секундомером в руке, смотрела на ноги ребят. Удивилась, что мало мальчишек. Встала оглядеться, подняла кем-то брошенную скакалку… Рассказывает, что увидела в дальнем углу совсем неспортивную игру. Сережка закрывал руками голову, а четверо или пятеро одноклассников по очереди хлестали его скакалкой. С потягом, из-за плеча. Увидев стремительно приближающуюся учительницу, полетели в разные стороны. Один подвернулся под ноги, и разгоряченная Савельева отмахнулась от него рукой, в которой держала скакалку.- Он мне крикнул: «Я вас засужу», – Светлана опускает голову. – Внимания даже не обратила, вспомнила только на перемене, когда в тренерскую вошла директор школы Ольга Николаевна Олексина и потребовала немедленно написать заявление об увольнении. Удивилась, вышла за ней в коридор. Там уже рыдает обиженный Артем, до этого ни слезинки не проронивший. Я к тому же, как и всем устроителям «порки», влепила ему двойку.- Кто тебя избил, Артем? Светлана Васильевна? – по словам Савельевой, Олексина организовала «очную ставку».Учителю слова не дали – в кабинете директора все кончилось за пять минут:- Пыталась защищаться: не так, мол, все было, Ольга Николаевна, спросите у детей. Классный руководитель как раз привела в директорскую 6-й. Но директор всех выгнала и криком потребовала писать заявление или немедленно полицию вызовет.Террористическая угроза- Я растерялась, – объясняет учитель. – Ведь даже не поняла, что ударила Артема. Махнула скакалкой, как продолжением руки, понимаете? Сильно, слабо, не знаю. Мешал он мне, я к Сережке спешила. А директор так кричала… Если уж она не захотела выслушать меня, разве полиция станет? Откуда-то взялось отпечатанное заявление, подмахнула, чтобы скорее все кончилось. Собрала вещи как в тумане, ребятишки прибежали прощаться. Надо было, конечно, позвонить Маме Артема, поговорить, представляю, что она пережила, услышав, что сына избил учитель. Но я была как в бреду, в голове одна мысль: «Я никто».Мама Артема долго ждать не стала – уже через пару-тройку часов позвонила в полицию. Утром отправились на экспертизу, обнаружившую два следа от удара скакалкой. Прокуратура Советского округа в тот же день сделала на своем сайте заявление:«В отдел полиции №8 УМВД России по г. Омску обратилась мать ученика 5-го класса… После сдачи норматива «прыжки на скакалке» ребенок вместе со своими друзьями решили разыграть сценку, согласно правилам которой он убегал от своих преследователей, а одноклассники его догоняли. Во время игры несовершеннолетний потерпевший сложил свою скакалку в несколько раз, чтобы она напоминала резиновую палку, при этом, играя, якобы наносил ею удары по телу одного мальчика. Эту игру увидела учитель физической культуры, которая подошла к ученику и, не разобравшись в происходящем, схватила за шею, после чего скакалкой нанесла ему около 20 беспорядочных ударов по телу. Очевидцами указанного происшествия стали ученики 5-го класса. Вернувшись домой из школы, ребенок рассказал о случившемся своей матери, которая, осмотрев сына и обнаружив на его теле многочисленные следы от удара скакалкой, обратилась в полицию».Видимо, прокуратура очень спешила – классы перепутаны, два удара превратились в 20, травля оказалась сценкой. Громкие дела – основа репутации? Савельева узнала о том, что она «садистка», как тут же сделали вывод СМИ, когда на нее указали пальцем на улице. Директор школы позировала перед телекамерами, с удовольствием сообщая, что меры приняты – учитель уволен. О конфликте между детьми она, конечно, не упоминала. Мне же хотелось разобраться. О том, почему в школе травили ребенка и что с ним станет дальше, Олексина говорить не хотела, что было ясно уже по телефону. Но, поскольку одобрение Департамента образования на комментарий было получено, выдавила: «Приезжайте в рабочее время». Отправились вдвоем с коллегой из другого издания – не хотелось лишний раз дергать занятого человека. Записались на вахте, подождали в приемной, слушая, как директор распекает учеников. Вся администрация оказалась в сборе. Протянули удостоверения…Олексина сообщила, что устала уже «со всеми нами» разговаривать, потому никаких комментариев не даст. Пришлось ответить, что это ее обязанность как должностного лица. У директора была бурная реакция, тут же подхваченная завучами. Претензии были странными: «Вы прорвались через вахту и ворвались в мой личный кабинет! Без моего разрешения включили диктофон! Я расцениваю вас как террористическую угрозу!» После последнего заявления директор нажала тревожную кнопку.Директор кричала долго, началась перемена, сбежались дети, пришел участковый. Написали объяснительные и заявления о воспрепятствовании профессиональной деятельности. У меня создалось впечатление, что директор считает школу личной вотчиной, антитеррором защищает исключительно себя, а решать рабочие вопросы без привлечения полиции не умеет.Злодей или жертва?О том, что происходит в 6-м классе, знали многие. В том числе и дети. Пока группа захвата слушала директора, я поймала двух девчонок из параллельного 6-го класса:- Ой, да они Сережку этого бедного все время тюкают. А Светлана Васильевна хорошая, добрая, заступилась.Получается, что единственный человек, заступившийся за изгоя, уволен. Плохо, наверное, заступилась, резко, не рассчитала силы. Но теперь понятно, почему никто не сделал этого раньше.- Не принято у нас было к директору ходить, советоваться, – объяснила Светлана Васильевна. – На совещаниях получали задания, лишнего не говорили. А классный руководитель у них добрая, мягкая женщина, мы с ней не совпадали как-то по времени, раньше 11 не приходит.Классный руководитель 6-го класса разговаривать тоже не захотела, правда, более вежливо: «Вынуждена отказаться от вашего предложения». Психолога в школе на момент инцидента с Савельевой не было месяц. Та, что работала прежде, за два месяца с новым учителем не познакомилась. Телефонов коллег Светлана Васильевна мне не дала, чтобы «не подставлять товарищей». Обещала поговорить с ними сама, но наутро сказала дрожащим голосом: «Никто не хочет сказать ничего даже анонимно». А вот мама «жертвы» пыталась – то ли одумавшись, то ли побеседовав с сыном по душам. Отправилась в полицию забирать заявление, но там, по ее словам, только поулыбались: кто же его теперь отдаст? Светлана Новосельцева, бывший тренер Савельевой по кроссфиту, и Татьяна Дубинина, администратор детского спортклуба «Добрыня», где работала Светлана Васильевна, сказали почти одно и то же:- Света очень добрый человек, всегда бросается на помощь. Ни разу никакого конфликта ни со взрослыми, ни с детьми у нее не было. Дети до сих пор требуют тренера Савельеву.Как школе удалось за три с половиной месяца сделать из Савельевой «монстра»? Такого, о котором говорила директор в интервью «Комсомольской правде», еще в телефонном разговоре предлагая его использовать:«Учитель выглядела абсолютно спокойной. Я не заметила какого-то возбуждения в ее поведении или чувства стыда. Мне показалось, она до сих пор считает, что поступила правильно. Говорит, слабых нужно защищать».Как-то по-разному мы с Олексиной смотрим, наверное. Я увидела потухшую, измученную женщину, тщательно подбирающую слова, чтобы никого не обидеть, и загорающуюся только тогда, когда рассказывала про детей. Кроме Сережки, о котором – с искренней, как мне показалось, горечью. Только теперь Светлана по подсказке адвоката написала заявление в прокуратуру с жалобой на травлю ребенка. «УГ» отправила такой же запрос в Департамент образования Омска и будет следить за развитием событий.Все перемешалось в этой истории: кто жертва, кто злодей, неясно. Какие уроки вынесут из нее ее участники и свидетели? Пожалуй, лучше всего об этом сказал Андрей Неупокоев, адвокат Светланы Савельевой, которой предстоят следствие и суд:- Преподаватели теперь точно знают, что воспитание детей – дело родителей, а не их, что человеческое отношение к проблемам детей наказуемо лишением работы. Побитый одноклассниками мальчик осознал, что сопротивление сильным бесполезно, и будет в дальнейшем благодарно улыбаться всем, кто его унижает. «Потерпевший» вынесет даже два урока: над слабым можно безнаказанно издеваться, а сильного легко победить с помощью лжи и подлости.Адвокат ошибается только в одном: урок лжи и подлости получили гораздо больше детей и взрослых.Омск
Комментарии